Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Инновация - как средство развития творческой личности ребенка
11 минут 6377 1971

Инновация - как средство развития творческой личности ребенка

SHASHINA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Шашину Наталью Вячеславовну, воспитателя МКДОУ ДС № 356 города Новосибирска. Сегодня Наталья Вячеславовна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью о средствах развития творческой личности ребенка. Статья будет интересна воспитателям ДОУ.

Комментарий к статье от Натальи Вячеславовны:

«Одним из эффективных средств воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, считаю использование метода проектов, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников. Этот метод нашел широкое применение в практике нашего ДОУ».

Интересного чтения…


Инновация - как средство развития творческой личности ребенка

Посмотреть статью с таблицей

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду. Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности развития и воспитания дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Четко определены этапы разработки проекта:

  • презентация ситуации, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике:
  • выделение гипотез; обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
  • обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах;
  • работа в группах над поиском фактов, аргументов подтверждающих или опровергающих гипотезу;
  • оформление результатов;
  • защита проектов каждой из групп;
  • выдвижение новой проблемы;

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие познавательных способностей.

Каждый этап инновационной деятельности требует от педагогов сформированных адекватных профессиональных компетентностей, готовности воспринимать инновации. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетенции А.К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности – что и называется процесс самообразования.

Подготовленность педагогов к освоению инноваций включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в изменении и обновлении педагогического процесса; мотивированность их на разработку и освоение новшеств; наличие системных знаний и умений для успешной реализации профессиональной и исследовательской деятельности

Будучи молодым специалистом, я не была готова к работе по проектной деятельности, так как было не достаточно знаний и опыта, поэтому я приняла участие в ГЭП организованной Гладковой Н.В. В самом начале работа носила теоретический характер, где я ознакомилась с технологией проектирования, и возможностью его реализации совместно с родителями.  Проектный метод позволяет наиболее полно развивать творческие способности ребенка, развивает его поисковое поведение, дает возможность самому стать активным участником создания проекта. Таким образом, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта я стала внедрять в практику данную технологию. На первом этапе работы возникали сложности в контакте с родителями. В силу своей занятости родители не всегда были готовы принимать участие в реализации проекта, они лишь интересовались, чем занимался ребенок в течение дня. Совместно с коллегой мы составили свой план работы данного направления, значительно облегчило нашу работу то, что недельные темы были уже разработаны. Работу над тематическим проектом начинали с подготовки развивающей среды, обращались к родителям с просьбами поискать какой-либо рассказ, картину, принести игрушки,… Стараясь вовлечь родителей постепенно. Тема «Моя любимая игрушка» помогла найти понимание со стороны родителей, поскольку дети с удовольствием не только приносили игрушки, но и рассказывали о том, как они могут по-новому играть, откуда произошла их игрушка и т.д. С этого момента родители стали более активны, внимательны, стали выполнять задания совместно с детьми и более охотно делиться своим опытом. Мы получили первый успех, который очень важен для всестороннего развития ребенка – это совместная работа педагога и родителей. В данной диаграмме представлены результаты заинтересованности родителей творческими увлечениями своих детей. Для работы с семьей в настоящее время я использую следующие формы: тематические выставки, совместные проекты, беседы, консультации, участие в конкурсах, совместная подготовка и проведение развлечений и праздников.

Более того, практика первых проектов доказала эффективность этого метода в обучении и воспитании детей. Этот метод даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети получают более подробную информацию и имеют возможность закреплять полученные знания в совместной и самостоятельной деятельности.

Метод проектов включает в себя совокупность проблемных методов: исследовательский, поисковый, творческий, - я применяю в своей работе все эти методы. Темы проектов сочетаются с темами, предусмотренными программой ДОУ и примерной программой «Детство». Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний. Использование воспитателем метода проекта в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, дает возможность развития, умения самостоятельно мыслить, решать проблемы, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

Проектная деятельность не допускает применения стандартных, шаблонных действий, а требует ежедневного творческого, личностного роста.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма ведь главное в проектно-исследовательской деятельности не в том, чтобы дать максимальное количество информации, а научить ребенка творчески мыслить, самостоятельно планировать свою деятельность, выбирать из потока информации все самое нужное, ценное. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Также в своей работе применяю информационные технологии, такие как, мультимедийные презентации.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Для большей эффективности я строю презентации с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в нее включаю анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей. А также при помощи презентаций можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д).

Непосредственно, в своей работе я использую очень часто презентации программы Power Point. Владея навыками работы за компьютером, используя интернет, вооружаясь арсеналом материала я стараюсь, составлять свои презентации. Например, при формировании математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, но и при помощи презентации познакомиться с цифрой, а также дети выполняют занимательные логические задания и упражнения. Во время занятия по обучению грамоте слайды с изображением букв (и рисунков, отражающих значение этих букв) помогут детям не только увидеть букву, проговорить звук, но так же услышать, а может даже и пропеть вместе с танцующими и поющими буквами на экране и выполнить задания на развитие внимания, мышления, воображения. На познавательном занятии дети знакомятся с родным краем, что обогащает представления детей, способствует развитию творческого воображения.При изучении времен года компьютерная презентация имеет ряд преимуществ, поскольку у детей появляется возможность описать природные изменения по временам года. Кроме этого, презентацию можно озвучить, включив в нее музыкальные фрагменты произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

С помощью презентаций можно проводить с детьми также комплексы зрительных гимнастик, упражнение для снятия зрительного утомления. Можно использовать физкультминутки. Детей очень привлекают такие презентации, так как для их создания чаще всего используется анимация, веселая музыка. Движения, выполняемые мультипликационными героями, просты и доступны каждому ребенку.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладало использование презентаций, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Они лишь помогают делать процесс обучения в детском саду более разнообразным и интересным.

В заключении мне хочется отметить, что умение пользоваться методом проектов – прежде всего показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения, воспитания и развития. Недаром эти технологии, в настоящее время, относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в нашем обществе. Внедрении ФГТ и выполнения закона «Об образовании».

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2885 45

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6812 677