Дорогие друзья, мы рады представить вам Сарапулову Гульнару Валеевну, воспитателя высшей квалификационной категории логопедической группы МАДОУ «Детский сад № 34» КВ г. Стерлитамак Республики Башкортостан. Сегодня Гульнара Валеевна с удовольствием предлагает вашему вниманию советы для родителей «Как развивать речь ребенка». Данный материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Гульнары Валеевны:
«Что же делать если ваш любимый малыш в отличие от соседской девочки - ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно? Или же его словарь составляет всего несколько слов? А может быть он и говорит безумолку, но его речь совершенно не понятна окружающим? Уважаемые взрослые, вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребенка».
Познавательного чтения…
Как развивать речь ребенка? Советы для родителей
В вашей семье прибавление. Ваш малыш растет, ему год, полтора, два, три…Он мило лопочет. Но уверенны ли вы, что у малыша нет проблем с развитием речи, правильным произношением звуков?
Что же делать если ваш любимый малыш в отличие от соседской девочки - ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно? Или же его словарь составляет всего несколько слов? А может быть он и говорит безумолку, но его речь совершенно не понятна окружающим? Уважаемые взрослые, вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребенка. Самая больная ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек. Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит , в последствии к трудностям, в овладении письмом и чтением. Ваш ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители считавшие, что «сюсюканье» и «улюлюканье» лучший способ общения с ребенком, что малыш вырастит и «выговориться».
Что же делать, если у вашего ребенка проблемы с речью? Реально оцените ситуацию. Не ждите когда вашему ребенку исполниться 5 лет для того чтобы обратиться к логопеду.
Идеальный вариант. Если в вашем детском саду есть логопедическая группа, конечно, придется заниматься и дома, но ваши занятия будет контролировать логопед. Логопед – воспитатель – родитель - психолог мощный тандем в развитии ребенка.
Универсальный вариант. Конечно, никто не может заменить работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии начиная с раннего возраста, чтобы не терять драгоценное время ведь в логопедические группы принимают с 5 лет
С чего же начать?
приобретите литературу, изучите например – «Логопедия для родителей»
Обязательно необходим массаж - общий, массаж пальчиков рук и ног, массаж лица (щек, губ)
Необходимо развивать мелкую моторику – пальчиковая гимнастика, приобрести или сделать самим игры, пластилин, конструктор Лего и т.д.
создайте коллекцию картинок любых предметов, животных, людей, действий с употреблением предлогов(на, под, между, из за, над, в).
Основной трудностью для родителей, нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Занятия длятся 20-30 минут (без перерыва) в игровой форме, предложите ребенку «путешествие» вместе с любимой игрушкой… Систематично, то есть ежедневно, проводя занятия, ребенок привыкнет к вашим требованиям.
Как заниматься?
- ИГРА - на развитие мелкой моторики: М. Монтесорри, мозаики, шнуровки, Лего, палочки, мешочки с предметами(песок , горох пуговицы, монеты…) - 5 мин.
- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ гимнастика на развитие губ, языка, щек, дыхания. – 2 раза в день 5 мин.
- ИГРЫ на развитие слухового внимания (или фонетического)- «угадай, что звучит?», «как говорят животные», «закончи предложение» (из любимых стихов и сказок), звуковые песни, например, «са-си-су-со-сы»… -5мин.
- ИГРЫ на формирование лексико-грамматических категорий – 5 мин «Один - много» «Составь предложение». (предложите существительное, глагол, прилагательное)…
- Скороговорки, чистоговорки…5 мин
- Массаж пальцев рук, ног, губ, щек, подбородка. Пальчиковая гимнастика.
СТРОГО ИСПРАВЛЯЙТЕ ребенка, в следующий раз он не скажет «ту - ту» на поезд .с
Старайтесь контролировать звукопроизношение, останавливайте и исправляйте …
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.
Терпения вам и здоровья!