Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Бычкова Людмила Сергеевна, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе МБ ДОУ "Детский сад № 37" общеразвивающего вида города Новокузнецка Кемеровской области, с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по методическому сопровождению профессионального самоопределения молодых специалистов ДОУ. Статья будет интересна педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Сергеевны:
«Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях».
Познавательного чтения…
Методическое сопровождение профессионального самоопределения молодых специалистов ДОУ
Посмотреть статью с приложениями
Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только небольшая часть идет работать в детские сады, но еще более печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет. За последние годы статистика неумолима: педагогический состав школ и дошкольных учреждений стремительно "стареет".
На начало 2012/2013 учебного года в системе дошкольного образования города работает 3441 чел.
Анализ кадрового состава показывает, что основную долю составляют педагоги среднего возраста 30-55 лет (74 %).
Изменение социокультурной ситуации в нашей стране, меняет взгляды на педагога.. Критериями профессионального самоопределения начинающих специалистов дошкольных образовательных учреждений являются ключевые компетенции: педагогическая нравственность,
- творческая компетенция,
- коммуникативная компетенция,
- педагогическая рефлексия,
- конкурентоспособность.
Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
Особенность методической работы – создание атмосферы творчества, психологической перестройки отношений в педагогических коллективах (В.П.Дуброва, Е.П. Милашевич). Используя различные формы работы с педагогическими кадрами, можно обеспечивать непрерывность образования педагогов дошкольных учреждений (Л.В. Поздняк). Поэтому важно создать целостную систему методической работы (Ю.К.Бабанский, В.И. Елькина, М.М. Поташник, Т.И. Шамова и др. В нашем ДОУ система методической работы с кадрами представлена в таблице1
Свою работу с молодыми специалистами мы строим с учетом трех аспектов их деятельности:
«Заместитель по ВМР, молодой специалист" – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;
"Молодой специалист – ребенок и его родитель" – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
"Молодой специалист – коллега" – оказание всемерной поддержки со стороны коллег.
Между тем основной задачей является развитие особого внимания к навыкам практического применения полученных педагогом теоретических знаний. Недостаточное владение этими навыками заставляет новичка заняться самообразованием. И здесь незаменима роль заместителя по ВМР, который знакомит молодого педагога с оснащением и часами работы методического кабинета, делает подборку методической литературы и периодических изданий по интересующим вопросам.
Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Руководители должны быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов: ( таблица2)
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально
Новичок на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей. В связи с этим возникает противоречие между теми высокими современными требованиями к молодым специалистам дошкольных учреждений, в рамках профессиональной компетентности, и адаптационными затруднениями молодых специалистов, обусловленные их адаптационным потенциалом, профессиональной компетентностью, психологической готовностью к профессиональному самоутверждению и особенностями современного рынка труда.
Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно.
Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости (таблица 3)
Среда, в которой разворачивается профессиональная деятельность педагога, также имеет свою специфику, обусловленную ее неоднородностью, в нее входят различные компоненты образовательной системы, такие как администрация дошкольного образовательного учреждения, коллеги по работе, которые могут стать мощным «ресурсом» предотвращения профессионального выгорания, родители, как потребители услуг детского сада, а также собственная деятельность.
Молодой воспитатель ДОУ испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.
В коллективах, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы - начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив,адаптируется к работе в детском саду, избегает моментов неуверенности в собственных силах, успешно взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса, формирует мотивацию к дальнейшему самообразованию, испытывает радость профессиональных достижений, а самое главное - раскрывает свою индивидуальность, выстраивает собственную профессиональную траекторию.
Литература:
1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 79 с.
2 Богданова, Р.Г. Введение в профессию: методист - специалист по образовательным технологиям. С-Пб., Изд.Санкт-Петербургского Университета, 2000.
3 Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие под ред.А.С.Роботовой - М., Академия, 2000.
4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006. – 192 с.
5. Кулюткин, Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. С-Пб., Спец Лит, 2001.
6. Лебедева, С.С, Маневцова Л.М. Управление инновационными ДОУ в условиях социального партнерства. С-Пб., Детство-Пресс, 2003
7. Лазарев, В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. -М.,1995.
8. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис - Пресс, 2008. – 144 с.
9. Маневцова, Л.М., Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства С-Пб, Детство-Пресс 2001
10. Панько, Е. Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения. Методические рекомендации. - Л., 1985.
11.Энциклопедия педагогических технологий под ред. Миронова М.И. -М.,2002