Дорогие друзья, мы рады представить вам Зарипову Елену Раисовну, воспитателя первой квалификационной категории МАДОУ ДС № 34 КВ г. Стерлитамак Республики Башкортостан. Сегодня Елена Раисовна с удовольствием делится своим опытом работы в сфере нравственного воспитания старших дошкольников. Статья будет полезна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Раисовны:
«Воспитание ребенка начинается с колыбели, в семье. С малых лет ребенок находится под влиянием отца и матери. В семье начинает формироваться личность ребенка, в семье проходят первую школу морали. Личный пример родителей, их наставления, повседневное общение с ребенком играют в жизни ребенка огромную роль. Именно в семье складываются представления ребенка об окружающем мире, о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, о культуре поведения».
Интересного чтения…
«Семейные праздники в нравственном воспитании старших дошкольников».
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания подрастающего поколения.
В настоящее время в жизни общества происходят изменения, которые затрагивают и проблемы подрастающего поколения. Трансформирующиеся социально-экономические условия постепенно размывают общечеловеческие ценности, что приводит к оскудению духовного мира молодежи.
Исследователи Петровский В.А., Шатова А.А., Куликов Т.В., так же отмечают резкий спад деятельности общества, семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения, в частности, в направлении нравственного воспитания, а это так же обостряет проблему нравственного развития современной молодежи. В связи с этим на современном этапе развития общества возросло внимание педагогической науки и общественности к проблеме нравственного воспитания молодежи.
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются нравственные качества человека, происходит становление личности. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Задача нравственного воспитания детей состоит в том, что общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Воспитание ребенка начинается с колыбели, в семье. С малых лет ребенок находится под влиянием отца и матери. В семье начинает формироваться личность ребенка, в семье проходят первую школу морали. Личный пример родителей, их наставления, повседневное общение с ребенком играют в жизни ребенка огромную роль. Именно в семье складываются представления ребенка об окружающем мире, о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, о культуре поведения. Но, к сожалению, большинство родителей в настоящее время заботятся в основном о материальном благополучии своих детей, а на воспитание у них нравственных чувств внимания почти не обращают. В связи с этим особую актуальность сегодня представляет проблема нравственного воспитания детей в семье. Именно семейное воспитание готовит детей к будущей семейной жизни, поэтому важно развивать у них такие качества души, как чуткость, доброту, заботу о своих близких. Большим помощником в этом могут быть семейные праздники. Семейные праздники развивают интерес детей к своей семье, родственным связям, к истории своего рода, показывают радость семейных отношений, учат бережно относиться к близким.
Проблема воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста изучалась в отечественной педагогике достаточно подробно и с разных позиций учеными, педагогами, психологами. Значительный вклад в разработку теории нравственного воспитания дошкольников внесли исследования А.В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Л.Н. Стрелковой, Н. С. Карпинской.
В классической педагогике достаточно хорошо освещены вопросы нравственного воспитания детей с помощью определенных средств: художественной литературы, изобразительного искусства, природы, окружающей ребенка обстановки, собственной деятельности детей. Но проблема использования семейных праздников как средства нравственного воспитания дошкольников в научной литературе освещена недостаточно.
Как показывает практика, в дошкольных образовательных учреждениях тоже не всегда уделяют должное внимание семейным праздникам – как эффективному средству нравственного воспитания дошкольников.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что проблема использования семейных праздников в нравственном воспитании дошкольников в настоящее время актуальна и будет более успешным, если привлечь родителей и детей к участию в семейных праздниках.
К вашему вниманию я хочу предложить один из конкурсов « Семейные таланты»:
Цель: привлечь родителей к игровому взаимодействию с детьми. Способствовать эмоциональному общению
Вед: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас конкурс семейных талантов!
Представление участников – семейные команды. НАЗВАНИЕ КОМАНДАМ.
На небе после дождичка раскинулась дуга,
Красивая цветная - ….(Радуга)
Сегодня мы прогуляемся по радуге. Кто из взрослых и детей не мечтал пробежаться по радуге? Сегодня вы сможете осуществить свои мечты! Посмотрите, вот какая наша радуга!
Самый верхний цвет прекрасный,
Цвет победы – ярко-красный!
Красным цветом обозначено у нас представление команд – нужно представить свою семью.
Цвет оранжевый сейчас
В сказку приглашает нас.
Если вместе вы читаете,
Все загадки разгадаете!
Толстяк живет на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)
Как звали девочку, которая появилась в чашечке цветка. (Дюймовочка)
Кто из героинь сказок носил хрустальные туфельки. (Золушка)
На какой улице жил человек Рассеянный (На Бассейной)
Какой герой любил покататься на печке? (Емеля)
Как звали доктора из сказки про Незнайку (Пилюлькин)
Как зовут девочку, ищущую дорогу в Изумрудный город? (Элли)
Какое имя было у девочки из сказки «Снежная королева»? (Герда)
Как зовут невесту Пьеро? (Мальвина)
Как звали собаку из мультфильма «Приключения в Простоквашино» (Шарик)
На каком топливе работают автомобили в Цветочном городе? (На газировке)
Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят» (6)
Во что превратилась Золушкина карета в тыкву или в брюкву. (в тыкву)
Сколько человек тянули репку (3, остальные – животные)
Желтый цвет – тепло и свет, помогает дать ответ:
Для здоровья что нам нужно, угадай и дай совет.
У вас есть карточки, если вы согласны с высказыванием, поднимаете красную карточку, если не согласны – синюю.
Овощи и фрукты полезны для здоровья. (Да)
В моркови много витамина С (нет, витамина А)
Зарядку нужно делать только по выходным (Нет)
Закаляться нужно постепенно (Да)
Спать лучше с открытой форточкой (Да)
Перед нами цвет зеленый,
В зеленом-зеленом лесу
Зеленый листок как флажок я несу.
Зеленая шишка под елкой лежит,
Зеленая музыка где-то звучит.
Зеленый кузнечик в зеленой траве,
Играет зеленую музыку мне.
Природа.
Послушайте отрывок из разговора двух инопланетян:
Земляне тащили их домой днем и ночью. Одним попадались хорошие, другим кривые, но они все равно несли их домой. А недели через две их можно было встретить прямо на улице и бесплатно, но никому до них и дела нет. Догадайтесь, о чем они говорили. (Новогодние елки)
* Если пчела ужалит, то погибнет. (Да)
* Мыши, вырастая, становятся крысами (нет)
* Черепахи вылупляются из яиц (да)
* У солнечных часов нет стрелок (Да)
* Некоторые звери едят ядовитые растения, чтобы вылечиться (Да)
* Полярная звезда указывает на юг. (Нет)
* У снегирей брюшко красное, а у синичек – желтое. (Да)
Голубой – цвет неба, а у нас он продемонстрирует способности в конструировании.
В каждой семье есть свой кутюрье.
Вы в модели превратитесь и костюмчик смастерите.
Родителям предлагаются подручные материалы ( газеты), из которых необходимо смастерить карнавальный костюм.
Пока мамы готовят костюмы, дети – зрители исполняют стихи, поют песни.
Синий цвет – дает совет:
С математикой дружите и задания решите.
На базаре ежик накупил сапожек.
Сапожки по ножке – себе,
Поменьше немножко – жене,
С пряжками – сыну,
С застежками – дочке. И все уложил в мешочки. Сколько сапожек купил ежик? (4)
В снег упал Сережка, а за ним Алешка,
А за ним Маринка, А за ней Иринка.
А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят? (5)
Чтобы дом построить новый запасают тес дубовый,
кирпичи, железо, краску, гвозди, паклю и замазку.
А потом, а потом начинают строить дом. Сколько материалов надо для строительства? (7)
Ребусы
подА рок
наТаша
вОда
Ве100чка
Ро100к
Ко100чка
Фиолетовый цвет поможет всем оценить старание, навыки, способности ваши в рисовании.
Нарисуйте за 1 минуту сказочное животное и назовите его.
Подводятся итоги, награждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Батурина Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 2005.
2.Белов Н. В. Семейные праздники в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3.Бельянинова В. Н. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи средствами народной педагогики. – М.: Педагогика.
4.БуреР.С.Воспитание нравственно-эстетических чувств у дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2000.
5.Локалова М. С. Праздник в подарок. Сборник материалов для организации праздников в школе, детском саду, в кругу семьи. – М.:ВЛАДОС, 2001.