Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие речевой активности дошкольников через театрализованные игры
15 минут 5871 1945

Развитие речевой активности дошкольников через театрализованные игры

BORODINA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Бородиной Марией Ивановной, воспитателем высшей квалификационной категории МАДОУ ДС № 34 КВ г. Стерлитамак Республики Башкортостан. Сегодня Мария Ивановна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию речевой активности дошкольников через театрализованные игры. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Марии Ивановны:

«Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания, активно участвовать в речевом общении. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых».

Увлекательного чтения…


Развитие речевой активности дошкольников через театрализованные игры.

Посмотреть статью с фотографиями

Детство – это уникальная эпоха в жизни человека, начальный этап становления личности. Но, в последнее время , мы с тревогой отмечаем, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не могут по собственной инициативе обращаться к другому человеку, стесняются отвечать на вопросы, не могут поддержать контакт, согласовать свои действия с партнерами по общению, выражать свою симпатию, сопереживание; поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В то время, общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека и его деятельности.

 Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания, активно участвовать в речевом общении. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых.

 К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

В связи с этой актуальной проблемой невозможно не отметить роль театрализованного искусства в развитии речевой активности детей. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью речи персонажей, собственных высказываний, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат.

Объект исследования: работа по развитию самостоятельной речевой активности через театрализованные игровые упражнения.

Предмет исследования: педагогическая технология приобщения детей к театрализованной деятельности.

Цель: способствовать развитию выразительных средств в передаче образа.

Гипотеза: только при систематической, комплексной работе приобщение детей к театрализованному искусству будет эффективным.

Задачи:

  • создать условия для развития творческой активности детей, поощрять исполнительское творчество, развивать умения свободно и раскрепощено держаться при выступлении;
  • приобщать детей к театральной культуре (познакомить с устройством театра, жанрами);
  • обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 Мир велик и ребёнок впервые годы своей жизни встретится с огромным количеством предметов, явлений и отношений, которые можно назвать прекрасными. По мнению К.Д Ушинского ребёнок мыслит красками и звуками, которые являются внешними признаками красивых вещей – произведений искусств, игрушек, обстановки, одежды, которые дети познают, действуя с ними. Но если ребёнок будет представлен сам себе, он не сумеет правильно оценивать всё то, глубинное, что содержится в произведениях искусств.

 Театр - одно из древнейших искусств, освоенных человеком и для человека. Искусство театра, развивалось, совершенствуясь, прошло огромный, многовековой путь, не потеряв своей мысли и важности и сегодня. Значит, и мы не вправе отторгнуть его от детской души, от детского восприятия, ибо театральное искусство своим игровым началом постоянно влечёт к себе ребёнка. Оно с детства является для ребенка не только самым обожаемым, но и немного таинственным, завораживающим.

 Сегодня невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. история кукольного театра уходит своими корнями в глубокую древность. из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека. Люди издавна были вовлечены в самодеятельное творчество, где искусству оживления кукол отдавалось особое предпочтение.

 Самой кукольной страной считается Италия. Родившись в Италии, кукольный театра пересёк её границы и прочно обосновался во Франции, потом перебрался через Ла-Манш, покорив британцев, переплыли за океан в Америку. Добрался он и до России. По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие – с запада, из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось на российском перекрёстке, порождало формы, которые со временем воспринимались, как своё, национальное искусство, да и по сути оно становилось таковым.

Кукольный театр является не только самым увлекательным, но и довольно вариативным, что очень важно для работы с детьми.

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях.

 Вспомните, что у каждого из нас в детстве наверняка был свой     кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, осветительной аппаратуры, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет солдатиков, их место занимают деревянные спички с командиром Коробкой. В быстрых весёлых ручейках плавают деревяшечки и простейшие бумажные лодочки, но теперь это уже быстроходные фрегаты, шхуны, каравеллы.

 С этих игр начинается кукольный театр. Игра с предметом – это его истоки. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда прийти на помощь своим героям.

 Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируются в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее и в какой способен ее выразить.

Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»?      Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, 2-3 летних малышей еще вести рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраста, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль-игру и даже привлечь к нем самого малыша, наверное, можно.   Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней перейти к небольшим сюжетам. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно-разборного домика-теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок один может поиграть всю сказку, проговаривая слова каждого персонажа и действуя за каждого их них.

 Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел терем. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представлении малыша об игровом образе.

 Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.

 Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один-два ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.

 В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Рекомендации для воспитателей к организации театрализованных игр

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей; развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.

Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня в группе и на прогулке в теплое время года.

Театрализованные игры включают:

  • действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками);
  • непосредственные действия детей по ролям;
  • литературную деятельности (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведении, перемежаясь прояснениями от автора);
  • изобразительную деятельность – носит характер пространственно-изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
  • музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.

Руководство театрально-игровой деятельностью требует от воспитателя умения строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых – формирование творческих способностей детей.

Воспитатель помогает детям организовать деятельность – объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и поиграть от начала до конца литературное произведение.

Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности.

Однако, для того, чтобы дети могли играть сами, еще в младшей, средней группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр.

Все это поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и явиться хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития и их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

В средней группе, когда малыши приобретают некоторый опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившиеся литературные произведения с помощью слов, мимики, жестов, передавать различные образы. Все это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.

Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предвидеть весь ход деятельности. главное и необходимое условие – использовать хорошо знакомые детям произведения, т.е. соответствующие программе предшествующих по возрасту групп.

Подготовка театрализованным играм требует правильного руководства. Воспитатель ненавязчиво предлагает поиграть в «сказку», причем дети должны сами выбрать одно из двух-трех названных произведений.

Для обыгрывания более сложных произведений целесообразно подобрать иллюстрации, аудио и видеозаписи. Это поможет детям составить более четкие представления о героях произведений.

Выбранное литературное произведение воспитатель читает детям с установкой на последующее его обыгрывание с любыми подходящими игрушками.

После чтения педагог задает вопросы, которые помогут воспроизвести последовательность действия, напомнят характерные черты персонажей.

Если произведение большое, его следует готовить по частям. Работа проходит индивидуально или с небольшой подгруппой. Каждый ребенок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включиться в действие. Поэтому воспитатель повторяет с детьми пересказ произведения в лицах.

Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, четкой дикции.

После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями: учит их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться); предлагает всем детям попробовать себя в определенной роли, затем выбрать лучших исполнителей.

При распределении ролей можно использовать считалочки. В средней группе все атрибуты подготавливает сам воспитатель в присутствии детей, привлекая их к несложной, посильной работе – поддержать, принести нужный материал, подклеить, раскрасить.

В старшей группе и подготовительных группах возможности дошкольников возрастают: они приобретают опыт в конструировании, рисовании. Поэтому их можно привлекать к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций.

Литература:

М.Д. Маханева, Н. Картинская, Л. Фурмина, Л. Ворошнина, Л. Бочкарева,

И. Медведева, Т.Н. Доронова

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608