Дорогие друзья мы рады познакомить вас со Слесаренко Жанной Александровной, воспитателем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45» города Братска Иркутской области. Сегодня Жанна Александровна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом в сфере развития творческой активности детей в сюжетно-ролевой игре. Статья будет полезна и интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.
Краткий комментарий к статье от Жанны Александровны:
«Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Теперь вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как научить ребенка играть? С моей точки зрения, этому помогут творческие, сюжетно-ролевые игры. Именно сюжетно-ролевая игра - одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка».
Познавательного чтения…
«Развитие творческой активности детей в сюжетно-ролевой игре»
Посмотреть статью с фотографиями
Развитию творческих способностей у детей в современной дошкольной педагогике отводится большая роль. Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни, В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Теперь вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как научить ребенка играть? С моей точки зрения, этому помогут творческие, сюжетно-ролевые игры. Именно сюжетно-ролевая игра - одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка.
Разностороннее влияние сюжетно-ролевых игр на личность ребенка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство. Так, участвуя в сюжетно-ролевых играх, дети глубже познают окружающий мир, становятся участниками событий жизни животных, растений и людей, совершенствуют навык воплощать в игре определенные переживания. При этом тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используют игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно сюжетно-ролевая игра прививает ребенку устойчивый интерес к знакомству с окружающей средой, родной культурой, литературой, театром.
Велико и воспитательное значение сюжетно-ролевых игр, оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнерства. Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста, большинство сюжетно-ролевых игр строятся из жизненной практики, опыта. Особенно важны для детей те нравственно-этические уроки, которые преподносятся художественной литературой, другими играми и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры.
Как известно, сюжетно-ролевые игры пользуются у детей большим интересом. Именно в игре малыш чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется в наблюдательности, в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребенка - эмоциональность и подражание - являются основой развития творческих способностей детей.
Указанная тема является приоритетным направлением в моей работе. Начиная работу над этой темой, я изучила психолого-педагогическую и методическую литературы, составила перспективный план работы. Цель своей работы я видела в том, чтобы создать благоприятные условия для развития творческих способностей детей, воспитывать у них устойчивый интерес к сюжетно-ролевой игре, культуре речевого общения и поведения.
Для достижения этой цели я ставила перед собой такие задачи:
- поддерживать у детей живой интерес к сюжетно-ролевой игре, желание участвовать в главных и второстепенных ролях и использовать для этого все
окружающее пространство; - развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
- развивать умение сочетать речь и движение;
- развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;
- формировать умение находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;
- формировать у детей представления об элементарных нравственно-этических нормах;
- стимулировать эмоциональное восприятие детьми сюжетно-ролевых игр;
- воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения;
- побуждать детей к активному общению.
Особая роль в перспективном планировании отводится сюжетно-ролевым играм, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности оно направлено на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев игры проникаться их чувствами и переживаниями.
Прежде, чем играть в сюжетно-ролевые игры, дети рассказывают ее по ролям, находят нужные интонации, обязательно работала с воспитанниками над интонационной выразительностью речи, развитием эмоций, движений, жестов, мимики.
Для формирования интонационной выразительности речи целесообразно использовать специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала работала над интонационной выразительностью речи, развитием эмоций, движений, жестов, мимики.
В процессе своей работы я использовала следующие методы и приемы:
- упражнения на развитие речевого дыхания;
- упражнения, развивающие звуковую культуру речи;
- использование поговорок, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений по разным темам игры;
- пальчиковые гимнастики;
- артикуляционные гимнастики;
- этюды на выразительность движений и жестов;
- этюды на отображение положительных и отрицательных черт характера;
- этюды на различные виды эмоций;
- игры - инсценировки;
- панорама и др.
Занимаясь с детьми, ставила перед собой цель сделать жизнь воспитанников интересной, содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Надо стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в сюжетно-ролевых играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
В результате проделанной работы дети стали более раскрепощенные. Научились передавать знакомые эмоциональные состояния через творческие сюжетно-ролевые игры, в своей речи дети используют пословицы, поговорки. Большинство детей умеют действовать и говорить от имени различных героев сочетать различные атрибуты с речью. Дети творчески подходят к созданию разных игровых образов; выразительно передают разные эмоциональные состояния при помощи мимики, жестов, интонации и движений.
Так, как в этом году больше внимание уделяли сюжетно-ролевым играм, то на следующий год работа будет продолжена.
Литература:
- Васильева М. О., Юнг Т. Развитие творческого потенциала дошкольника //Дошкольное воспитание – 2006. - №2. – с9-11.
- Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников – М.: Просвещение, 1981 – 31с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – Спб: СОЮЗ, 1997. – 96с.
- Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности //Дошкольное воспитание – 2006 - №3. – С21-22.
- Игнатьев Е. Н. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека – М.: Знание, 1968. – 32с.
- Синельников В. Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1993. - №10. – с.67-73.
- Сухинина О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством //Дошкольное воспитание – 2004. – №2. – с.36-38.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 298с.
- Фадеева Н.В. , Белодед Г.А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте -//Санкт-Петербург «Детство- Пресс» - 2013.