Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование игровых и занимательных форм работы с детьми по формированию
14 минут 6151 1447

Использование игровых и занимательных форм работы с детьми по формированию

MALIHINA fotoДорогие друзья, мы рады, вновь, представить вам Малыхину Светлану Владимировну, воспитателя высшей квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Светлана Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию игровых и занимательных форм работы с детьми по формированию математических знаний и умений дошкольников в условиях семейного воспитания. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Владимировны:

«Самым эффективным средством развития математических способностей детей дошкольного возраста является дидактическая игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям».

Познавательного чтения…


Использование игровых и занимательных форм работы с детьми по формированию

математических знаний и умений дошкольников в условиях семейного воспитания

Посмотреть статью с приложениями

                                                                                       
«Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них».

                                                     Роджер Бэкон

Одно из самых главных требований начальной школы заключается в том, чтобы у выпускников дошкольных учреждений был сформирован интерес к учебной деятельно­сти, желание учиться, чтобы будущий первоклассник имел прочную основу элемен­тарных математических знаний и умений.

В соответствии с этим требованием дети должны знать:

  • числа в пределах десяти
  • уметь считать в прямом и обратном порядке по одному и группами
  • обозначать место того или иного числа в натуральном ряду
  • уменьшать или увеличивать число на несколько единиц (прибавлять и отнимать)
  • понимать от­ношения между смежными числами
  • знать состав чисел из двух меньших
  • составлять и решать простые задачи и примеры на сложение, вычитание, пользоваться знаками +, —, =.
  • уметь делить предмет на две, четыре равные части, знать, как они называются, на конкрет­ном материале устанавливать, что целое больше, чем часть этого целого.

Самым эффективным средством развития математических способностей детей дошкольного возраста является дидактическая игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлекаясь, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей, также нашим детям очень нравятся задачи-шутки на сообразительность                                  

1. Папа-гусь и мама-кошка купили для своих деток по восемь тапок. Сколько деток у каждого?

2. Бабушка купила внучкам пять конфет и три порции мороженого. Съели все порции мороженого и столько же конфет. Сколько осталось конфет?

3. Какие камни в море? (Мокрые)

 4. Назови число больше пяти, но меньше двух? (Такого числа не существует.)

5.Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм камней?

6.На дубе – четыре ветки. На каждой ветке растет еще по 4 ветки. На каждой из тех веток весит по четыре шишки. Сколько всего шишек?

7.Три, три, три, три да еще три. Что получится?

8. Жила-была Баба-яга Костяная Нога в избушке на курьих ножках. Жили с ней внук Кузька, ворон Григорий, филин Филька и кот Васька. Сколько всего внуков было у Бабы-Яги?

9. Пара лошадей пробежала 5 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?
10. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 5 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?

11.На столе стояло 5 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (5)

12.У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

13.Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

14.Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели)

15.В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной).

16.На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько — на берёзе яблоки не растут.)

Огромная  роль вразвития математических способностей детей принадлежит семье.

  1.  Окружающие ребёнка предметы и деятельность взрослых могут значительно расширить математические представления.
  2.   Необходимо только заинтересовать малыша тем, что находится вокруг, и помочь ему увидеть необычное в обыденном, направить внимание на осмысление процесса и результатов действий: измерения, увеличения или уменьшения подсчётов, установления соответствия, определения времени, нахождения маршрута движения и многого другого.  

Содержание и методика проведения занятий в семье зависят, прежде всего, от уровня развития ребенка. Основные принципы организации занятий с детьми в семье – это

  • доступность предложенного материала
  • последовательность
  • систематичность в работе
  • широкое использование наглядности, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, заинтересованность и активность самих детей. 

В совместной деятельности с детьми дома можно использовать разнообразные задания, которые в достаточном количестве находятся в картотеке нашего ДОУ и очень нравятся нашим воспитанникам и родителям

Нередко в семье взрослые не позволяют ребёнку изучать свойства предметов, так как боятся, что он замочит рукава рубашки, испачкает стены или стол, насорит, разобьёт что-то, порежется и т.д. Все опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.

  1.   «Не тяни время», — часто повторяет мама ребёнку. Наконец у маленького философа появляется вопрос: как это — тянуть время? Его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик? Такое явление как субъективность восприятия времени может быть проверено опытным путём.

Опыт 1 Ребёнку предлагается сесть удобно на стульчик и закрыть глаза. Мама включает секундомер. Когда, по мнению ребёнка, пройдёт минута, он должен поднять руку. С помощью секундомера отмечается, сколько времени  прошло на самом деле. Мама и ребёнок могут поменяться ролями. По завершении опыта они  обмениваются впечатлениями.                   

Опыт 2 Ребёнку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них отличия. По истечении минуты мама просит ребёнка закончить работу, но не сообщает, сколько времени прошло. Ребёнок высказывает предположение о том, сколько времени прошло, пока он рассматривал картинки. Необходимо подвести дошкольника к пониманию того, что при занятии интересным делом человек, как бы не замечает времени, а при выполнении неинтересной, скучной работы или её отсутствии ему кажется, что время тянется медленно. Делать что-то медленно, тратить попусту время — это и означает «тянуть время». Можно провести подобные опыты, используя другие задания, выбрав иную продолжительность времени, привлечь к участию в опытах других членов семьи.

В домашнем образовании рекомендуется использовать разные по содержанию задания на сообразительность, требующие применения различных методов при их выполнении. Например, задания на нахождение персонажа или объекта решаются методом исключения , например:

На картинке изображено три котёнка: один котёнок полосатый с бантом, второй котёнок полосатый с белым хвостом, а третий котёнок чёрный. Задание: три котёнка играли с клубком. Скажи, кто запутал нитки. Это был не чёрный котёнок, а полосатый; у него не было бантика, зато у него белый хвостик. При выполнении задания рассуждения строятся так: из условия известно, что это бы не чёрный котёнок. Значит, остаются два полосатых. Чем они отличаются друг от друга? Один котёнок с бантом, другой с белым хвостом. Нам надо выбрать одного из них. В условии сказано, что котёнок полосатый, но без банта. Следовательно, остаётся только один возможный вариант ответа: нитки запутал полосатый котёнок с белым хвостом.

А вот задание на определение числа, где используется различное основание счёта.

В магазин пришли три лыжника и купили для себя лыжные палки. Сколько палок было продано? Необходимо наглядно продемонстрировать ребёнку эту задачу, нарисовав сначала две палки, обвести их кружком и под ними условно изобразить лыжника. Сделать такой же рисунок для второго лыжника, а затем для третьего. Подсчитать общее количество палок и сделать вывод: всего было продано шесть палок.   

Познавательное общение дошкольника со взрослым и сверстником имеет огромное значение для всего последующего детского развития. Ребёнок уточняет представления об окружающем, сталкивается с новыми свойствами и признаками предметов, познаёт взаимосвязь явлений. Он проявляет завидное упорство, ему всё интересно, но не всё доступно. Многое находится за пределами его непосредственного восприятия. Благодаря содержанию, насыщенному интересной и полезной для ребёнка информацией, познавательное общение расширяет кругозор  ребёнка, помогает построить в сознании целостную картину мира. 

   Дошкольники любят делать покупки вместе с родителями. В магазине или на рынке можно показать ребёнку много интересного.

  • электронные весы, на которых взвешиваются продукты в магазине, сравнить с весами, которыми пользуются на рынке, и бытовыми весами.
  • обратить внимание на то, что иногда на рынке количество ягод определяют с помощью стакана.
  • яйца в магазине упаковывают в коробочки по одному десятку, т.е. по десять штук. На ценнике указывается их стоимость именно за один десяток.
  • сок в пакетах и бутылках может быть разного объёма: по двести или по пятьсот миллилитров, по одному, по полтора или по два литра.
  • любимое детьми мороженое тоже может быть упаковано по-разному. В каждой упаковке — разное количество граммов.
  • коробки с шоколадными конфетами тоже различаются по весу — он указан на коробке. (её величина при этом может не зависеть от веса: иногда в большой коробке лежит совсем мало конфет, так как каждая конфета лежит в своём гнёздышке, далеко одна от другой).

Нужно      постоянно расширять   границы самостоятельности ребёнка, предоставить ему возможность с помощью практических действий  подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяжённости, численности, тяжести, равенства, изучить свойства предметов, поэкспериментировать.   

Внимание родителей должно быть направлено на то, чтобы ребёнок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач

Еще более важен характер отношений, складываю­щихся между вами и вашим ребенком. Для опти­мальных занятий ребенок должен доверять вам, ценить вашу похвалу и внимание и желать вас ра­довать!

   Литература

  1. Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
  2. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
  3. Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий".
  4. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
  5. Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.
  6. Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.
  7. Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
  8. 3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.
  9. Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.
  10. Леушина,А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.
  11. Метлина,А.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
  12. Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.
  13. Сербина,Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1982.
  14. Смоленцева,А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.:Просвещение, 1987.
  15. Фидлер, М. Математика уже в детском сад. - М.: Просвещение, 1981.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677