Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Егорова Ирина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад №37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Ирина Владимировна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по использованию элементов интуитивного чтения в работе с детьми дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Владимировны:
«Как учить ребенка читать? И в каком возрасте? В три, четыре, пять лет? Многое зависит от родительских установок, от психологической готовности ребенка, а также от его желания научиться читать. Все слышали о понятии «природная грамотность», когда человек грамотно пишет и произносит слова без особого заучивания орфографических и орфоэпических правил. Грамотность дается ему легко, он чувствует грамматику, фонетику и синтаксис родного языка интуитивно. На самом ли деле причина в интуиции? Далеко не всегда. У детей отличная слуховая и зрительная память. Если они видят правильно написанные слова и слышат правильное произношение, то, скорее всего, это и станет фундаментом их «природной грамотности».
Познавательного чтения…
Использование элементов интуитивного чтения в работе с детьми дошкольного возраста.
Посмотреть статью с рисунками и таблицами.
Как учить ребенка читать? И в каком возрасте? В три, четыре, пять лет? Многое зависит от родительских установок, от психологической готовности ребенка, а также от его желания научиться читать. Все слышали о понятии «природная грамотность», когда человек грамотно пишет и произносит слова без особого заучивания орфографических и орфоэпических правил. Грамотность дается ему легко, он чувствует грамматику, фонетику и синтаксис родного языка интуитивно. На самом ли деле причина в интуиции? Далеко не всегда. У детей отличная слуховая и зрительная память. Если они видят правильно написанные слова и слышат правильное произношение, то, скорее всего, это и станет фундаментом их «природной грамотности.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка.
Вряд ли кто-нибудь усомнится, что развитие речи ребенка естественным образом связано с процессом становления его мышления. Вот как можно схематически представить логическую нить, связывающую развитие органов чувств малыша и его мышление.
- сначала – некое впечатление, воздействующее на органы чувств (например, зрительное).
- затем внутреннее ощущение, рождающее представление.
- затем – ассоциация по поводу этого представления.
- затем – запоминание его в сознании.
- и, наконец, – анализ и синтез, то есть, собственно, процесс мышления.
На основании этой схемы можно определить место так называемого интуитивного детского чтения в процессе развития мышления.
Детское интуитивное чтение заключается в зрительном распознавании все усложняющихся образов, рождающемся в их сопоставлении. Оно не имеет прямого отношения к обучению детей осмысленному чтению печатного текста.
Интуитивное чтение протекает на фоне утончения зрительного чувства ребенка, в момент активного пополнения его словарного запаса в возрасте примерно от 2-х до 4-х лет и предшествует освоению письма и чтения постепенного, осмысленного. Окончанием периода интуитивного чтения можно считать освоение букв, попытки складывать из них слова, переводя звук в букву в возрасте 4 – 5,5 лет.
Интуитивное чтение происходит благодаря интересу, выросшему в ребенке, стремящемся проникнуть в тайну знака.
В программе «Детство» - одним из главных направлений в развитии старших дошкольников является подготовка к обучению детей чтению.
Чтение – опосредствованная форма речевой деятельности. Поэтому овладение навыками чтения является наиболее сложным процессом в формировании психического статуса старших дошкольников. Последние исследования в области когнитивной психологии показали, что среди дошкольников выделяются следующие группы детей: (рисунок 1)
Значит, детям необходимы различные способы предъявления заданий по обучению грамоте.
Одним из наиболее эффективных приемов является глобальное или интуитивное чтение. Этот способ заключает в себе чтение целых слов, а сущность его глубока и многогранна.
Как пишет американский психолог Дж.Чейни: «Чтение – это «электрический ток», соединяющий мысль ребенка с напечатанным словом. Но данный процесс возможен лишь при достаточном уровне сформированности абстрактного мышления внутренней речи. Большинство детей имеют трудности в формировании этих психических функций.
Использование элементов интуитивного чтения полностью соответствует возрастным и психофизическим особенностям детей. Так, например, Л.Ф. Тихомирова отмечает, что внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой – либо поставленной цели. Оно является непроизвольным, следовательно, и запоминание носит непроизвольный характер.
Известный психолог В.С. Мухина утверждает, что ведущей в этом возрасте является непроизвольная память. Педагог – исследователь Волошкина М.И. пишет, что дошкольный возраст – период интенсивного развития памяти. Ребенок уже может запоминать, сознательно пользоваться приемами запоминания. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Таким образом, продуманная активизация резервов непроизвольного запоминания и памяти дошкольников способствует развитию мышления и познавательной активности.
Использование элементов интуитивного чтения поможет в игровой форме, без утомительного заучивания и умственного напряжения решать такие задачи, используя простые правила: (таблица1)
Обучение чтению можно начинать с изучения букв. Хорошо подходят для этих целей яркие таблицы, плакаты, кубики.
Материал можно время от иногда менять. И необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв. Чтобы помочь ребенку запоминать буквы сделайте следующее:
- выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
- моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
- обводите и раскрашивайтеобъемные буквы, штрихуйте их.
В арсенале упражнений, направленных на развитие мелкой моторики , наверняка найдутся такие, которые увлекают вашего воспитанника больше других.
Дальше вы можете пробовать знакомить малыша со слогами. Заучивать их требуется по той же схеме, что практикуются при заучивании букв:
- попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог.
- называйте слоги;
- предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;
- Можно искать заданный слог можно и на страницах букваря. Сочиняйте вместе с ребенком короткие сказки. Например, согласная буква, работая, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют "песенки" - слоги.
- Можно вырезать из цветного картона буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и "за ручки возьмутся и вместе песенку споют" (то есть, получится слог). Вскоре, ребенок самостоятельно сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть новые слоги.
- Для того, чтобы помочь ребенку научиться читать интуитивно, необходимо купить или сделать специальные карточки с изображениями и названиями предметов, животных, насекомых, овощей, фруктов и т.д. Шрифт должен быть крупным и четким, изображения реалистичными.
Карточки рассматривают вместе с ребенком, называя изображенные на них предметы. При этом обращается внимание на написание слов: можно называть буквы, проговаривать названия по слогам, обводить буквы пальчиком. Затем ребенку предлагается «прочитать» названия предметов самостоятельно.
Если следовать методике М. Монтессори, то каждой карточке с картинкой должна соответствовать карточка с написанным словом. Задача ребенка – правильно составить пары. Сравнивая и находя подходящую пару, малыш учится различать буквы, сопоставлять названия знакомых предметов с их знаковым обозначением, то есть интуитивно "читает".
Занимаясь таким образом, дети привыкают к графическому строению слова, усваивают то, что слова состоят из букв, привыкают связывать написанное слово с определенным предметом.
Таким образом, данные карточки – надписи дают опору и своеобразную подсказку детям в работе над развитием грамматических навыков.
Когда изучено большинство букв, можно использовать следующие задания:
- найти слово, которое начинается с гласной и заканчивается ей же;
- найти слово, которое начинается согласной и заканчивается тоже согласной;
- найти слово, которое начинается согласной заканчивается гласной и т.д.;
- найти слово, в котором присутствует заданная буква («р», «а», «щ» и др.)
Далее с детьми мы изучаем понятие «часть слова». В усвоении этой темы нам тоже очень помогают элементы интуитивного чтения.
Дети делят слова на части, и наглядно видят, в каком слове сколько частей. Здесь можно использовать такое задание: найти слово, состоящее из 2-х, 3-х, и более частей. Например: при задании принести карточку со словом, состоящим из 1 части, дети приносят «дом», «стул». Из трехсложных слов чаще выделяют следующие: «зеркало», «игрушки» и т.д.
Для знакомства с предложением можно написать на карточке несколько слов, обозначающих имена персонажей сюжетной игры, имена персонажей любой сказки. Далее разложить перед ребенком карточки со словами и начать рассказывать, а ребенок по ходу будет показывать действие. Например, воспитатель говорит: «Папа пришел домой». Ребенок берет карточку, на которой написано слово «папа». Далее он показывает соответствующие действие и кладет карточку на следующее слово «дом». Используя этот прием, он может разыгрывать любую сказку или сюжетно – ролевую игру.
Благодаря этим играм, ребенок становится более внимательным к слову, а значит и к своей речи. Он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотному письму и фонетическому чутью.
Таким образом, ребенок учится видеть слово во взаимодействии с другими словами. В повседневной жизни, вне занятий мы используем эти карточки с надписями следующим образом: что бы мы ни делали, какой бы режимный момент не проходил в данную минуту, не забываем обращать внимание на «наши слова». Например, когда дети умылись, а затем подошли к полотенцам, вытереть руки то тут же они читают надпись: «полотенце» и кратко анализируют (сколько частей в слове, сколько гласных, на какую букву начинается и т.д.) Когда дети ложатся спать в тихий час, вспоминают надпись «кровать». При этом читаем надписи в виде мини – игры. Такой вид абсолютно не угнетает детей, а наоборот, приносит в словарную работу элемент неожиданности и интереса. В игре часто сложное, становится доступным.
На основании исследований специалистов и собственного педагогического опыта можно сделать вывод о том, что успешность использования элементов интуитивного чтения базируется на доминирующей в дошкольном возрасте непроизвольной памяти. В процессе работы эта психологическая функция организма совершенствуется, что подтвердилось в результате диагностического исследования.
Для изучения непроизвольного характера запоминания в старшем дошкольном возрасте, используется методика, рекомендуемая педагогом- психологом Л.И. Вансовской. Детям предъявляется набор из 10 карточек со словами, педагог показывая карточку громко и четко произносит слово. Установка на запоминание не дается. Затем карточки показываются вновь, а ребенок должен произнести написанные на них слова.
Для исследования были выбраны дети 5 лет, не умеющие читать. В результате выяснилось, что точно назвали 5- 7 слов на карточках только 2 ребенка. Остальные смогли вспомнить только 1- 3 слова. Повторно диагностика проводилась через 4 месяца, в течение которых активно использовались элементы интуитивного чтения. И результат показал, что уже половина группы вспомнили 5 – 7 слов, а 2 человека воспроизвели слова на всех 10 карточках.
Таким образом, анализ диагностических данных позволяет выявить несомненное влияние приемов интуитивного чтения на развитие психических процессов: внимания, памяти, способностей к анализу и синтезу. Именно эти функции являются основополагающими для детей дошкольников при освоении грамматических навыков.
Такая важная составляющая предшкольной подготовки, как овладение грамотой, чтение носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых качеств личности ребёнка. Во многом помогает без страха идти в школу, а при дальнейшем обучении не разочароваться в школьной жизни, добиться успехов в учебной деятельности.
Учитесь читать с удовольствием!
Список литературы:
1.Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе?[Текст] /Л.А. Венгер, А.Л. Венгер – М.: «Знание», 1994. – 192 с.
2.Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду.[Текст]/М.: Детство-ПРЕСС, 1998. - 283 с.
3.Журова, Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. [Текст] /Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская – М.:Школьная пресса, 2002. – 144 с.
4.Марцинкевич, Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. [Текст] / Г.Ф. Марцинкевич – Волгоград: Учитель, 2004. – 128 с.
5.Мухина, В.С. Детская психология[Текст] /В.С. Мухина.- М, 1985. - 253с.
6.Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет[Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития,2000. – 144 с.
7.Чейни, Дж. Готовность к школе[Текст] / Дж. Чейни.- М., 1992. – 164 с.