Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Батритдиновой Альфией Халитовной, воспитателем первой квалификационной категории СП ДС "Алёнушка" ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Альфия Халитовна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Статья будет интересна воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Альфии Халитовны:
«Развитие мелкой моторики у ребенка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренировки мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений».
Познавательного чтения...
"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
Развитие мелкой моторики у ребенка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренировки мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными, надо приложить немало усилий. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие девочек и мальчиков в домашних делах, ежедневная гимнастика - вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать.
Давно замечено, что чем лучше малыш управляет своими пальчиками, тем быстрее он начинает говорить. И в этом нет ничего удивительного - ведь нервные окончания пальцев рук напрямую связаны с теми участками головного мозга, которые отвечают за речь малыша.
До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи, а, следовательно, и мышление будет затруднено. Систематические упражнения - это "мощное средство повышения работоспособности головного мозга" (по мнению М.М. Кольцовой)
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики.
Мое обращение к проблеме развития мелкой моторики связано с позицией воспитателя, работающего в группе ранней помощи. Отсюда вытекает задача:
- развитие мелкой моторики рук.
Проводимая мною коррекционная работа взаимосвязана со всеми видами детской деятельности и ведется в двух направлениях:
1) непосредственно-образовательная деятельность;
2) свободная деятельность.
Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев они позволяют корригировать движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.
Пальчиковые игры организую в водной части непосредственно-образовательной деятельности и после напряженной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.
Развитие речи.
Известно, что чем выше двигательная активность детей, тем интенсивней развивается их речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Вначале использую самые простые стихи. Их можно читать детям, у которых есть заметные трудности в овладении речью и развитии тонкой моторики: "Ладушки", "Оладушки" и др.
Чем дальше, тем сложнее движения рук и пальцев и текст стихов. Перед детьми не ставлю трудновыполнимую задачу. Читаю стихотворение несколько раз, сопровождая его соответствующими движениями. Сначала ребята повторяют мои действия, Я им помогаю в этом, но прошу с первого раза выполнять движения и произносить текст. После многократных повторений дети пытаются произнести последнее слово в каждой строчке, в следующий раз они произносят два последних слова, а потом всю строчку.
Ребенок и окружающий мир.
Чтобы подражать движениям людей, животных и даже растений, изображать действия с предметами, дети должны сначала увидеть их в реальной жизни, например, дома или в детском саду. Детям нужно получить четкое представление о свойствах предмета или явления, означаемое тем или иным словом. Только в этом случае можно поговорить о точном понимании значения слова и его полном усвоении, а это одно из условий овладения произношения слова.
Детям очень нравится пальчиковая гимнастика, такие игры, как: "Ладушки", "Коза","Ворона", "Петушок", "Очки", "Мышки", "Фрукты", "Пальчики", "Обновки", "Зимние забавы", "Домашние птицы", и др.
Например:
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами.
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами.
А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы сначала на одной руке, затем на другой руке, начиная с больших пальцев).
И еще:
Веселая встреча.
Здравствуй, котенок!
Здравствуй , козленок!
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый смешной поросенок!
(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных ).
Упражнения доступные детям:
- собирание желтых, красных, синих цветков; листочков, шишек, маленьких и больших камешков;
- рисование пальчиками на песке, в воздухе, на ладошке различных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), линий (волнистые, прямые, горизонтальные, вертикальные, длинные, короткие), простых изображений (домик, солнышко, тучка, человечек);
- перебирание белой и цветной фасоли, риса, гречки, гороха;
- прищипывание прищепок;
- выкладывание узоров из палочек( снежинок, веточек, ёлочек, букв);
- наматывание шерстяных ниток и т.п.
ОО "Художественное творчество" Рисование.
Использую рисование в воздухе - изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Также предлагаю детям рисовать пальцем на любой гладкой поверхности ( альбоме, мольберте). А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляции с цветом. Прикладывая ладошку к бумаге, дети сжимают пальцы ("Птички") и растопыривают их ("Ладошки").
Метод совместного рисования позволяет научить ребенка правильно держать в руке карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры. Также дети учатся рисовать с помощью штампа, используя различные овощи, кубики. Темы занятий: "Мячи", "Звездочки", "Башня","Гусеница", "Кубики".
ОО "Художественное творчество" Лепка.
Используем приемы лепки:
- разминание- надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина;
- отщипывание- отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина, а затем отрывают его.
- шлёпанье- энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами;
- сплющивание- сжимание куска пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала дети сплющивают при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями (под давлением веса тела) к плоской поверхности.
Материалами, которые используем , являются: мягкий пластилин ярких цветов, тесто, разноцветный матовый картон, подкладные доски, стеки. В непосредственно-образовательной деятельности лепим простые по форме, знакомые предметы(на основе шариков и колбасок).Например: "Яблоки", "Божья коровка","Салют", "Ёжик", "Бусы" и др.
ОО "Познание" Конструирование.
Ребенок видит, что при соединении отдельных элементов возникает что-то новое. Тем самым развивается способность ребенка к творческому мышлению, совершенствуется координация: глаз-рука, рука-рука. Например, конструирование змейки из пуговиц, "Лесенка для зайчика" из кирпичиков.
ОО " Музыка " при выполнении игр и плясок таких как "Поиграем - потанцуем", "Барабан", "Игра с бубном", "Игра с колокольчиком", "Ладушки", "Фонарики", "Розовые щечки", "Музыканты" у детей развиваются кисти рук, стимулируются активные точки ладошек.
ОО "Физкультура "
При выполнении общеобразовательных упражнений с предметами ( кубиками, ленточками, погремушками, мешочками, обручами, мячами, платочками и др.) и при проведении подвижных игр таких как " Кати мяч", "Попади в цель", "Мяч в кругу" у детей развивается координация движений кистей и пальцев рук.
В свободной деятельности мы используем:
- нанизывание бус разного цвета, размера, разной формы и фактуры;
- шнуровки "Башмачок", "Корзиночка с фруктами" и др.
- застежки "Разноцветные замочки", " Волшебный кармашек","Цветочная поляна" и др.
- "Собери пирамидку", "Веселые матрешки", "Сложи картинку", "Закрой окошечко", "Парные картинки".
Детям очень нравится играть в игру "Подбери нитки по цвету". Яркая ворсистая нитка хорошо держится на бархатной бумаге. Она также легко отделяется от неё, что позволяет детям корректировать свои работы, добиваясь лучших результатов. Ребенок должен присоединить к" воздушному шарику" такого же цвета нитку. Приподняв кончиками пальцев нижний край кружка, дети подкладывают под него кончик подходящей по цвету нитки. Потом прижимают пальчиком кружок к листу.
С помощью родителей мы изготовили игру "Цветочная поляна" на доске, которая прикреплена к стене. Дети вкручивают и выкручивают пробки от пластиковых бутылок к цветам, подбирая их по цвету. Пособие отличается простотой изготовления, при этом, используя его, можно играть одному ребенку и подгруппе детей.
Также дети с удовольствием играют в игру "Сложи картинку". На фланелеграфе складывают из частей солнышко с лучиками, травку, домик, машинку и др.
Мы подбираем игры с песком, которые способствуют стимуляции ручной деятельности, развитию ловкости рук и мышечного контроля: "Найти, что спрятано", "Овощи", "Фрукты", "Животные" и др.
В летний период используем игры с песком на участке, рисование мелом на асфальте.
Работаем в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители своими руками делают дидактические игры, которые мы используем в работе с детьми. Сделали игру "Найди домик", "Разноцветные флажки", "Чудесный кармашек", "Путаница".
По мере освоения детьми игр, предоставляю им всё больше и больше самостоятельности. Чаще хвалю детей: положительная оценка взрослого придает им уверенность, дает ощущение собственной компетентности, формирует фундамент творческой и счастливой взрослой жизни.
Я считаю, что поистине неоценимую роль в развитии детей играет предметная среда. Все время создаем пособия, помогающие совершенствовать мелкую моторику, развивать творчество, создаем условия , делающие жизнь детей в детском саду комфортной и интересной.
В комплекс упражнений включаю задание на сжатие, расслабление и растяжение кистей малышей, использую сеансы массажа кистей рук. Массаж провожу индивидуально или с подгруппой детей.
Массаж ладоней и пальчиков очень полезен маленькому ребенку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами:
мизинец- с сердцем, безымянный- с печенью, средний- с кишечником и позвоночником, указательный- с желудком, большой - с головным мозгом.
Беру пальчик малыша и тщательно массирую каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняю от ногтевой фаланги к ладони, массирую подушечки каждого пальчика, легко надавливая на них, массирую ладошки круговыми движениями указательного пальца.
Массаж ладоней провожу с помощью массажного мячика:
1. Мяч - между ладонями ребенка, пальчики прижаты друг к другу. Делаем массажные движения, катая мяч вперед-назад.
2. Мяч между ладонями ребенка, пальчики прижаты друг к другу. Делаю круговые движения, катая мяч по ладоням ребенка.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делаем вращательные движения вперед (как будто завинчиваем крышку ).
4. Зажимая мяч между ладонями, пальцы сцеплены " в замок", локти- в стороны, надавливаем на мяч ладонями ( 4-6раз ).
5. Перекладываем мяч из ладошки в ладошку, постепенно увеличивая темп.
Также использую для массажа ладошек и пальчиков детей природный материал. Еловую шишку предлагаю покатать между ладошками. Также использую самые различные крупы: гречиху, рис, пшено,
манную и др . Предлагаю детям самые разные упражнения: сжать зерна в кулачок, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в миске.
Детям очень нравится упражнение с цветным перышком, когда я глажу им ладошки и тыльные стороны кистей рук.
В результате моей работы некоторые дети стали проявлять интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, радуются тому, что у них получается, делятся со мной своей радостью. Знают, где лежит материал. Достаточно смело и уверенно выполняют изобразительные действия: рисуют линии ( прямые, замкнутые, штрихи, пятна охотно лепят: отрывают кусочки, скатывают.
Но бывает и так, что при всех моих стараниях успехи малышей не столь очевидны. Я не печалюсь все дети разные, темпы их развития тоже. Надеюсь, что малыши достигнут необходимого уровня несколько позднее. Продолжаю заниматься с ними. Для меня важно, чтобы дети не захлопнули передо мной свою душу, обиженные невниманием или неосторожной оценкой.
Дети стали проявлять интерес ко всем видам деятельности, проговаривать слова сказок, потешек и др., улучшилась мелкая и общая моторика.