Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Фольклорная арттерапия в практике вокальной студии
5 минут 5383 1596

Фольклорная арттерапия в практике вокальной студии

KIRUTA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кирюта Мариной Павловной, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦВР «Истоки» города Новый Уренгой Тюменской области. Сегодня Марина Павловна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию методов фольклорной арттерапии в практике вокальной студии. Статья будет интересна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Марины Павловны:

«В последнее время интенсивно изучается влияние музыки на здоровье человека. В контексте этих исследований определена одна из основных задач педагога вокального воспитания: снимать нервно-психологические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус детей».

Познавательного чтения…


Фольклорная арттерапия в практике вокальной студии

Основная задача, стоящая перед учителем нашего региона – обеспечивание здоровья, развития, образования детей в экстремальных условиях Крайнего Севера. В последнее время интенсивно изучается влияние музыки на здоровье человека. В контексте этих исследований определена одна из основных задач педагога вокального воспитания: снимать нервно-психологические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус детей.

Наряду с основными здоровье сберегающими технологиями в сфере вокальной работы современные педагоги все чаще обращаются к фольклорной арттерапии. В фольклоре, действительно, есть врачующее начало. Русский песенный фольклор – естественная система арттерапии, включающая извлечение звуком, движением, направленная на сохранение целостности человеческой личности. Песни детского фольклора развивают у детей не только музыкальный слух, память, но и легкие, певческое дыхание, голосовой аппарат, интонационно-речевую и певческую культуру.

В работе Центра внешкольной работы с детьми «Истоки» фольклорной арттерапии уделяется самое серьезное внимание. Особенности физического развития детей нашего края и условий, в которых мы живем, актуализирует поиск здоровьесберегающих технологий в художественно-эстетическом и, в частности, вокальном развитии детей.

Так, педагогам вокального воспитания хорошо знакома проблема диапазона детских голосов, отличного от других регионов России. Частые простудные заболевания приводят к хрипу, сиплости голоса. Низкое содержание кислорода вызывает у детей простудные заболевания, приводят к хрипу, сиплости голоса. Низкое содержание кислорода вызывает у детей головокружения и даже обмороки во время вокально-хоровых занятий. В период полярной ночи и на выходе из нее педагоги отмечают спад творческой активности, быструю утомляемость детей. Поэтому творческое развитие методов фольклорной арттерапии является важнейшим направлением работы педагогов вокального воспитания.

На своих занятиях я обращаюсь к песенному детскому фольклору, где особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны песен охватывают примарные тоны детского голоса и доступны каждому ребенку. Благодаря естественности и органичности интонаций народных песен у детей достаточно быстро налаживается координация слуха и голоса, что сказывается на чистоте интонирования. Народные чистоговорки и скороговорки развивают дикцию и артикуляцию.

Приемы свободного движения при пении фольклорных песен ведут к раскрепощённости и естественности эмоционального самовыражения детей. Кроме того, процесс инсценирования песни способствует развитию фантазии, ассоциативного мышления и в целом творческой активности детей. «Разыгрывание» сюжета песен сопровождается выразительными движениями, жестами, мимикой, ритмическими сопровождениями с использованием народных музыкальных инструментов. Элементы движения, включаемые в исполнение песен, способствуют развитию координации у детей и в целом общему оздоровлению детского организма. На занятиях используются активные методы обучения, позволяющие увлечь ребенка освоением культуры не только своего народа, но и народов коренных жителей Севера. В Центре внешкольной работы «Истоки» ведется большая работа по формированию этнической толерантности у детей. В разработанной педагогами программе по ознакомлению детей с культурой народов Севера доминирует музыкальное искусство. Исполнение песен сочетается с беседами о народных сказителях, о народных инструментах, о содержании фольклорных ритуалов.

Фольклор увлекает детей в свое собственное пространство и позволяет увидеть оттуда жизнь иначе, чем она порой есть – чище, целостней, радостней. Праздничность, мажорность звучащих красок фольклора радостно принимается детьми. Они начинают петь фольклорные песни не только на занятиях, но и когда просто хочется, когда «душа поет».

Таким образом, музыкальный фольклор можно рассматривать в современном образовательно-воспитательном процессе как эффективную здоровье сберегающую технологию, позитивно влияющую на здоровье детей, укрепляющую их духовный иммунитет, развивающую социально-адаптивные способности, способствующую формированию у детей активной жизненной позиции.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3076 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6921 677