Дорогие друзья, мы рады, вновь, представить вам Малыхину Светлану Владимировну, воспитателя высшей квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Светлана Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию игровых и занимательных форм работы с детьми по формированию математических знаний и умений дошкольников в условиях семейного воспитания. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Владимировны:
«Самым эффективным средством развития математических способностей детей дошкольного возраста является дидактическая игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям».
Познавательного чтения…
Использование игровых и занимательных форм работы с детьми по формированию
математических знаний и умений дошкольников в условиях семейного воспитания
Посмотреть статью с приложениями
«Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них».
Роджер Бэкон
Одно из самых главных требований начальной школы заключается в том, чтобы у выпускников дошкольных учреждений был сформирован интерес к учебной деятельности, желание учиться, чтобы будущий первоклассник имел прочную основу элементарных математических знаний и умений.
В соответствии с этим требованием дети должны знать:
- числа в пределах десяти
- уметь считать в прямом и обратном порядке по одному и группами
- обозначать место того или иного числа в натуральном ряду
- уменьшать или увеличивать число на несколько единиц (прибавлять и отнимать)
- понимать отношения между смежными числами
- знать состав чисел из двух меньших
- составлять и решать простые задачи и примеры на сложение, вычитание, пользоваться знаками +, —, =.
- уметь делить предмет на две, четыре равные части, знать, как они называются, на конкретном материале устанавливать, что целое больше, чем часть этого целого.
Самым эффективным средством развития математических способностей детей дошкольного возраста является дидактическая игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекаясь, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей, также нашим детям очень нравятся задачи-шутки на сообразительность
1. Папа-гусь и мама-кошка купили для своих деток по восемь тапок. Сколько деток у каждого?
2. Бабушка купила внучкам пять конфет и три порции мороженого. Съели все порции мороженого и столько же конфет. Сколько осталось конфет?
3. Какие камни в море? (Мокрые)
4. Назови число больше пяти, но меньше двух? (Такого числа не существует.)
5.Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм камней?
6.На дубе – четыре ветки. На каждой ветке растет еще по 4 ветки. На каждой из тех веток весит по четыре шишки. Сколько всего шишек?
7.Три, три, три, три да еще три. Что получится?
8. Жила-была Баба-яга Костяная Нога в избушке на курьих ножках. Жили с ней внук Кузька, ворон Григорий, филин Филька и кот Васька. Сколько всего внуков было у Бабы-Яги?
9. Пара лошадей пробежала 5 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?
10. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 5 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?
11.На столе стояло 5 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (5)
12.У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
13.Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
14.Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели)
15.В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной).
16.На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько — на берёзе яблоки не растут.)
Огромная роль вразвития математических способностей детей принадлежит семье.
- Окружающие ребёнка предметы и деятельность взрослых могут значительно расширить математические представления.
- Необходимо только заинтересовать малыша тем, что находится вокруг, и помочь ему увидеть необычное в обыденном, направить внимание на осмысление процесса и результатов действий: измерения, увеличения или уменьшения подсчётов, установления соответствия, определения времени, нахождения маршрута движения и многого другого.
Содержание и методика проведения занятий в семье зависят, прежде всего, от уровня развития ребенка. Основные принципы организации занятий с детьми в семье – это
- доступность предложенного материала
- последовательность
- систематичность в работе
- широкое использование наглядности, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, заинтересованность и активность самих детей.
В совместной деятельности с детьми дома можно использовать разнообразные задания, которые в достаточном количестве находятся в картотеке нашего ДОУ и очень нравятся нашим воспитанникам и родителям
Нередко в семье взрослые не позволяют ребёнку изучать свойства предметов, так как боятся, что он замочит рукава рубашки, испачкает стены или стол, насорит, разобьёт что-то, порежется и т.д. Все опасения обоснованы, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.
- «Не тяни время», — часто повторяет мама ребёнку. Наконец у маленького философа появляется вопрос: как это — тянуть время? Его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик? Такое явление как субъективность восприятия времени может быть проверено опытным путём.
Опыт 1 Ребёнку предлагается сесть удобно на стульчик и закрыть глаза. Мама включает секундомер. Когда, по мнению ребёнка, пройдёт минута, он должен поднять руку. С помощью секундомера отмечается, сколько времени прошло на самом деле. Мама и ребёнок могут поменяться ролями. По завершении опыта они обмениваются впечатлениями.
Опыт 2 Ребёнку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них отличия. По истечении минуты мама просит ребёнка закончить работу, но не сообщает, сколько времени прошло. Ребёнок высказывает предположение о том, сколько времени прошло, пока он рассматривал картинки. Необходимо подвести дошкольника к пониманию того, что при занятии интересным делом человек, как бы не замечает времени, а при выполнении неинтересной, скучной работы или её отсутствии ему кажется, что время тянется медленно. Делать что-то медленно, тратить попусту время — это и означает «тянуть время». Можно провести подобные опыты, используя другие задания, выбрав иную продолжительность времени, привлечь к участию в опытах других членов семьи.
В домашнем образовании рекомендуется использовать разные по содержанию задания на сообразительность, требующие применения различных методов при их выполнении. Например, задания на нахождение персонажа или объекта решаются методом исключения , например:
На картинке изображено три котёнка: один котёнок полосатый с бантом, второй котёнок полосатый с белым хвостом, а третий котёнок чёрный. Задание: три котёнка играли с клубком. Скажи, кто запутал нитки. Это был не чёрный котёнок, а полосатый; у него не было бантика, зато у него белый хвостик. При выполнении задания рассуждения строятся так: из условия известно, что это бы не чёрный котёнок. Значит, остаются два полосатых. Чем они отличаются друг от друга? Один котёнок с бантом, другой с белым хвостом. Нам надо выбрать одного из них. В условии сказано, что котёнок полосатый, но без банта. Следовательно, остаётся только один возможный вариант ответа: нитки запутал полосатый котёнок с белым хвостом.
А вот задание на определение числа, где используется различное основание счёта.
В магазин пришли три лыжника и купили для себя лыжные палки. Сколько палок было продано? Необходимо наглядно продемонстрировать ребёнку эту задачу, нарисовав сначала две палки, обвести их кружком и под ними условно изобразить лыжника. Сделать такой же рисунок для второго лыжника, а затем для третьего. Подсчитать общее количество палок и сделать вывод: всего было продано шесть палок.
Познавательное общение дошкольника со взрослым и сверстником имеет огромное значение для всего последующего детского развития. Ребёнок уточняет представления об окружающем, сталкивается с новыми свойствами и признаками предметов, познаёт взаимосвязь явлений. Он проявляет завидное упорство, ему всё интересно, но не всё доступно. Многое находится за пределами его непосредственного восприятия. Благодаря содержанию, насыщенному интересной и полезной для ребёнка информацией, познавательное общение расширяет кругозор ребёнка, помогает построить в сознании целостную картину мира.
Дошкольники любят делать покупки вместе с родителями. В магазине или на рынке можно показать ребёнку много интересного.
- электронные весы, на которых взвешиваются продукты в магазине, сравнить с весами, которыми пользуются на рынке, и бытовыми весами.
- обратить внимание на то, что иногда на рынке количество ягод определяют с помощью стакана.
- яйца в магазине упаковывают в коробочки по одному десятку, т.е. по десять штук. На ценнике указывается их стоимость именно за один десяток.
- сок в пакетах и бутылках может быть разного объёма: по двести или по пятьсот миллилитров, по одному, по полтора или по два литра.
- любимое детьми мороженое тоже может быть упаковано по-разному. В каждой упаковке — разное количество граммов.
- коробки с шоколадными конфетами тоже различаются по весу — он указан на коробке. (её величина при этом может не зависеть от веса: иногда в большой коробке лежит совсем мало конфет, так как каждая конфета лежит в своём гнёздышке, далеко одна от другой).
Нужно постоянно расширять границы самостоятельности ребёнка, предоставить ему возможность с помощью практических действий подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяжённости, численности, тяжести, равенства, изучить свойства предметов, поэкспериментировать.
Внимание родителей должно быть направлено на то, чтобы ребёнок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач
Еще более важен характер отношений, складывающихся между вами и вашим ребенком. Для оптимальных занятий ребенок должен доверять вам, ценить вашу похвалу и внимание и желать вас радовать!
Литература
- Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
- Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
- Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий".
- Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
- Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.
- Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.
- Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
- 3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.
- Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.
- Леушина,А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.
- Метлина,А.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
- Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.
- Сербина,Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1982.
- Смоленцева,А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.:Просвещение, 1987.
- Фидлер, М. Математика уже в детском сад. - М.: Просвещение, 1981.