Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью
9 минут 5868 1424

Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью

BOBILEVA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Бобылевой Ириной Константиновной, педагогом дополнительного образования по ИЗО МАДОУ ЦРР № 474 г. Челябинск Челябинской области. Сегодня Ирина Константинова любезно поделится своим профессиональным опытом по использованию игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью. Статья будет полезна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ирины Константиновны:

«Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах».

Увлекательного чтения…


Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью

Для детей в дошкольный период жизни, ведущим видом деятельности является игра.

Современное требование общества к системе образования - развитие творческой личности ребенка. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация и конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер срывает листья с ветвей и т.д.

То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать «…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (И.Л. Божович). Зачем же отказываться от такой «волшебной палочки», как игровой прием в процессе обучения детей рисованию? На первый взгляд кажется, что создать такие приемы несложно, но в действительности это требует определенных знаний .

Преподаватель по основам изобразительной деятельности должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей. Одновременно он должен четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов в НОД.

Какова же специфика игровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой – по своему характеру, должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от “настоящей” свободной игры, руководит игрой в НОД педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.

Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Поможем белочке сделать запасы на зиму» или: «Подумайте, на чем можно отправиться в космос»; «Построим кошке дом».

В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. Однако необходимо помнить о том, что за постановкой игровой задачи непременно следуют игровые действия. Так, чтобы отправиться в космос необходимо стать космонавтом, «построить» ракету, при этом «ремонтировать» неровные корпуса ракет, «отмыть грязные стекла иллюминаторов, наметить свой маршрут, изобразив звезды и планеты и т.п.

В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто». Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием (машет руками, как птица крыльями); изобразительным действием (ритмичные движения кистью – мазки, изображающие листопад); звукоподражанием (я – шофер, я везу зерно… би-би-би).

Таким образом, игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Преподавателю по основам изобразительной деятельности надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. Предпочтения, интересы ребят, как правило, проявляются в детских играх. Соответственно у дошкольников есть любимые темы игр, игрушки, роли. Поэтому содержание игровых приемов строиться с использованием содержания игр детей конкретной группы и их любимых игрушек.

При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приемы надуманны, неестественны. Так, выглядит нелогичной и поэтому неоправданной ситуация, когда на сюрпризный момент, приходит кошка и приносит корзинку с лентами, после рассматривания которых, дети их рисуют. Было бы правильнее, интереснее, если бы рисовать ленты предложили куклы, собираясь на праздник и надевая новые праздничные платья. Тогда детям были бы понятны просьбы нарисовать ленты разноцветные, немятые, ровные, как будто утюгом выглаженные.

Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации. Это требует порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы. Например, ребята ритмичными мазками рисуют падающий снежок. Воспитатель, проходя мимо ребенка, робко работающего кистью, почти не останавливаясь, ласково говорит: «Ну, Женечка, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках прокатиться нельзя». Удивленный и обрадованный «ожившему» рисунку малыш не только “подсыпал” снега, но нарисовал горку, дорожку и метель. Опытный педагог быстро обыграл детский рисунок, “прокатив” по горке зайца. Такая легкость и свобода воспитателя в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не только изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.

Кроме того, очень важно чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересовано (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, т.е. необходима культура выражения чувств.

Воспитателю следует помнить, что игру на НОД он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества.

Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, можно применять в НОД по «Художественному творчеству» следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2183 608