Дорогие друзья, мы рады представить вам Карсекину Татьяну Викторовну, преподавателя первой квалификационной категории МБОУДОД «Карачевская детская школа искусств имени В.Ф.Кольцова» города Карачева Брянской области. Сегодня Татьяна Викторовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по изучению городецкой росписи в 1-2 классах ДШИ. Данный материал будет интересен преподавателям изобразительного искусства общеобразовательных школ, учреждений дополнительного и дошкольного образования.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:
«Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Художественная школа призвана приобщить детей к традициям декоративно-прикладного искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. Особая роль в этом процессе принадлежит урокам композиции, на которых дети овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости».
Профессионального чтения…
Методические рекомендации по изучению городецкой росписи в 1-2 классах ДШИ
Любовь к искусству - вечное горенье,
Художнику как сладостное бремя,
Творенье рук - источник наслажденья,
Излечит душу и заполнит время…
Эффективным средством развития личности является народное декоративно-прикладное искусство. Художественная школа призвана приобщить детей к традициям декоративно-прикладного искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. Особая роль в этом процессе принадлежит урокам композиции, на которых дети овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Его основу составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к - родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей.
Народных промыслов на территории России существует довольно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, требующее долгого времени. Но на уроках композиции в ДШИ такая задача и не ставится. Педагог может только познакомить учащихся с тем или иным ремеслом, показать его основные приемы и принципы; учащиеся совместно с преподавателем решают некоторые несложные задачи на композицию в рамках предложенного типа росписи или лепки. Позднее те из них, кто выберет для себя профессию художника, продолжат знакомство с промыслами в средне-специальных учебных заведениях.
Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей.
Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста. Занятия росписью развивают мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления и эстетического вкуса.
Чаще всего в детских садах, школах и изостудиях выбирают для изучения городецкую роспись за ее яркость, разнообразие мотивов и сюжетов.
Изучение городецкой росписи лучше начинать с краткой исторической справки, познакомить детей с историей и традициями промысла, назвать имена самых известных мастеров, показать готовые изделия. И только после этого переходить непосредственно к изучению приемов работы над росписью.
При демонстрации готовых изделий можно попросить учащихся проанализировать увиденное и самостоятельно сделать вывод о том, какие мотивы чаще всего используются мастерами городецкой росписи, а за тем подтвердить и обобщить их выводы.
Наиболее распространенными элементами являются: цветы - розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица. Все они без труда узнаются и описываются детьми.
Далее учитель рассказывает о том, что в Городецкой росписи условно можно выделить три вида композиции:
- цветочная роспись;
- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
- сюжетная роспись.
Сложность деления заключается в том, что сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с Городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство. Желательно иметь примеры таких изделий для демонстрации учащимся. Это могут быть работы старших детей или самого преподавателя.
Более сложное задание – попросить учащихся попытаться выделить типы цветочного орнамента, дать им название, описать особенности. «Букет», «гирлянда», «венок», «цветочная полоса», цветочная композиция с использованием элементов «конь» и «птица» - наиболее распространенные типы орнамента, детям также вполне по силам их назвать и описать.
Наиболее интересными для детей будут работы с сюжетными композициями. Они с удовольствием их рассматривают и делают выводы о характере изображенного события. С помощью учителя, также как и при изучении цветочных композиций, ребята делают вывод об особенностях изображения людей, их позах, одежде, интерьере и экстерьере.
Подобные задания развивают у учащихся наблюдательность, умение логически мыслить и делать выводы на основе сделанных наблюдений, а также речь и владение терминологией росписи.
После знакомства с основными композиционными приемами можно переходить к практическому закреплению изученного.
Прежде, чем взяться за роспись даже маленькой дощечки, ребенок должен выполнить эскиз будущей росписи на бумаге, отработать необходимые для ее выполнения движения кистью, научиться правильно смешивать цвета для того или иного элемента. При этом одна из важных задач преподавателя - следить, чтобы каждый выполняемый учеником элемент соответствовал предусмотренной для него технике, так как младшие ученики нередко пытаются хитрить и упрощают исполнение сложных для них элементов разными техническими приемами (поворачивают альбом, вместо того, чтобы правильно вращать кистью и т.п.)
Перед началом большой работы полезно сначала потренироваться выполнять отдельные ее элементы, перед тем как сплетать их в общую композицию. Как показывает практика, наиболее сложными для детей оказываются приемы рисования розы, коня и птицы. Работе над ними стоит уделить повышенное внимание. Преподаватель может предложить различные варианты исполнения этих элементов (см. Приложение, лист «Птицы волшебного сада»).
Все мы учимся на примере мастеров. Однако крайне нежелательно допускать, чтобы дети в точности копировали представленные им образцы росписей. Задача преподавателя – развивать воображение детей, поощрять их к составлению собственных композиций. Особенно это касается композиций сюжетных – свадьба, чаепитие, прогулка и так далее.
Для того, чтобы дети грамотно составляли подобные сюжеты, необходимо познакомить их с городской культурой того времени, к которому относиться развитие городецкой росписи, а именно к XIX – началу XX века. На занятиях преподаватель рассказывает о повседневной жизни разных сословий, о буднях и праздниках, о том, во что люди одевались, какими были дома, о нравах и обычаях того времени.
Важно не просто беседовать о городской культуре, но и просить учащихся делать композиционные зарисовки по услышанному, отдельные зарисовки костюмов и интерьеров – всё это они впоследствии смогут использовать для стилизации в виде сюжетов городецкой росписи.
Материал о городской культуре найти несложно. На помощь преподавателю придут различные статьи в исторических и искусствоведческих журналах и энциклопедиях, статьи из сети Интернет. Очень важно наличие иллюстративного материала – детям нужна прежде всего наглядность. Если позволяет учебное время, можно показать отрывки из исторических фильмов, кадры кинохроники – это делает урок разнообразным, дети переключают внимание, не так устают от однообразных занятий. Кроме того, это подогревает их интерес не только к изучаемому промыслу, но и к культуре и истории России в целом, что особенно важно для нынешнего подрастающего поколения.
Литература:
1. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов (под ред. Г.В. Драча).
2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: УИЦ Гардарики; Литературно-педагогическое агентство Кафедра-М, 1999.– 288 с.
3. Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. ПРИОР, 2000. – 352 с.
4. Емильянова Т.И. Сложение стилистических особенностей Городецкой росписи на прялках/ Т.И. Емильянова.- М: Наука,1976.-115 с.
5. Жегалова С.К. Русская народная живопись/ С.К. Жегалова.- М: Полиграф,1984.-180с.
6. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. / А.Е. Коновалов.- Горький:МИР, 1988.-120с.
7. Марина Т. А. Городецкая живопись / Т. А. Марина.- М: Звезда ,1970.-105с.
8. Толстухина Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец / Н.В. Толстухина.-М: Экспресс, 2008. –140с.