Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Бородиной Марией Ивановной, воспитателем высшей квалификационной категории МАДОУ ДС № 34 КВ г. Стерлитамак Республики Башкортостан. Сегодня Мария Ивановна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию речевой активности дошкольников через театрализованные игры. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Марии Ивановны:
«Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания, активно участвовать в речевом общении. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых».
Увлекательного чтения…
Развитие речевой активности дошкольников через театрализованные игры.
Посмотреть статью с фотографиями
Детство – это уникальная эпоха в жизни человека, начальный этап становления личности. Но, в последнее время , мы с тревогой отмечаем, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не могут по собственной инициативе обращаться к другому человеку, стесняются отвечать на вопросы, не могут поддержать контакт, согласовать свои действия с партнерами по общению, выражать свою симпатию, сопереживание; поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В то время, общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека и его деятельности.
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания, активно участвовать в речевом общении. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
В связи с этой актуальной проблемой невозможно не отметить роль театрализованного искусства в развитии речевой активности детей. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью речи персонажей, собственных высказываний, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат.
Объект исследования: работа по развитию самостоятельной речевой активности через театрализованные игровые упражнения.
Предмет исследования: педагогическая технология приобщения детей к театрализованной деятельности.
Цель: способствовать развитию выразительных средств в передаче образа.
Гипотеза: только при систематической, комплексной работе приобщение детей к театрализованному искусству будет эффективным.
Задачи:
- создать условия для развития творческой активности детей, поощрять исполнительское творчество, развивать умения свободно и раскрепощено держаться при выступлении;
- приобщать детей к театральной культуре (познакомить с устройством театра, жанрами);
- обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Мир велик и ребёнок впервые годы своей жизни встретится с огромным количеством предметов, явлений и отношений, которые можно назвать прекрасными. По мнению К.Д Ушинского ребёнок мыслит красками и звуками, которые являются внешними признаками красивых вещей – произведений искусств, игрушек, обстановки, одежды, которые дети познают, действуя с ними. Но если ребёнок будет представлен сам себе, он не сумеет правильно оценивать всё то, глубинное, что содержится в произведениях искусств.
Театр - одно из древнейших искусств, освоенных человеком и для человека. Искусство театра, развивалось, совершенствуясь, прошло огромный, многовековой путь, не потеряв своей мысли и важности и сегодня. Значит, и мы не вправе отторгнуть его от детской души, от детского восприятия, ибо театральное искусство своим игровым началом постоянно влечёт к себе ребёнка. Оно с детства является для ребенка не только самым обожаемым, но и немного таинственным, завораживающим.
Сегодня невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. история кукольного театра уходит своими корнями в глубокую древность. из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека. Люди издавна были вовлечены в самодеятельное творчество, где искусству оживления кукол отдавалось особое предпочтение.
Самой кукольной страной считается Италия. Родившись в Италии, кукольный театра пересёк её границы и прочно обосновался во Франции, потом перебрался через Ла-Манш, покорив британцев, переплыли за океан в Америку. Добрался он и до России. По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие – с запада, из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось на российском перекрёстке, порождало формы, которые со временем воспринимались, как своё, национальное искусство, да и по сути оно становилось таковым.
Кукольный театр является не только самым увлекательным, но и довольно вариативным, что очень важно для работы с детьми.
Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях.
Вспомните, что у каждого из нас в детстве наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, осветительной аппаратуры, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет солдатиков, их место занимают деревянные спички с командиром Коробкой. В быстрых весёлых ручейках плавают деревяшечки и простейшие бумажные лодочки, но теперь это уже быстроходные фрегаты, шхуны, каравеллы.
С этих игр начинается кукольный театр. Игра с предметом – это его истоки. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда прийти на помощь своим героям.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируются в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее и в какой способен ее выразить.
Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»? Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, 2-3 летних малышей еще вести рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраста, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль-игру и даже привлечь к нем самого малыша, наверное, можно. Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий с ней перейти к небольшим сюжетам. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно-разборного домика-теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок один может поиграть всю сказку, проговаривая слова каждого персонажа и действуя за каждого их них.
Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел терем. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представлении малыша об игровом образе.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.
Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один-два ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.
Рекомендации для воспитателей к организации театрализованных игр
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей; развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня в группе и на прогулке в теплое время года.
Театрализованные игры включают:
- действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками);
- непосредственные действия детей по ролям;
- литературную деятельности (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведении, перемежаясь прояснениями от автора);
- изобразительную деятельность – носит характер пространственно-изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
- музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.
Руководство театрально-игровой деятельностью требует от воспитателя умения строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых – формирование творческих способностей детей.
Воспитатель помогает детям организовать деятельность – объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и поиграть от начала до конца литературное произведение.
Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности.
Однако, для того, чтобы дети могли играть сами, еще в младшей, средней группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр.
Все это поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и явиться хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития и их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.
В средней группе, когда малыши приобретают некоторый опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившиеся литературные произведения с помощью слов, мимики, жестов, передавать различные образы. Все это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.
Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предвидеть весь ход деятельности. главное и необходимое условие – использовать хорошо знакомые детям произведения, т.е. соответствующие программе предшествующих по возрасту групп.
Подготовка театрализованным играм требует правильного руководства. Воспитатель ненавязчиво предлагает поиграть в «сказку», причем дети должны сами выбрать одно из двух-трех названных произведений.
Для обыгрывания более сложных произведений целесообразно подобрать иллюстрации, аудио и видеозаписи. Это поможет детям составить более четкие представления о героях произведений.
Выбранное литературное произведение воспитатель читает детям с установкой на последующее его обыгрывание с любыми подходящими игрушками.
После чтения педагог задает вопросы, которые помогут воспроизвести последовательность действия, напомнят характерные черты персонажей.
Если произведение большое, его следует готовить по частям. Работа проходит индивидуально или с небольшой подгруппой. Каждый ребенок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включиться в действие. Поэтому воспитатель повторяет с детьми пересказ произведения в лицах.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, четкой дикции.
После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями: учит их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться); предлагает всем детям попробовать себя в определенной роли, затем выбрать лучших исполнителей.
При распределении ролей можно использовать считалочки. В средней группе все атрибуты подготавливает сам воспитатель в присутствии детей, привлекая их к несложной, посильной работе – поддержать, принести нужный материал, подклеить, раскрасить.
В старшей группе и подготовительных группах возможности дошкольников возрастают: они приобретают опыт в конструировании, рисовании. Поэтому их можно привлекать к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций.
Литература:
М.Д. Маханева, Н. Картинская, Л. Фурмина, Л. Ворошнина, Л. Бочкарева,
И. Медведева, Т.Н. Доронова