Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Методическая разработка урока по обществознанию
14 минут 5687 1872

Методическая разработка урока по обществознанию

ORLOVA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Орлову Татьяну Ивановну, преподавателя гимназии № 10 города Ржева Тверской области. Сегодня Татьяна Ивановна с удовольствием предлагает вашему вниманию методическую разработку урока по обществознанию на тему: «Религия как одна из форм культуры». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Ивановны:

«Методическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды».

Интересного чтения...


Методическая разработка урока по обществознанию

Тема:   «Религия как одна из форм культуры»

Посмотреть статью с фотографиями

В рамках дисциплины «Обществознание» одной из тем раздела духовная сфера общества изучается тема «Религия», в нашем современном обществе государство данной теме придаёт не маловажное значение. Связано это с тем что нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои следы зримые и прекрасные. Многие памятники по решению ЮНЕСКО являются общемировыми: храм Василия Блаженного, собор Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери устремленные в небо купола церквей и т. д. торжественное духовное песнопение красота икон и буддийских храмов… это и есть вещное общепринятое человечеством проявление религии.

 Актуальность данной работы заключается в том, что молодое, подрастающее поколение, в поисках истины не редко обращаются к истокам религии, ища смысл своего существования. Именно знакомство с основами религиозных направлений могут помочь в преодолении жизненных невзгод и неурядиц. Подлинную суть религии и может постигнуть сам человек, соприкасаясь с духовным богатством религии. Религия всегда отражала общественные отношения, поэтому в самые сложные и трагические периоды истории в разных государствах происходит резкий всплеск интереса к религии.

Необходимо донести на уроках обществознания и на внеклассных мероприятиях роль религии в жизни общества и человека.

Цель написания методической разработки - оказание помощи преподавателю в проведении урока по теме «религия как одна из форм культуры», на основе систематизированного и отобранного материала. В сопровождении слайдов.

Тип урока: урок – исследование с элементами проектной деятельности и использованием мультимедийной презентационной технологии.

Цели урока:

Обучающая:

  • Определить роль религии как одной из форм культуры.
  • Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия
  • Научить студентов анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Воспитательная:

  • Подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.
  • Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

  • Способствовать формированию умения и навыков работы студентов с разными источниками, литературой и компьютерной программой MicrosoftOfficePowerPoint.
  • Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

 Задачи урока:

  • Познакомить студентов с сущностью религии.
  • Показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий.
  • Объяснить сущность принципа свободы совести.

Основные понятия урока: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, вера, религиозный культ, церковь, секты, свобода совести.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран

( для демонстрации слайдов), ноутбук.

Методы:

  • Объяснительно- иллюстративный:

лекция;

презентация;

книги (наглядные пособия)

  • исследовательский метод:

выполнение доклада или презентации по теме с постановкой проблемы и анализом материала.

Подготовка к уроку:

  1. Создать мультимедийную презентацию «Религия – как одна из форм культуры».
  2. Предложено студентам подготовить проекты «Мировые религии» в форме доклада или презентации.

Ход урока

Организационный момент: (проверка присутствующих и подготовка к демонстрации слайдов презентации 5-15 минут)

Лекция.

Одной из древнейших форм культуры является религия. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно- нравственных ценностей нации.                                                              

Преподаватель знакомит с темой урока и поясняет цели.

Тема нашего урока: «Религия как одна из форм культуры». Мы познакомимся и повторим какие мировые религии существуют и развиваются в мире. Изучим основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия.   Попытаемся обобщить информацию и просмотрим подготовленные презентации и выслушаем доклады. ( домашнее задание)

2. Мотивация.

Преподаватель разъясняет о духовной культуре в жизни современного общества.

Лекция.

Духовная культура понимается как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания степень развитости самого человека

3. Актуализация опорных знаний по теме «Религия».

Предлагается студентам вспомнить знания по теме «Религия», полученные в школе.

  1. Что такое религия?
  2. Охарактеризуйте ранние формы религии? ( тотемизм, магия, фетишизм, анимизм)
  3. В чём их отличие ранних форм религии от мировых?
  4. Какие религии вы можете вспомнить?
  1. Формирование новых знаний.

Лекция.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

ВЕРА – свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и в других формах сознания.

Религиозная вера складывается из:
     1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
    2) знания наиболее существенных положений вероучения;
    3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
    4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Элементы структуры религии и уровни религиозного сознания представлены на слайдах.
Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).   
          Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.    
     О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.
     1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
     2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным

Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
     3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

     4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
       Сейчас ваши однокурсники более подробно познакомят вас с особенностями мировых религий. ( лекция с кратким конспектированием- 20 минут)

 Идет представление проектов и презентаций студентов.
    Лекция.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести.

Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ». 
     Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.

5. Закрепление и обобщение:

отвечаем на вопросы:

1. Почему христианство, ислам и буддизм названы мировыми религиями?
2. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
3. Каковы между ними различия?
4. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

6. Итог урока

Предлагается   самостоятельно сделать вывод по материалам урока.

Домашнее задание ( на учебной доске)

  1. Параграф 4.4, с. 128-137, учебника Важенин А.Г., Обществознание: -4- изд. – М.: «Академия», 2007;
  2. Параграф 6.5., с. 275-282,Боровик В.С., Обществознание.-М.: «Академия»., 2006
  3. Составить развернутый план по теме: «Роль религии в жизни общества»

Заключение.

В России с осени 2012-го, во всех российских школах станет обязательным предмет, который называется «Основы религиозных культур и светской этики». В техникуме в рамках дисциплины «Обществознание» теме « Религия» отводится одна пара, то есть два урока.

Изучение религии в современном мире является положительным моментом в воспитании подрастающего поколения россиян. В изучении религии не может быть скрыта какая-нибудь опасность. О необходимости изучения религии или её истории в последнее время говорится очень много. Кто-то ратует за возвращение в учебные заведения нравственности и воспитательного процесса. Другие усматривают угрозу устоям светского государства. Верующие же надеются, что   молодым гражданам нашего государства можно будет дать представление о морали, добре и зле. Нравственное воспитание не может обойтись без идеологии.

Результат вакуума идеологии привёл всё-таки к пониманию, что общество не может обойтись без созидательной идеи.

Существует точка зрения, согласно которой религия - одна из форм постижения единства мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслов универсумов, жизни и совершенствования общества и человека. Нельзя утверждать, что жизнь людей стала более счастливой и солидарной. Они по-прежнему совершенно не согласуясь с постулатами всех религий «НЕ убий».

Религия явление историческое неизбежно порождаемое условиями жизни общества на определённой ступени развития. Изучение религии на урке обществознания предполагает к развитию терпимого отношения к своеобразию национальных социокультурных и религиозных проялений. Толерантность-важнейшее условие на пути к обеспечению единства человечества в борьбе со злом. Последовательное утверждение позитивных нравственных норм и принципов является исходным условием сокращения на Земле сферы зла, бесчестия и бесправия.

Литература.

  • Важенин А.Г., Обществознание: -4- изд. – М.: «Академия», 2007;
  • Боровик В.С., Обществознание.-М.: «Академия»., 2006
  • Кравченко А.И , Певцова Е.А., Обществознание .11 кл. – М., 2003
  • Человек и общество 10 кл., 11 кл.// Л.Н. Боголюбова., - М., 2002
  • Эррикер К., Буддизм. – М ., 2001
  • Сорокин П.А., Главные тенденции нашего времени /П.А. Сорокин.- М., 1997

 

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2183 608