Дорогие друзья, мы рады представить вам Медведеву Наталью Николаевну, инструктора по физической культуре первой квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Наталья Николаевна с радостью предлагают вашему вниманию диагностику результативности образовательной деятельности инструктора по физической культуре в ДОУ. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Натальи Николаевны:
«Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, В П. 3.6. указывается, что система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Задачами мониторинга образовательной области «Физическая культура» являются:
- сбор, обработка и анализ информации по различным аспектам воспитательно-образовательного процесса;
- принятие мер по усилению положительных и одновременно ослаблению отрицательных факторов, влияющих на воспитательно-образовательный процесс;
- оценивание результатов принятых мер в соответствии с федеральными государственными стандартами
Мониторинг осуществляется на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования и годового плана воспитательно-образовательной работы ДОУ.
В работе по проведению мониторинга качества образования используются следующие методы:
- наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта);
- эксперимент (создание исследовательских ситуаций для изучения проявлений);
- беседа;
- опрос;
- анкетирование;
- тестирование;
- анализ продуктов деятельности;
- сравнительный анализ.
Участниками мониторинга образовательной области «Физическая культура» являются:
- педагоги ДОУ;
- воспитанники ДОУ
- педагог-психолог ДОУ;
- учитель-логопед ДОУ;
- музыкальный руководитель ДОУ;
- инструктор по ФИЗО;
- медицинский персонал ДОУ ( Таблица 1)
К собираемой информации образовательной области «Физическая культура» предъявляются следующие требования;
- полнота;
- конкретность;
- объективность;
- своевременность.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
1. Определение объекта мониторинга,
2. Сбор информации об объекте мониторинга.
3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
Система мониторинга физического развития дошкольников основывается на том, что основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения направлена на формирование у ребенка основных интегративных качеств, которые являются показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и позволяют ему самостоятельно решать жизненные задачи, адекватные возрасту.
Под интегративными качествами понимаются системные образования, которые:
1. Формируются в процессе освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования;
2. Являются показателями его развития в:
- личностной (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка и морально-нравственное развитие);
- интеллектуальной (формирование высших психических функций, накопление социального опыта и др.);
- физической(сила, выносливость, гибкость, ловкость, и др.) сферах.
3. Способствуют самостоятельному решению ребенка жизненных задач (проблем), адекватных возрасту.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с комплексными и парциальными образовательными программами обучения и воспитания детей. Мониторинг можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением примерной образовательной программе («Истоки», «Радуга», «Детство», «Успех» и др.) для каждой возрастной группы.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Таким образом, в рамках реализации образовательной области «Физическая культура» контроль организации физического воспитания детей в ДОУ включает следующие важные показатели:
1. Динамическое наблюдение за состояние здоровья и физическим здоровьемдетей, которое осуществляется при углубленных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники .При первичном обследовании ребенка дается оценка состояния его здоровья, физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностях организма и решается вопрос об индивидуальных назначениях при занятиях физическими упражнениями и различных видах закаливающих процедур. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и физического здоровья детей, учитывается эффективность воздействия средств физического воспитания.
2. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливаниями.
3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий ( помещение ,участок),физкультурного оборудования,спортивной одежды и обуви.
4. Санитарно-просветительская работа по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.
Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей.
Положительная динамика показателей физической подготовленности детей в течение учебно-воспитательного периода – это один из основных критериев эффективности образовательной деятельности по физическому воспитанию детей в ДОУ и показатель результативности работы инструктора по физкультуре.оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты.
Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков.
Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.
Качество двигательных навыков оценивается по тому, как дети выполняют основные движения.
Каждое движение делится на определенные фазы. Например, в прыжке в длину с разбега выделяют: исходное положение, разбег, толчок, полет, приземление, возвращение в исходное положение. Всего 6 элементов. Из них решающее значение для получения хорошего результата имеют: скорость разбега, сила толчка, положение тела в фазе полета. Если мы будем оценивать выполнение упражнения по пятибальной системе, то этим фазам следует присвоить большее количество баллов: исходному положению — 0,5 балла, разбегу — 1 балл, толчку — 1 балл, полету — 1 балл, приземлению — 1 балл, возвращению в исходное положение — 0,5 балла. Контрольные занятия следует проводить не реже одного раза в два месяца, прослеживая динамику совершенствования качества движений. В конце года подводятся итоги в каждой возрастной группе инструктор по физическому воспитанию. Выводится средний балл индивидуально, затем по группе мальчиков, по группе девочек, далее и средний балл по всей группе. Такая форма работы дает достаточно полное представление о том, насколько качество выполнения движений соответствует норме у каждого конкретного ребенка и группе целом. Данная работа позволяет педагогу направлять свое внимание на наиболее важные аспекты работы и соответственно ее планировать. В конце года дается оценка по дошкольному учреждению в целом.
Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания.
Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.
В течение года показатели физических качеств могут изменяться. Это происходит за счет естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию
- Положительная, если в конце образовательного периода отмечена прибавка величин показателей физической подготовленности;
- Отрицательная, если результаты тестирования ухудшились (уменьшение величин по сравнению с исходными данными);
- Отсутствие динамики, если величины показателей не изменились.
Комплекс упражнений для диагностики овладения необходимыми двигательными навыками и умениями подробно описан в программе «Успех».Специалистам по физической культуре также следует обратить внимание на эффективность имеющихся у них методик, ориентируясь на следующие позиции:
- Во-первых, в соответствии с ФГТ, результатами являются интегративные качества, что делает невозможным использование педагогической диагностики в привычном ее понимании.
- Во-вторых, исследование интегративных качеств является по своей сути педагогической диагностикой психического развития детей, актуального состояния ребенка в детском саду. И важно, чтобы диагностический инструмент позволял именно педагогам оценить это развитие, не заменяя собой психологическую диагностику.
- В-третьих, проведение диагностических процедур должно быть несложным и экономичным по времени. Мониторинг не является самоцелью: оценка результатов освоения программы осуществляется с целью оптимального построения образовательной работы с дошкольниками.
Мониторинг можно охарактеризовать как путь к точности при оценке деятельности. Выбор критериев и показателей во многом зависит от степени квалификации персонала, уровня его профессионализма, а также от уровня организационной культуры учреждения, важнейшим показателем которой является способность коллектива к адекватной оценке своей деятельности.
И главное, мониторинг позволяет увидеть, не наблюдается ли регресс в развитии, показателем которого является потеря приобретенных навыков и физических качеств. А еще он позволяет точно оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка в плане его физического развития и продемонстрировать это родителям.
В ходе мониторинга, как правило, определяются дети, способные к различным видам спортивной деятельности, а также педагоги, чей опыт организации физического воспитания достоин изучения и внедрения в практику работы других специалистов.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Инструктор по физкультуре совместно с медсестрой может организовать семинары-практикумы для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений, рекомендуются специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами. В мастер-классе для родителей можно организовать просмотр физкультурного занятия, на котором они могут увидеть успехи своих детей.
По результатам опроса родителей необходимо помещать интересующую их информацию в родительских уголках, в папках-передвижках, например: ("Движение- основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимние забавы" и т.д.). При необходимости, следует организовать консультативные пункты. В них родители могут получить квалифицированную помощь опытных специалистов.
Литература:
1. Алямовская , В.Г. Как воспитать здорового ребенка [ Текст ] : учебное пособие / В. Г. Алямовская.- М. : 1993. 145с.
2.Виноградова, Н.А., Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: метод.пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3.Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В., Абрамова, Р.М., Шпаковская, Л.И. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: метод.пособие / под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
4. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников[Текст]: методическое пособие / В. А. Деркунская. — М.: Педагогическое общество России, 2005. -105с.
5.Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст]: учеб.пособие / Н.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
6.Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей [Текст]: метод.пособие / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).