Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Реализация принципа ведущей (игровой) деятельности детей дошкольного возраста при обучении плаванию в условиях ДОУ
15 минут 5856 1802

Реализация принципа ведущей (игровой) деятельности детей дошкольного возраста при обучении плаванию в условиях ДОУ

MILLER fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Миллер Юлией Сергеевной, инструктором по плаванию МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Юлия Сергеевна с удовольствием делится с нами своим опытом обучения детей плаванию в условиях ДОУ через разнообразные формы работы. Статья будет интересна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Юлии Сергеевны:

"Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых, на наш взгляд, полезных видов физических упражнений. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. Задача взросло­го — умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении".

Увлекательного чтения...


Реализация принципа ведущей (игровой) деятельности детей дошкольного возраста при обучении плаванию в условиях ДОУ

Посмотреть статью с приложениями и фотографиями

Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых, на наш взгляд, полезных видов физических упражнений. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. Задача взросло­го — умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.

Основной формой восприятия мира ребенком до 7 лет является игра. Поэтому все занятия основаны на игровом методе с использованием сюжетных и бессюжетных игр и игровых упражнений, игр – забав, что способствует развитию образного мышления, закреплению сенсорных эталонов и элементарных представлений. Такие занятия создают хорошее настроение у детей, положительно влияют на последующую деятельность.

При проведении занятий по плаванию мы придерживаемся определенных правил:

  • превращаем в игру все задания и упражнения, выполняемые детьми, как на суше, так и в воде;
  • занятия строим на полном доверии ребенка и взрослого.
  • не проявляем никакого принуждения.
  • вводим упражнения и игры, основанные на знакомых ребенку действиях и ощущениях.
  • не используем всевозможные устрашающие формулировки.

На каждом занятии формируем у ребенка только положительные эмоции и чувства – радости, удовольствия, а также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде;

Следуем принципам «от простого – к сложному», от «известного – к неизвестному». В процессе обучения последовательно выполняются все более и более сложные упражнения; постепенно наращиваются физические нагрузки (увеличивается продолжительность занятия, количество упражнений и игр, ускоряется их выполнение), усложняются условия (снижается температура, увеличивается уровень воды).

Непосредственная образовательная деятельность детейв условиях крытого бассейна имеет свою структуру, представленную в таблице 1

В практической деятельности используем разнообразные методические приемы:

  • показ упражнений,
  • разучивание упражнений,
  • средства наглядности,
  • имитация упражнений,
  • круговая тренировка,
  • исправление ошибок,
  • индивидуальная страховка и помощь,
  • игры на воде и на суше,
  • соревновательный эффект.

В соответствии с задачами по обучению плаванию детей дошкольного возраста

1-я младшая группа

  • познакомить детей с условиями и правилами поведения в бассейне;
  • прививать детям желание научиться плавать; входить в воду без боязни, погружаться в воду с помощью взрослого и самостоятельно;
  • играть в воде, используя игрушки, бегать, прыгать;
  • учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными способами на суше и в воде, и том числе при помощи вспомогательных и поддерживающих средств.

2 младшая   группа

  • сообщить детям сведения о пользе занятий плаванием, о свойствах воды;
  • ознакомить детей с правилами поведения на воде;
  • воспитывать у детей стремление к самостоятельности при
  • передвижении и играх в воде;
  • учить погружать лицо в воду, погружаться в воду с головой;
  • учить открывать глаза в воде;
  • знакомить с очками для плавания;
  • учить делать вдох и выдох на суше и в воде;
  • формировать навык всплывания и лежания на воде (на груди и на спине, «медуза», «поплавок», «звездочка»;
  •  учить скольжению на груди и на спине;
  •  учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными
  • способами плавания на суше и в воде, в том числе при помощи
  • вспомогательных и поддерживающих средств.

Средняя группа

  • расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям;
  • учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др.;
  •   совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду;
  • учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохом в воду;
  • учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств;
  • учить выполнять движения руками и ногами спортивными и не спортивными способами на суше и в воде без поддерживающих средств;
  • совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;
  • учить различным спускам в воду с бортика бассейна: спадам в воду, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортик

Старшая группа

  • знать об оздоровительном и прикладном значении плавания;
  • учить детей переходить из положения «звездочка» в положение
  • «поплавок» и наоборот;
  • выполнять скольжение на груди и на спине на дальность (метры);
  • доставать игрушки со дна при нырянии на дальность;
  • совершенствовать плавание неспортивными и спортивными
  • способами; приучать детей стараться проплывать, постоянно
  • увеличивая расстояния;
  • учить выполнять повороты при плавании на груди;
  • учить делать выдохи в воду во время плавания по элементам и в
  • полной координации всеми способами.

Подготовительнаягруппа

  • перед поступлением в школу научить плавать на расстояние до15-25 метров;
  • закрепить знания о правилах безопасности на воде;
  • учить знанием способов помощи уставшему на воде товарищу и транспортировки пострадавшего;
  • учить простейшим знаниям о реакции организма на нагрузку(частота сердечных сокращений) - ЧСС;
  • учить самостоятельному подсчету ЧСС;
  • учить дыханию с поворотом головы вправо и влево, удалять попавшую воду изо рта и носа, не прекращая дыхания;
  • совершенствовать технику отдельных элементов способов плавания: плавание на одних руках с предметом (доской, кругом, «поплавком») и без них; плавание на одних ногах с предметом в руках (доской, игрушкой, мячом и т.д.) и без них;
  • совершенствовать согласование движений рук, ног с различными вариантами дыхания;
  • совершенствовать спады в воду из разных положений;
  • совершенствовать повороты, при плавании на груди и на спине;
  • учить использованию элементов прикладного плавания.

Мы выделяем несколько этапов обучения

Первый этап

Начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью) и включает адаптацию к водной среде.Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно самостоятель­но передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

Второй этап

Связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о ее, выталкивающей и поддерживаю­щей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд.

Третий этап

В результате третьего этапа дети должны освоить статическое плавание, скольжение на груди и на спине, осваивать элементы «кроля», сохраняя в основном согласованность дви­жений рук, ног и дыхания

Четвертый этап

На последнем, четвертом этапе начального обучения продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания.

Каждый из этапов начального обучения плаванию условно может быть «привязан» к определенному возрасту детей( таблица 2)

Такая возрастная периодизация начального   обучения   дошкольников плаванию имеет, естественно, относительный характер: индивидуальные данные и способности детей в результате мониторинга в ДОУ могут вносить в нее коррективы.

Необходимое условие педагогической успешности в рабо­те с дошкольниками — поддержание положительного отно­шения детей к занятиям на всех этапах обучения.

Применяя принцип подкрепления, включающий в себя проявление внимания ко всем детям при выполнении заданий, сообщение воспитанникам об ошибках и правильности выполнения упражнений, поощрение дошкольников с использованием похвалы, мы стремимся к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, по­буждали их к самостоятельности, вызывали у них желание хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности ре­бенка в собственных силах и развитию его волевых качеств.

Превращению игровой ситуации в учебную способствует пос­ледовательный переход от простого передвижения по дну (при­выкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений.

Педагогический принцип от простого к сложному в игре выступает как условие усвоения более сложных приемов плава­ния, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине — по пояс, по грудь.

Наблюдения за играми дошкольников в воде показывают, что физическая нагрузка в воде превышает аналогичную на суше, и дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее. Технику спортивных способов плавания дети осва­ивают от общих представлений о конкретном способе в целом к разучиванию отдельных движений, которые затем соединя­ются. Использование принципа от целого к частному пре­дусматривает определенную последовательность к постановке задач, подборе игр и игровых упражнений.

Для реализации принци­па доступности мы проводим занятия по типу круговой тренировки (игровые зоны). Для этого вся акватория бассейна (дидактическое пространство обучения) условно разбивается на игровые зоны, в которых дети выполняют разнообразные упражнения, содержащие как новый, так и пройден­ный материал. Инструктор при этом может либо находиться в зоне освоения нового упражнения, либо оказывать помощь от­стающим детям. Переход из одной игровой зоны в другую для детей осуществляется произвольно, по желанию ребенка; в старшей и подготовительной группах иногда поточно, по типу круговой тренировки.

У подобной организационной формы есть свои преимущества. Изучение учебного материала на каждом занятии имеет комплексный характер. Дети, находясь в постоянном движении, чередуя нагрузки с отдыхом, спонтанно осваивают технически правильные плавательные движения и повышают функциональные возможности организма.

На занятиях выполняется большое количество разнообразных движений, что благотворно сказывается на всем организме в целом.  Разнообразные игровые упражнения с использованием пособийи игрушек, предназначенных для наиболее эффективной организации занятий по плаванию, способствуютуспешному освоению детей в воде и формированию навыков плавания. В нашем ДОУ мы используем

  • доски из пенопласта (для каждого купающегося)
  • надувные игрушки
  • резиновые и пластмассовые игрушки
  • мелкие игрушки из плотной резины(тонущие)
  • обручи
  • мячи разного размера

Все дети любят занятия в бассейне. Упражнения и игры в воде доставляют ребятам удовольствие, радость, вызывают у них желание хорошо плавать.

Конечно, важно обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных возможностях бассейна детского сада.

Литература.

  1. Большакова, И. А. Маленький дельфин : пособия для инструкторов по плаванию / И. А. Викулов, А. Д. Развитие физических способностей детей / А. Д. Викулов, И. М. Бутин. – Ярославль : Гринго, 1996. - 171 с.
  2. Галанов, А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников / А. С. Галанов. – СПб. : Речь, 2007 – 150 с.
  3. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса : методическое пособие. – Кемерово, 2003. – 147 с.
  4. Койносова, О. В. Развитие интереса детей к занятиям плаванием через спортивные праздники / О. В. Койносова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №4. – с. 23-25
  5. Коваленко, Н. В. Физическая культура в школе в условиях модернизации образования : учебно-методическое пособие / Н. В. Коваленко.- Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. – 92 с.
  6. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников ДОУ / М. Д. Маханева. – М. :Аркти, 2000. – 107 с.
  7. Мрыхин, Р. П. Я учусь плавать / Р. П. Мрыхин. – Ростов -/Д : Феникс, 2001. – 92 с.
  8. Осокина, Т. И. Как научить детей плавать : пособие для воспитателя детского сада / Т. И. Осокина. – М. :Прсвещение, 1985. – 80 с.
  9. Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду : Кн. Для воспитателей детского сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. – М. : Просвещение, 1991. – 159 с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3489 53