Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Орлова Т.И.
11 минут 5806 1815

Мастера своего дела: Орлова Т.И.

ORLOVA foto copyДорогие друзья, мы рады вновь  представить вам Орлову Татьяну Ивановну, преподавателя гимназии № 10 города Ржева Тверской области. Сегодня Татьяна Ивановна с удовольствием предлагает вашему вниманию методическую разработку для проведения внеклассного мероприятия или  урока по теме «Искусство» (раздел духовная сфера общества по дисциплине обществознание). Данный материал будет интересен классным руководителям и учителям дисциплины «Обществознание».

Краткий комментарий к статье от Татьяны Ивановны:

«В настоящее  время меняется отношение молодёжи к искусству и  духовной сфере в целом.  Молодое поколение в информационный век интересуется компьютерными играми.  Приобщаться к искусству не модно, не современно, не интересно. Любовь  к искусству нужно прививать с малых лет, поэтому   необходимо  приобщать   к изучению тем духовной сферы. Современный человек остро ощущает бездуховность своей эпохи, утрату исходных положительных установок духовности, смысл жизни. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь сложна и динамична, очень важно приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям  (мораль, искусство и т.д.)».

Познавательного чтения…


Методическая разработка урока, (внеклассного мероприятия)     

Тема: «Искусство

Посмотреть презентацию к статье

В настоящее  время меняется отношение молодёжи к искусству и  духовной сфере в целом.  Молодое поколение в информационный век интересуется компьютерными играми.  Приобщаться к искусству не модно, не современно, не интересно. Любовь  к искусству нужно прививать с малых лет, поэтому   необходимо  приобщать   к изучению тем духовной сферы.

Современный человек остро ощущает бездуховность своей эпохи, утрату исходных положительных установок духовности, смысл жизни. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь сложна и динамична, очень важно приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям  (мораль, искусство и т.д.)

Сегодня важно и необходимо воспитывать всесторонне гармоничную личность, с расширением реальных знаний для дальнейшего применения их в различных сферах деятельности своих творческих сил и способностей.

Цель становления человека как целостной личности, развитие её духовного потенциала. В решении этой задачи  важнейшая роль принадлежит искусству, которая формирует духовный мир человека, его идейно-нравственные  убеждения, определяет систему ценностей.  Произведения искусства не самоцель, они средства для реализации другой цели, а именно психологического воздействия на личность.

Интересы современной молодежи необходимо попытаться переключить от их трёх любимых сфер (музыка, компьютеры, спорт) к восприятию многогранного искусства. Хотелось,  чтобы  литература и искусство стали востребованными,  а музеи и театры посещаемыми.

Отсутствие прочных знаний   заполняется на уровне микросреды суррогатными формами общения (наркотики, выпивки, игра в карты, драки и разборки)

Данная методическая разработка предназначена классным руководителям и учителям дисциплины «Обществознание».

Для  её проведения требуется  наличие  компьютерной и мультимедийной техники.

Время проведения  два урока по  45 минут.

ПЛАН мероприятия,  УРОКА.

Тема:        «ИСКУССТВО» (культура и образование) из раздела духовная сфера общества.

Цель урока:         закрепление, обобщение и систематизация  знаний о духовной сфере общества, её взаимосвязях с другими сферами общества, и ознакомление с одной из основных форм духовной  культуры с искусством.

Задачи урока:

1.образовательные:

  • обеспечить закрепление изученного материала;
  • систематизировать и теоретизировать знания студентов о культуре, путях приращения духовных ценностей общества, широкой вариативности подходов к типологии культур;
  • продолжить формирование знаний  необходимых для  воспитания духовности и сознательного стремления к самосовершенствованию;
  • усвоить основные понятия  по теме искусство.

     2.развивающие:

  • акцентировать внимание   на умение самостоятельно получать, систематизировать, анализировать и творчески перерабатывать информацию из различных источников;
  • приобщать  к социально-политическим, экономическим и духовным событиям происходящих в обществе, в городе, области, государстве.

    3.воспитательные:

  • приобщение молодёжи к духовным ценностям; к противостоянию бездуховности, популяризации суррогатов молодёжной культуры.

Урок активно направлен на воспитание в духе толерантности (терпимости)

Тип урока —  комбинированный, творческий.

( Повторение. Изучение общих теоретических вопросов по  видам искусства. Закрепление полученных знаний.  Выполнение заданий-тестов.

Просмотр лекции- презентации и ёё конспектирование)

 Оборудование

  • презентация;
  • тестовые задания;
  • книги об искусстве, о  декоративно-прикладном творчестве и т.д;
  • мультимедийные компьютерные средства (ноутбук, проектор, интерактивная доска).

 Методы:

  • Объяснительно-илюстративный:
  • лекция;
  • презентация (экранное пособие);
  • книги (наглядные пособия).
  • исследовательский метод:
  • выполнение докладов или  презентации с  анализом материала,  постановкой  проблемы и задач.

2. План  

  • Организованный момент.
  • События в мире: политика, экономика, культура, спорт.
  • Просмотр презентаций студентов по темам на выбор: молодёжные субкультуры, фольклор и т.д. ( Самостоятельное изучение)
  • Индивидуальный опрос  тест   (3 варианта).
  • Подведение итогов по темам: культура и образование. Выставление оценок.
  • Просмотр некоторых видов искусства. (искусство рук)
  • Тема: Искусство (презентация).
  • Закрепление материала.
  • Подведение итогов занятия.
  • Домашнее задание:

     * решить кроссворд по теме «Духовная сфера общества», найти ключевое слово и дать определение термина, используя словари или интернет                                                 

      * подобрать материалы по видам искусства: фотографии, репродукции, книги.

3.     ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМ:

а) внутрипредметные:

  • культура и образование;
  • культура и мораль;
  • культура и религия;
  • культура и  наука;
  • культура и молодёжные субкультуры.

б) межпредметные:

  • Музыка;
  • Живопись;
  • Литература;
  • История;
  • информационно-коммуникативные технологии.

1.     Организационный момент.

  • приветствие, проверка списка группы;
  • объявление темы урока;
  • цель и задачи урока;

2.     Проведение мини-политинформации.

приобщение  к знаниям и познаниям происходящего в мире: политика, экономика, культура, спорт.

3.     Актуализация опорных знаний.(повторение проверка знаний)

1) фронтальный опрос:

1. Вспомните и перечислите четыре сферы общества?

2. Назовите несколько определений культуры.

3. Понятие культура имеет узкое и широкое толкование, охарактеризуйте.

4. На основе всех перечисленных определений, сформулируйте собственное определение культуры.

(комплекс включающий знание, верование, искусство, мораль, законы, обычаи, способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества).

5. Культуру подразделяют на материальную и духовную, охарактеризуйте.

   2) индивидуальный опрос (у доски).

 1. Расскажите об  одной из форм культуры.

а) элитарная;

б) народная;

в) массовая.

Зачитываются подготовленные  дома материалы  по теме молодёжная культура, молодёжные субкультуры. (смотреть приложение)

          * Индивидуальный опрос тест-   (3  варианта) 

 Вопросы к теме « Образование»

* Опрос по цепочке:

- Главная цель образования?

- Что из себя представляет процесс образования?

- Когда возникло образование как институт?

- Первые носители знаний?

- В каких государствах изучали риторику и для чего?

- При ком были созданы первые школы?

- Кем и когда  была открыта славяно-греко-латинская академия? (Пётр I в  1687г.)

- Что было открыто в 1755г. (Московский университет).

- Где провозглашено право каждого на образование, источник? (конституция ст.43)

 - охарактеризовать уровни образования:

        Магистр;

       Специалист;

        Бакалавр.

-Индивидуальный опрос

- Расскажите о традиционной системе образования.                       

       Тест задание (подписать Ф.И.О.) (см приложение)

     5. ИТОГИ ОПРОСА

Подведение итогов. Выставление оценок.

6.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  • Просмотр современного вида искусства «Искусство рук» (видеоматериал)
  • Просмотр урока-презентации, тема «Искусство».
  • Закрепление материала (таблицы – опросники  и т.д.)

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на доске  или раздаточный материал: тесты и кроссворд).

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.

Проанализировав урок, можно сделать вывод, что цель мероприятия,  урока достигнута. Задачи поставленные учениками достигнуты, проявив интерес к данной теме, успешно познакомились  с духовной жизнью  общества.

Полученные  знания весьма полезны, т.к. позволяют установить связи между признаками различных форм культуры и рассматривают отдельные аспекты теоретического положения о системном характере общества.

Решая развивающие и воспитательные задачи, активная познавательная деятельность учащихся найдет естественную мотивацию в актуальном характере каждого, опору в опыте и жизненных наблюдениях. Приобщит через призму познания к знаниям о духовной жизни общества, как в широком, так и в узком понимании. Позволит  эстетически саморазвиваться, самовоспитываться и формироваться полноценной личностью.

  Список литературы.

1.Важенин А.Г. Обществознание : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г Важенин – 4-е изд., стер. - М. - Издательский центр  «Академия»,2007.

2.Волкова. Е.В.  Этика.10-11 класс. – М.,2001

3.Гуревич П.С.  Человек и культура. - М., 2001

4.Ершов  П.М.  Потребности  человека - М.,1999

5.Боровик В.С. Обществознание : учебник для студ. сред. Проф. Учеб. заведений / В.С Боровик,  С.С.Боровик. – М., Издательский  центр  «Академия»,2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Об искусстве

В прекрасном каждый видит то,

Что мыслям и уму подвластно.

По-разному, но все же страстно,

С искусством ты. Весь тлен потом

Один там видит только зло –

Для мира человек потерян.

Другой, он ближе мне, уверен:

«Иметь искусство смысл должно».

Но тот избранник, кто в прекрасном,

Будь то бедняк, чья жизнь ужасна,

Заметит лишь одну черту,

Которая всех в мире выше,

Не громче, но смиренно тише,

Черту святую – красоту.

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677