Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование универсальных учебных действий в системе технологии
13 минут 9088 3010

Формирование универсальных учебных действий в системе технологии

ILINA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Ильину Ирину Юрьевну, учителя математики Негосударственного образовательного учреждения «Общеобразовательная средняя школа № 23 «Менеджер» г. Альметьевск Республики Татарстан. Сегодня Ирина Юрьевна любезно поделится своим профессиональным опытом по формированию универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене на пути перехода к ФГОС. Статья будет интересна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ирины Юрьевны

«Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить действовать и начать думать». Использование технологии обеспечивает достижение высоких результатов как в освоении знаний и навыков, так и в общем развитии учащихся. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом».

Интересного чтения...


Формирование универсальных учебных действий в системе технологии

деятельностного метода на уроках математики в среднем звене на пути перехода к ФГОС

Цели и задачи: Способствовать развитию способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; содействовать формированию совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая саму организацию этого процесса.

Содержание работы: В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой школы. В связи с этим широкое распространение получают деятельностно - ориентированные педагогические технологии. Одной из них является "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а так же позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки учащихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразует её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующим механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребёнком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов на пути освоения ФГОС ОО.

В результате изучения математики на ступени среднего образования у учеников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных УУД уже сегодня формируются внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД ученики овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД ученики учатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных УУД ученики приобретают умения учитывать позицию собеседника, работая в паре или группе, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие познавательных УУД.. Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления». Но наряду с этой всем очевидной ролью математики («ум в прядок приводит») в рамках образовательной системы «Школа 2000…» у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации. Эффективность обучения в среднем звене обеспечивается благодаря использованию в рамках ТДМ таких форм, как: индивидуальная работа с учеником, домашние задания разноуровневого характера, дифференцированные задания на уроках, творческие задания, работа в парах и группах.

Пятый класс – это переход из начальной в среднюю школу, и, как правило, из-за смены структуры, содержания обучения у обучающихся происходят изменения психологического и деятельностного характера: возрастает состояние стресса, переутомление, многообразие и отличие от начальной школы приёмов работы на уроке, отсутствие единства требований. Всё это приводит к безответственному отношению ученика к учению. Технология же деятельностного метода, затрагивая все звенья существующей образовательной системы, а именно: переход из дошкольного звена в начальную школу, из начальной школы – в среднюю, ликвидирует все возникающие проблемы.

Наша школа работает по программе «Школа 2000…» уже более 10лет. Реализация данной программы начинается с детского сада, переходя в начальную школу, а сейчас и в среднее звено. Школа начала работать по учебнику «Математика» Л.Г.Петерсон с 2005г. Но технологию деятельностного метода в полной мере я начала использовать на уроках с 2010г, после прохождения курсов в АПК и ППРО РФ в Москве. Сегодня все уроки ОНЗ в 5-6 классах я провожу в технологии деятельностного метода, соблюдая все девять этапов. Сначала получалось не все. Имеющиеся разработки по урокам математики не устраивали полностью, многое приходилось переделывать «под класс», многое делать заново. Самая главная проблема заключалась в том, что проведение всех этапов не укладывалось в рамки урока. Я пыталась решить эту проблему за счет сокращения времени на этапах мотивации и актуализации. Так, на проведение этапа мотивации я старалась подобрать короткие, но ёмкие высказывания: «Математику можно решать двумя способами: решать по алгоритму или открыть самому.»; «Гений состоит из 1% творения и 99% потения»; «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше», тем самым мотиви­руя ученика к учебной деятельности («хочу», «могу», «надо»). На этапе актуализации я тщательно продумывала вопросы и задания, которые помогли бы не просто показать, что ученики умеют выполнять определенный набор действий, но и умственную деятельность ребенка; пыталась подобрать одно задание, выполнение которого могло и продемонстрировать знания учащихся по определенной теме, и сэкономить время. Конечно же, очень облегчает работу и то, что дети, пришедшие из начальной школы, уже полностью владеют приемами работы на уроке в технологии деятельностного метода.

С 7 класса геометрия изучается системно как отдельный курс. Ученики 5-6 классов, обучающиеся по программе «Школа 2000…» хорошо подготовлены к тому, чтобы не только знакомиться с геометрическими понятиями и теоремами, но и осваивать аксиоматический метод. Они накопили значительный опыт самостоятельных геометрических исследований и построений с помощью циркуля и линейки, «переоткрыли» с помощью измерений и построений многие геометрические факты и сформулировали их как собственную гипотезу, системно осваивали методы доказательств утверждений и осознали, что метода доказательства своих собственных геометрических гипотез у них нет. Поэтому они могут успешно заниматься по любому действующему учебнику, входящему в федеральные перечни, который отвечает педагогическим требованиям учителя и вдохновляет его на творчество.

Теперь я могу сказать, что провести урок ОНЗ по ТДМ в 5-6 классах– интересно и просто. На сегодняшний день я разрабатываю уроки ОНЗ в 7-9 классах и пытаюсь овладеть приемами проведения уроков рефлексии.  

Использование технологии обеспечивает достижение высоких результатов как в освоении знаний и навыков, так и в общем развитии учащихся. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI в. и помогает деятельностный метод обучения.

Таким образом, формирование новых образовательных результатов возможно только при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность; именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения; сам процесс освоения деятельностного метода педагогами создаёт среду, в которой развиваются отношения партнёрства на основе совместного решения творческих задач.

Кроме того, происходит воспитание значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, способствует активному формированию способностей к рефлексивной самоорганизации, что позволяет учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и, в целом, успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.

При реализации деятельностного подхода к обучению происходит готовность к обучению на новой ступени системы образования не только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД.

Результаты:

Для учителя:

  • систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах (традиционном, системах развивающего обучения);
  • «увидеть» себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
  • переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;
  • уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями (в том числе ГИА и ЕГЭ), которые мотивируют его к дальнейшему развитию;
  • работать в условиях «открытого» комплекта (курс математики программы «Школа 2000…» и любые учебники Федеральных перечней по другим учебным предметам, которые используются на основе базового уровня ТДМ);
  • включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне (сегодня это не только моральный, но и материальный стимул);
  • обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;
  • вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым госстандартам образования.

 Для ученика:

Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.

Они смогут корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; смогут провести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях, таков социальный заказ на сегодняшний день.

Критерии оценивания результатов:

  • Программа формирует такое важное умение, как умение учиться.
  • Дети успешно сдают ЕГЭ, до 90% выпускников поступают в высшие учебные заведения, становятся лидерами в дальнейшей  учебе и жизни.
  • Психологи отмечают, что дети, обучающиеся по данной технологии, показывают более высокие результаты по уровню развития таких психических функций как память, внимание, речь, мышление.  Это позволяет им быть успешными не только по математике, но и по другим предметам.
  • Программа позволяет вывести учеников  на олимпиадный уровень. 
  • Дети, обучающиеся по данной программе, выгодно отличаются от своих сверстников умением  нестандартно и творчески подходить к решению самых разных задач.
  • На занятиях снижается тревожность детей, снимается страх перед ошибкой. Ребята не боятся пробовать, высказывать и отстаивать свою точку зрения. 
  • Благодаря тому, что познавательный интерес учащихся поддерживается  на протяжении всего урока, снижаются утомляемость .
  • На всех ступенях обучения (ДОУ – НШ – СШ) создается развивающая образовательная, сохраняющая и поддерживающая здоровье детей.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607