Дорогие друзья, мы рады, вновь, представить вам Кудрявцеву Наталью Афанасьевну, музыкального руководителя ГБОУ ДС № 792 ЮЗАО г. Москвы. Сегодня Наталья Афанасьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом развития музыкальных способностей детей посредством ознакомления их с музыкальным фольклором. Статья будет полезна и интересна педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Натальи Афанасьевны:
«Я давно заметила интерес детей к русскому искусству и русской песне и решила больше использовать фольклор на музыкальных занятиях. Такую задачу я поставила перед собой в 1995 году. Взяв за основу программу музыкального воспитания в детском саду Н.А. Ветлугиной, я изменила структуру музыкальных занятий и добавила больше русской музыки».
Познавательного чтения…
«Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей»
Вступление
Я давно заметила интерес детей к русскому искусству и русской песне и решила больше использовать фольклор на музыкальных занятиях. Такую задачу я поставила перед собой в 1995 году. Взяв за основу программу музыкального воспитания в детском саду Н.А. Ветлугиной, я изменила структуру музыкальных занятий и добавила больше русской музыки. В младших и средних группах продолжительность занятий увеличилась до 30-40 минут, в старших и подготовительных — до 50 минут. Русская народная музыка использовалась на занятиях по слушанию, по пению, на занятиях, предполагающих музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), на занятиях по изучению игры на народных инструментах. Фольклорная тематика использовалась также на праздниках и развлечениях. Занятия почти всегда проходят в форме спектакля, занимательной игры. Дети практически не сидят на стульчиках.
Занятия по слушанию музыки
Занятия по слушанию музыки включают 4-5 произведений (из репертуара типовой программы плюс русская народная музыка). Дети слушают игру оркестров русских народных инструментов, солистов-инструменталистов, произведения русских народных хоров, произведения а капелла. На занятиях используются произведения в исполнении Уральского хора, Северного хора, Оркестра имени Осипова, Оркестра имени Андреева, Хора имени Пятницкого, Людмилы Зыкиной и Надежды Бабкиной. Знакомлю детей со звучанием русских народных инструментов (жалейки, рожка, гуслей, баяна, гармони, балалайки, домры). В этом нам помогают ученики ДМШ №65 им. А.Б. Гольденвейзера г. Москвы, которые бывают у нас с концертами. Благодаря таким занятиям дети могут вживую услышать и увидеть баян, балалайку, домру, другие народные инструменты. При прослушивании музыки обязательно использую иллюстрации из детских книг, репродукции картин русских художников из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, ряда областных музеев. Знакомлю детей с новыми музыкальными терминами: хор, ансамбль, певец, певица, оркестр. Благодаря подобным занятиям дети хорошо различают пение мужского, женского, смешанного хоров, хора с солистом, знают, что такое дуэт, трио. Старшие дошкольники отличают звучание народного оркестра от эстрадного. Даже дети 4-5 лет могут назвать несколько видов народных инструментов.
Занятия по пению
Русская народная песня очень сложна для исполнения: широкие распевы одного слога, гласная на несколько звуков, большие скачки на сексту, октаву, смена ритма и темпа, изменение лада тональности, часто песня начинается в миноре, а заканчивается в параллельном мажоре. Детей учу слушать и чувствовать смену лада тональности и чисто модулировать. Для себя я делаю обширный анализ каждой вокально-хоровой партии. Если есть широкие скачки, то придумываю прием чистого интонирования. Четко разграничиваю дыхание по фразам. Большое внимание уделяю дикции. Объясняю как правильно пропевать окончания слов, особенно — на слог "ся" ("умывалася", "поклонюся"). Если дети не могут петь песню в подлиннике (то есть в данной тональности), допускаю транспонирование песни. Некоторое время работаю в удобной тональности. Привыкнув петь в удобной тональности, дети чище поют в подлиннике. Главная задача пения — чистое и выразительное интонирование, поэтому стараюсь развивать вокально-хоровые навыки. Я пользуюсь следующими методами и приемами. В первую очередь это собственный показ или показ правильно поющего ребенка. Такой прием способствует не только правильному звукообразованию, но и эмоционально-выразительному исполнению. Нахожу яркое сравнение для звука: "Голосок блестит, как елочная игрушка", "Звенит звонко, как капель с крыши", "Голос протяжный, широкий, как русское поле". Обязательным условием исполнения русской песни являются инсценировки (роль деда, старушки, молодца, красавицы, мухи, комарика, медведя). Так дети быстрее выучивают песню, у них развивается воображение, творческие и актерские способности. Дети чувствуют себя увереннее.
Обучение музыкально-ритмическим движениям
Учу детей правильно, ритмично и красиво выполнять тот или иной элемент танца, реагировать движением на смену частей или характера музыки. В этот раздел вводится разучивание танцевальных шагов народных хороводов, плясок и кадрилей ("Щучка", "Разножка", "Пистолетик", "Елочка", "Гармошка", "Козлик", "Моталочка", "Ковырялочка"), а также отдельных построений и элементов ("Шторки", "Шен"). В занятия включаю русские хороводы ("Хоровод с веночками", "Березки" и т.д.), разнообразные пляски со скамеечками, ложками, веретенами, балалайками, ведрами. Обучение музыкально-ритмическим движениям строю в форме игры. Придумываю сюжет. Например: топающий шаг — прогулка по первому снегу; шаг польки — карнавал; хороводный шаг — гуляние по лугу, по поляне, по осеннему парку.
Игра на музыкальных инструментах
Работа по изучению игры на музыкальных инструментах начинается со второй младшей группы. Обучаю детей игре на ложках, любимому номере на любом празднике. Если младшая группа владеют двумя-тремя приемами игры на ложках, то старшая и подготовительная — шестью-восьмью приемами. Каждая группа — это свой ансамбль ложкарей.
Заключение
Включение музыкального фольклора в содержание музыкальных занятий не могло не отразиться на детях. Они узнали много нового о русском народном искусстве. Много помогают воспитатели, чтобы закрепить у детей знания, полученные на музыкальных занятиях. Родители также информированы о широком использовании фольклора для развития музыкальных способностей детей. Использую для этого консультации и доклады на родительских собраниях.
В самостоятельной музыкальной деятельности дети воспроизводят по памяти народные песни, хороводы, играют на ложках, цитре. Часто в ролевых играх дети музицируют, напевают колыбельные, плясовые, инсценируют песни и сказки. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях с элементами фольклора. Мы проводим специальные фольклорные праздники — например, "Ярмарка", "Масленица". Детям нравятся зазывалки, колядки, заклички, приговоры. С удовольствием исполняют частушки.