Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Почему ребёнку трудно со сверстниками?
8 минут 6072 1430

Почему ребёнку трудно со сверстниками?

BEREZUK fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Березюк Алсу Галинуровной, воспитателем МАДОУ ДС № 34 г. Стерлитамак Республики Башкортостан. Сегодня Алсу Галинуровна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью на тему: «Почему ребёнку трудно со сверстниками?». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Алсу Галинуровны:

«Мы вообще знаем очень мало, ужасно мало. И всё-таки мы знаем достаточно! Солнце светит нам и омывает нас своими лучами, солнце не разделяет людей на правых и виноватых, в его тепле нет горечи. По крайней мере, это нам известно. И это великий урок всем нам. Жизнь - это дар, чудесный дар! И в ней нет места для горечи и ожесточения. Нет места».

Познавательного чтения...


Почему ребёнку трудно со сверстниками?

Ваш малыш подрастает, и по всему чувствуется, что ему уже недостаточно семейного общества, значит, пора расширять круг общения.

Чтобы проверить, готов ли ребёнок к этому, ответьте на следующие вопросы:

  • Много ли у вашего малыша знакомых сверстников? С удовольствием ли он с ними общается?
  • Быстро ли он привыкает к новому коллективу?
  • Тянутся ли к нему другие ребятишки?
  • Часто ли он обижается? Долго ли он помнит обиды, причинённые кем- либо из приятелей или родных?
  • Умеет ли он придумывать игры для себя, для друзей?
  • Доброжелателен ли Ваш ребёнок?

Если хотя бы на половину вопросов Вы ответили «да», значит, Ваш ребёнок скорее всего свободно завязывает новые знакомства, не испытывая дискомфорта при встрече с малознакомыми людьми. Такой ребёнок безболезненно войдёт в новый коллектив.

 Если же на большинство вопросов Вы ответили отрицательно, Ваш малыш пока не готов к общению со сверстниками: новые знакомства будут стоить ему больших усилий. Потребуется выдержка и терпение, чтобы помочь малышу освоить науку общения.

 В жизни каждого ребёнка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив- идёт в детский сад, знакомится с ребятами во дворе и т. д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто бывает найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований.

В чём причины этого? Вам всегда казалось, что у Вас милый, обаятельный малыш, общительный со взрослыми, бывающими у вас дома, прекрасно ладящий с их детьми. А тут вдруг замкнулся в себе, не хочет идти в детский сад или во двор, потому что ему не нравится играть с другими детьми.

Дело в том, что естественное состояние ребёнка- тянуться к ровесникам, к играм с ними. А если он не ищет друзей, стремится к одиночеству, значит нарушилась гармония его отношения с окружающим миром, с самим собой. Следует как можно скорее разобраться в причинах происходящего и постараться исправить положение.

Попадая в новый коллектив, даже коммуникабельные дети порой теряются, что же говорить о тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками из- за своих индивидуальных особенностей: повышенной эмоциональности, завышенной или заниженной самооценки, конфликтности, агрессивности, застенчивости?

Причины подобных отклонений в поведении ребёнка могут быть самыми разными: излишняя привязанность к кому- либо из членов семьи, избалованность, чрезмерная опека родителей, ограничение общения малыша из- за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей, запрет на игры со сверстниками дома по причине болезни кого- либо из членов семьи, усталости родителей после напряжённого трудового дня, нежелание нарушать порядок в доме и т. д.

Первые контакты малыша с ровесниками заканчиваются печально.

Одна из наиболее распространённых причин этого- излишняя застенчивость ребёнка. Такая проблема возникает, как правило, если родители малыша очень властны и нетерпимы. Замечая в ребёнке какие- либо недостатки, они стараются оказать на него давление, считая, что разговор на повышенных тонах, нажим способны их искоренить. Такой метод воспитания лишь усугубляет ситуацию, усиливая застенчивость ребёнка, которая при этом может вызвать «уход в себя» или так называемую «тихую агрессивность». В последнем случае малыш будет выражать протест не в открытой, а в скрытой форме: всё будет делать вам назло.

Другая причина того, что ребёнок не может установить контакт с другими детьми- это его чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются единственные дети в семье или дети, родившиеся первыми и некоторое время воспитывавшихся как единственные. Ребёнок- эгоист- это всегда творение рук близких родственников, с которыми он живет: мамы, папы, бабушки, дедушки. Привыкнув ко всеобщему вниманию в семье, малыш и в новом коллективе стремится занять центральное место, стать лидером. Но сверстники, как правило, не принимают таких детей в компанию, не хотят подчиняться воле новичка, им очень трудно понять и принять его капризы. А что может быть обиднее для ребёнка, любая прихоть которого в семье воспринималась как руководство к действию? Он не может сразу перестоится согласиться вести себя со сверстниками на равных. Поэтому он может замкнуться в себе, стать обидчивым, неразговорчивым или даже, наоборот, слишком агрессивным, несговорчивым, упрямым. Так желание семьи ограничится одним ребёнком, чтобы дать ему всё самое лучшее, оборачивается, порой, серьёзной проблемой: он не может нормально научиться общаться не только с детьми, но и со взрослыми, требуя безоговорочного выполнения всех своих капризов. Нарушение гармонии взаимоотношений с окружающими может привести к тому, что не только в раннем детстве, но и в более старшем возрасте ребёнку будет трудно находить друзей среди сверстников.

 Итак, два типа детей особенно предрасположены к трудностям в общении с ровесниками: «тихони» и потенциальные лидеры. Лидер так или иначе найдёт место «под солнцем», не приобретёт друзей миром, так «завоюет» их. Гораздо сложнее придётся застенчивому ребёнку, поэтому с самого раннего детства старайтесь создать такие условия, чтобы у него была постоянная возможность общения с ровесниками. Играйте, веселитесь с ребёнком на равных. Учите малыша открыто и спокойно высказывать своё мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерики и обиды. Больше бывайте с ребёнком на улице, чтобы он мог привыкнуть к тому, что живёт среди людей и что общение сними не необходимость, а приятное времяпрепровождение.

Так изо дня в день, преодолевая застенчивость, Ваш малыш научится общаться со сверстниками. Удачи вам дорогие родители в воспитании своих детей!

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2688 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6695 677