Дорогие друзья мы рады познакомить вас с Поповой Еленой Семеновной, воспитателем МАДОУ № 85 «Колокольчик» г. Великий Новгород Новгородской области. Сегодня Елена Семеновна делится с нами своими размышлениями в области дошкольного образования. Статья будет интересна педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Елены Семеновны:
«Я работаю в детском саду уже более 25 лет. Многое за это время менялось, разные были подходы, взгляды на дошкольное воспитание и т.п. Много появилось образовательных программ, методик…»
Интересного чтения…
Я работаю в детском саду уже более 25 лет. Многое за это время менялось, разные были подходы, взгляды на дошкольное воспитание и т.п. Много появилось образовательных программ, методик. Теперь вот ввели еще и стандарт в дошкольном образовании. Разве может быть стандарт у детства? И что он дает, этот стандарт? Не уходим ли мы опять в написание различных многочисленных бумаг? Теперь каждое дошкольное учреждение пишет свою образовательную программу (у нас что, появились научные кадры в детских садах?). При этом за основу берет программу, имеющую гриф Министерства. И эту программу реализует. В каждой современной программе есть мониторинг, позволяющий отслеживать достижения детей. Казалось бы – достаточно. Но мы ведем еще «Журнал достижений детей», который наряду с мониторингом уже лишний, но вести его обязывают. Зачем?..
Я работаю по технологии Н.М.Крыловой «Детский сад – дом радости». Кто знаком с программой Натальи Михайловны и кто давно работает в детском саду, знают, что эта программа одна из самых лучших в дошкольном образовании. В Программе и технологии уже заложен успех каждому ребенку. Есть и система мониторинга, позволяющая следить за ребенком и вовремя вносить коррективы в работу с ним. Наталья Михайловна сделала все, чтобы освободить воспитателя от лишних бумаг и написания лишних планов, чтобы все время воспитателя шло на работу с детьми. И ведь Программа работает! К выпуску в школу наши ребятишки коммуникативны, интеллектуально развиты, умеют вести диалог, ставить вопросы, планировать свою деятельность и т.д. и т.п. Наших деток с удовольствием берут в гимназию, учителя говорят, что с ними интересно работать, они уверенно себя чувствуют, быстро и без особого труда вливаются в школьную жизнь, готовы к открытиям. Результаты работы по Программе «Детский сад – дом радости» стабильно отличные, при любом контингенте детей. Конечно, при условии, что воспитатели придерживаются технологии и рекомендаций Программы. НО!!! Не все чиновники согласны с нами. И не потому, что хорошо знают Программу: чаще всего они ее и в глаза не видели. Все проверяющие хотят сразу увидеть уже в ясельках и коммуникативность, и социализацию и другие компетентности. Но это же абсурд! Все начальные компетентности закладываются в основном к 7 годам (у каждого ребенка свое время). Проверять это можно только у подготовишек. Да и у них зачем проверять, ведя «Журнал достижений», если каждая программа уже заложила всё в мониторинг, если каждая программа ориентирована на качество образования. Много лет работая по Программе «Детский сад – дом радости» я усвоила, что у нас дети как губка: три года все в себя впитывают, а в подготовительной группе начинают «выдавать», да так, что не только родители, но и мы, педагоги, диву даемся: откуда что взялось?! Хотя знаем откуда: СПАСИБО Наталье Михайловне!
И еще об одном совершенно непонятном нововведении. Теперь везде и всюду мы пишем и употребляем словосочетание «непосредственно образовательная деятельность», которое заменило слово «занятие». Ведь в детском саду этого рода деятельность – с утра и до вечера, каждую минуту дети чему-то учатся: есть, спать, говорить, общаться, играть и т.п., что-то узнают и т.д. Чем же так не угодило слово ЗАНЯТИЕ? Что означает это слово? Вот как объясняет это толковый словарь Даля:
«занятие: см. заимать: заимать заять; занимать, занять; занимывать что, | захватывать или забирать; трогать, ворошить, шевелить; кого, затрогивать, задирать, дразнить. | наполнять или покрывать собою. …..Занимать кого, упражнять, заставлять делать, работать; тешить, забавлять. Люди заняты. Я занят, мне недосужно. Он занят собою, много о себе думает. Займи гостей. Заняла бы ты чем-нибудь ребенка. …. Заниматься, заняться чем, | быть занимаему…. Упражняться, трудиться; забавляться, делать что. ….Занятие также предмет или дело, забава, которым кто занят. От недостатка занятий мальчишки бездельничают…» - достаточно длинное толкование, можете сами убедиться, открыв словарь. И вот у Ожигова:
« ЗАНЯТИЕ, -я, ср. 1. см. занять2.2. То, чем кто-н. занят, дело, труд, работа, а также вообще заполнение чем-н. своего времени. Интересное, любимое з. Пустое, бесполезное з. Род занятий (род деятельности, характер работы, специальность). 3. чаще мн. Учебные часы (уроки, лекции), а также вообще время учения. В школах начались занятия. Семинарские занятия. Ушел на занятия. Пришел с занятий».
Так зачем же такое емкое слово заменять таким громоздким словосочетанием? Или мы, быть может, стали забывать родной язык, слова, значения слов?...
Иногда хочется крикнуть: «Эй, вы, там, наверху! Спуститесь!» Ан, нет, не слышат. И нововведения продолжаются и продолжаются. И все это ложится на плечи педагога. Зачем менять то, что менять не надо? Зачем придумывать то, что уже давно есть? Не логичнее ли заняться другими проблемами:
- списочный состав групп: ясли укомплектовывают по 20-25 человек. Попробовал бы тот, кто это делает, хотя бы один день поработать с 20-ю малышами. Тут уж ни до какой деятельности, успеть бы на горшок посадить;
- много ли выделяется на содержание детских садов? Как отремонтировать крышу, трубы, обустроить игровые площадки при нынешних-то ценах? Вот это проблема.
- как сделать капитальный ремонт сада, если ему уже далеко за 30, а денег не дают…
Поверьте практику: в детском саду самая большая проблема – отсутствие достаточного финансирования. Со всеми остальными мы прекрасно справляемся сами.
А вообще, детский сад – это особый мир. И люди там особенные. И детям там хорошо.