Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Миллер Юлией Сергеевной, инструктором по плаванию МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Юлия Сергеевна с удовольствием делится с нами своим опытом обучения детей плаванию в условиях ДОУ через разнообразные формы работы. Статья будет интересна педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Юлии Сергеевны:
"Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых, на наш взгляд, полезных видов физических упражнений. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. Задача взрослого — умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении".
Увлекательного чтения...
Реализация принципа ведущей (игровой) деятельности детей дошкольного возраста при обучении плаванию в условиях ДОУ
Посмотреть статью с приложениями и фотографиями
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых, на наш взгляд, полезных видов физических упражнений. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. Задача взрослого — умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.
Основной формой восприятия мира ребенком до 7 лет является игра. Поэтому все занятия основаны на игровом методе с использованием сюжетных и бессюжетных игр и игровых упражнений, игр – забав, что способствует развитию образного мышления, закреплению сенсорных эталонов и элементарных представлений. Такие занятия создают хорошее настроение у детей, положительно влияют на последующую деятельность.
При проведении занятий по плаванию мы придерживаемся определенных правил:
- превращаем в игру все задания и упражнения, выполняемые детьми, как на суше, так и в воде;
- занятия строим на полном доверии ребенка и взрослого.
- не проявляем никакого принуждения.
- вводим упражнения и игры, основанные на знакомых ребенку действиях и ощущениях.
- не используем всевозможные устрашающие формулировки.
На каждом занятии формируем у ребенка только положительные эмоции и чувства – радости, удовольствия, а также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде;
Следуем принципам «от простого – к сложному», от «известного – к неизвестному». В процессе обучения последовательно выполняются все более и более сложные упражнения; постепенно наращиваются физические нагрузки (увеличивается продолжительность занятия, количество упражнений и игр, ускоряется их выполнение), усложняются условия (снижается температура, увеличивается уровень воды).
Непосредственная образовательная деятельность детейв условиях крытого бассейна имеет свою структуру, представленную в таблице 1
В практической деятельности используем разнообразные методические приемы:
- показ упражнений,
- разучивание упражнений,
- средства наглядности,
- имитация упражнений,
- круговая тренировка,
- исправление ошибок,
- индивидуальная страховка и помощь,
- игры на воде и на суше,
- соревновательный эффект.
В соответствии с задачами по обучению плаванию детей дошкольного возраста
1-я младшая группа
- познакомить детей с условиями и правилами поведения в бассейне;
- прививать детям желание научиться плавать; входить в воду без боязни, погружаться в воду с помощью взрослого и самостоятельно;
- играть в воде, используя игрушки, бегать, прыгать;
- учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными способами на суше и в воде, и том числе при помощи вспомогательных и поддерживающих средств.
2 младшая группа
- сообщить детям сведения о пользе занятий плаванием, о свойствах воды;
- ознакомить детей с правилами поведения на воде;
- воспитывать у детей стремление к самостоятельности при
- передвижении и играх в воде;
- учить погружать лицо в воду, погружаться в воду с головой;
- учить открывать глаза в воде;
- знакомить с очками для плавания;
- учить делать вдох и выдох на суше и в воде;
- формировать навык всплывания и лежания на воде (на груди и на спине, «медуза», «поплавок», «звездочка»;
- учить скольжению на груди и на спине;
- учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными
- способами плавания на суше и в воде, в том числе при помощи
- вспомогательных и поддерживающих средств.
Средняя группа
- расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям;
- учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др.;
- совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду;
- учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохом в воду;
- учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств;
- учить выполнять движения руками и ногами спортивными и не спортивными способами на суше и в воде без поддерживающих средств;
- совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;
- учить различным спускам в воду с бортика бассейна: спадам в воду, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортик
Старшая группа
- знать об оздоровительном и прикладном значении плавания;
- учить детей переходить из положения «звездочка» в положение
- «поплавок» и наоборот;
- выполнять скольжение на груди и на спине на дальность (метры);
- доставать игрушки со дна при нырянии на дальность;
- совершенствовать плавание неспортивными и спортивными
- способами; приучать детей стараться проплывать, постоянно
- увеличивая расстояния;
- учить выполнять повороты при плавании на груди;
- учить делать выдохи в воду во время плавания по элементам и в
- полной координации всеми способами.
Подготовительнаягруппа
- перед поступлением в школу научить плавать на расстояние до15-25 метров;
- закрепить знания о правилах безопасности на воде;
- учить знанием способов помощи уставшему на воде товарищу и транспортировки пострадавшего;
- учить простейшим знаниям о реакции организма на нагрузку(частота сердечных сокращений) - ЧСС;
- учить самостоятельному подсчету ЧСС;
- учить дыханию с поворотом головы вправо и влево, удалять попавшую воду изо рта и носа, не прекращая дыхания;
- совершенствовать технику отдельных элементов способов плавания: плавание на одних руках с предметом (доской, кругом, «поплавком») и без них; плавание на одних ногах с предметом в руках (доской, игрушкой, мячом и т.д.) и без них;
- совершенствовать согласование движений рук, ног с различными вариантами дыхания;
- совершенствовать спады в воду из разных положений;
- совершенствовать повороты, при плавании на груди и на спине;
- учить использованию элементов прикладного плавания.
Мы выделяем несколько этапов обучения
Первый этап
Начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью) и включает адаптацию к водной среде.Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
Второй этап
Связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о ее, выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд.
Третий этап
В результате третьего этапа дети должны освоить статическое плавание, скольжение на груди и на спине, осваивать элементы «кроля», сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания
Четвертый этап
На последнем, четвертом этапе начального обучения продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания.
Каждый из этапов начального обучения плаванию условно может быть «привязан» к определенному возрасту детей( таблица 2)
Такая возрастная периодизация начального обучения дошкольников плаванию имеет, естественно, относительный характер: индивидуальные данные и способности детей в результате мониторинга в ДОУ могут вносить в нее коррективы.
Необходимое условие педагогической успешности в работе с дошкольниками — поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения.
Применяя принцип подкрепления, включающий в себя проявление внимания ко всем детям при выполнении заданий, сообщение воспитанникам об ошибках и правильности выполнения упражнений, поощрение дошкольников с использованием похвалы, мы стремимся к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, вызывали у них желание хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности ребенка в собственных силах и развитию его волевых качеств.
Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений.
Педагогический принцип от простого к сложному в игре выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине — по пояс, по грудь.
Наблюдения за играми дошкольников в воде показывают, что физическая нагрузка в воде превышает аналогичную на суше, и дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее. Технику спортивных способов плавания дети осваивают от общих представлений о конкретном способе в целом к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются. Использование принципа от целого к частному предусматривает определенную последовательность к постановке задач, подборе игр и игровых упражнений.
Для реализации принципа доступности мы проводим занятия по типу круговой тренировки (игровые зоны). Для этого вся акватория бассейна (дидактическое пространство обучения) условно разбивается на игровые зоны, в которых дети выполняют разнообразные упражнения, содержащие как новый, так и пройденный материал. Инструктор при этом может либо находиться в зоне освоения нового упражнения, либо оказывать помощь отстающим детям. Переход из одной игровой зоны в другую для детей осуществляется произвольно, по желанию ребенка; в старшей и подготовительной группах иногда поточно, по типу круговой тренировки.
У подобной организационной формы есть свои преимущества. Изучение учебного материала на каждом занятии имеет комплексный характер. Дети, находясь в постоянном движении, чередуя нагрузки с отдыхом, спонтанно осваивают технически правильные плавательные движения и повышают функциональные возможности организма.
На занятиях выполняется большое количество разнообразных движений, что благотворно сказывается на всем организме в целом. Разнообразные игровые упражнения с использованием пособийи игрушек, предназначенных для наиболее эффективной организации занятий по плаванию, способствуютуспешному освоению детей в воде и формированию навыков плавания. В нашем ДОУ мы используем
- доски из пенопласта (для каждого купающегося)
- надувные игрушки
- резиновые и пластмассовые игрушки
- мелкие игрушки из плотной резины(тонущие)
- обручи
- мячи разного размера
Все дети любят занятия в бассейне. Упражнения и игры в воде доставляют ребятам удовольствие, радость, вызывают у них желание хорошо плавать.
Конечно, важно обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных возможностях бассейна детского сада.
Литература.
- Большакова, И. А. Маленький дельфин : пособия для инструкторов по плаванию / И. А. Викулов, А. Д. Развитие физических способностей детей / А. Д. Викулов, И. М. Бутин. – Ярославль : Гринго, 1996. - 171 с.
- Галанов, А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников / А. С. Галанов. – СПб. : Речь, 2007 – 150 с.
- Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса : методическое пособие. – Кемерово, 2003. – 147 с.
- Койносова, О. В. Развитие интереса детей к занятиям плаванием через спортивные праздники / О. В. Койносова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №4. – с. 23-25
- Коваленко, Н. В. Физическая культура в школе в условиях модернизации образования : учебно-методическое пособие / Н. В. Коваленко.- Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. – 92 с.
- Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников ДОУ / М. Д. Маханева. – М. :Аркти, 2000. – 107 с.
- Мрыхин, Р. П. Я учусь плавать / Р. П. Мрыхин. – Ростов -/Д : Феникс, 2001. – 92 с.
- Осокина, Т. И. Как научить детей плавать : пособие для воспитателя детского сада / Т. И. Осокина. – М. :Прсвещение, 1985. – 80 с.
- Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду : Кн. Для воспитателей детского сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. – М. : Просвещение, 1991. – 159 с.