Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Огнева С.В.
6 минут 6098 1907

Мастера своего дела: Огнева С.В.

OGNEVA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Огневу Светлану Вячеславовну, педагога дополнительного образования, высшей квалификационной категории МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Сургут Тюменской области. Сегодня Светлана Вячеславовна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью «Способности у всех разные». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Вячеславовны:

«В данной статье я пытаюсь показать, что способности у детей неодинаковы - одному даны особые природные качества, он схватывает все на лету, другому приходится преодолевать какой-то барьер. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Надо найти в каждом те «нотки», на которые он откликнется. Независимо от его способностей

Интересного чтения...


 

«Способности у всех разные»

Дети по своей природе чрезвычайно пытливы и любознательны, способны с головой уходить в интересующее их занятие, они проявляют интерес ко множеству разных вещей, очень изобретательны в прикладном и изобразительном творчестве, в использовании материалов и идей. Но способности у всех разные: одному даны особые природные качества, он схватывает все на лету, другому приходится преодолевать какой-то барьер. Кто-то сказал по поводу спорта, что «хороший гимнаст преодолевает земное притяжение, а талантливый просто его игнорирует». Применительно оно и к изобразительному творчеству: талантливый игнорирует трудности, легко справляется с заданием, фантазирует, он изобретателен в использовании материалов, способен находить и решать оригинальные идеи. Но таких детей единицы. Способных, которые быстро и правильно усваивают материал, добросовестно и качественно, а главное с удовольствием выполняют любое задание, гораздо больше. Способному легко учиться, способного легко учить. Но ему легче справиться с работой, копируя что-либо, чем придумывать что-то свое. Остальные - менее способны. Неспособного учить трудно. А ему каково? Ситуация безнадежности стараний для менее способного ребенка – это постоянный стресс со знаком «минус». Кто-то ленится, кто-то старается, но безрезультатно, кто-то боится трудностей – перечислятьвозникающие проблемы можно бесконечно, они знакомы всем. Но несомненно, что и таких детей можно обучать в атмосфере радости, обеспечить для них возможность успеха, поощрять словами за малейшее достижение. Для этого нужно помочь каждому ребенку преодолеть свое несовершенство, «перехитрить» природу, помочь добиться положительного результата.

Педагог должен дать учащемуся посильную работу, дать задание по плечу. Ненавязчиво подсказать, если ребенок выбрал работу выше своих возможностей и подбодрить излишне скромных. Насколько разнятся способности детей, настолько же разным по сложности должно быть задание. Обучающимся не обязательно выполнять всем вместе какую-нибудь одну работу или работать в одном жанре (в этом есть прелесть декоративного творчества с его разнообразием прикладных работ и техник). Варианты занятий приводятся в соответствие с требованиями ситуации, возможностями педагога, желанием детей, учетом разновозрастного состава группы, уровня знаний, умений и навыков, учитывая принцип: от простого к сложному. Но темпы усложнений зависят от индивидуальных особенностей детей. Менее способных, для начала, можно привлечь к коллективной работе или в помощь младшим: почувствовав в себе ответственность, они в дальнейшем с большей уверенностью выполнят задание.                          

Стоит отметить, что легкие задания не опасны ни для слабых, ни для сильных. Опасение недогрузить одаренного – беспочвенно: он сам не даст «кормить себя манной кашей», сам отважно стремится покорять вершины. Его даже иногда стоит слегка осаживать, чтобы не надорвался. Есть на свете гора Эверест, на которую никто не полезет без специальной подготовки. Есть горы, доступные любому здоровому человеку – попотеет и заберется. Есть холмы – забирайся прогуливаясь. Горы разные и люди разные. Для кого-то и холм – Эверест. Для не слишком одаренного, не слишком выносливого, «легкое» задание это возможность почувствовать себя сильнее, изменить представление о самом себе в лучшую сторону. А это уже ступенька вверх.

Способный ученик, который легко преодолел трудности раньше, усвоил материал – становится помощником педагога. Возникает деловое сотрудничество. Он даже отчасти играет роль педагога – помогает менее способному или младшему ученику справиться с заданием, объясняет материал, предоставляет свои эскизы, своим примером помогает преодолевать боязнь в выполнении работы и даже лень. Причем чаще это стремление исходит именно от самого способного обучающегося и, конечно, приветствуется педагогом. Свободное деловое общение детей и педагога дает положительный результат: дети имеют возможность утвердиться и проявить свою индивидуальность. Ждут от наставника не требований и запретов, а внимания, доверия, совета, признания за ними каких-либо достоинств, положительной оценки малейших успехов.

В изостудии Центра детского творчества обучаются все желающие, а не специально отобранные, способные к изобразительному творчеству дети. К нам приходят дети «с улицы» по разным причинам – кто-то хочет научиться рисовать, кто-то хочет занять свободное время, кто-то «опоздал» в художественную школу или в силу других причин не может там заниматься. Задача педагога - обеспечить, развить и привить любовь и интерес к творчеству. Каждого человечка, даже пришедшего за компанию, надо заинтересовать, разбудить в нем желание что-то творить и создавать, вселить уверенность в его возможности. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Надо найти в каждом те «нотки», на которые он откликнется. Независимо от его способностей.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3098 47

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6928 677