Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Орлову Татьяну Ивановну, преподавателя гимназии № 10 города Ржева Тверской области. Сегодня Татьяна Ивановна с удовольствием предлагает вашему вниманию методическую разработку для проведения внеклассного мероприятия или урока по теме «Искусство» (раздел духовная сфера общества по дисциплине обществознание). Данный материал будет интересен классным руководителям и учителям дисциплины «Обществознание».
Краткий комментарий к статье от Татьяны Ивановны:
«В настоящее время меняется отношение молодёжи к искусству и духовной сфере в целом. Молодое поколение в информационный век интересуется компьютерными играми. Приобщаться к искусству не модно, не современно, не интересно. Любовь к искусству нужно прививать с малых лет, поэтому необходимо приобщать к изучению тем духовной сферы. Современный человек остро ощущает бездуховность своей эпохи, утрату исходных положительных установок духовности, смысл жизни. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь сложна и динамична, очень важно приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям (мораль, искусство и т.д.)».
Познавательного чтения…
Методическая разработка урока, (внеклассного мероприятия)
Посмотреть презентацию к статье
В настоящее время меняется отношение молодёжи к искусству и духовной сфере в целом. Молодое поколение в информационный век интересуется компьютерными играми. Приобщаться к искусству не модно, не современно, не интересно. Любовь к искусству нужно прививать с малых лет, поэтому необходимо приобщать к изучению тем духовной сферы.
Современный человек остро ощущает бездуховность своей эпохи, утрату исходных положительных установок духовности, смысл жизни. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь сложна и динамична, очень важно приобщить подрастающее поколение к духовным ценностям (мораль, искусство и т.д.)
Сегодня важно и необходимо воспитывать всесторонне гармоничную личность, с расширением реальных знаний для дальнейшего применения их в различных сферах деятельности своих творческих сил и способностей.
Цель становления человека как целостной личности, развитие её духовного потенциала. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит искусству, которая формирует духовный мир человека, его идейно-нравственные убеждения, определяет систему ценностей. Произведения искусства не самоцель, они средства для реализации другой цели, а именно психологического воздействия на личность.
Интересы современной молодежи необходимо попытаться переключить от их трёх любимых сфер (музыка, компьютеры, спорт) к восприятию многогранного искусства. Хотелось, чтобы литература и искусство стали востребованными, а музеи и театры посещаемыми.
Отсутствие прочных знаний заполняется на уровне микросреды суррогатными формами общения (наркотики, выпивки, игра в карты, драки и разборки)
Данная методическая разработка предназначена классным руководителям и учителям дисциплины «Обществознание».
Для её проведения требуется наличие компьютерной и мультимедийной техники.
Время проведения два урока по 45 минут.
ПЛАН мероприятия, УРОКА.
Тема: «ИСКУССТВО» (культура и образование) из раздела духовная сфера общества.
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний о духовной сфере общества, её взаимосвязях с другими сферами общества, и ознакомление с одной из основных форм духовной культуры с искусством.
Задачи урока:
1.образовательные:
- обеспечить закрепление изученного материала;
- систематизировать и теоретизировать знания студентов о культуре, путях приращения духовных ценностей общества, широкой вариативности подходов к типологии культур;
- продолжить формирование знаний необходимых для воспитания духовности и сознательного стремления к самосовершенствованию;
- усвоить основные понятия по теме искусство.
2.развивающие:
- акцентировать внимание на умение самостоятельно получать, систематизировать, анализировать и творчески перерабатывать информацию из различных источников;
- приобщать к социально-политическим, экономическим и духовным событиям происходящих в обществе, в городе, области, государстве.
3.воспитательные:
- приобщение молодёжи к духовным ценностям; к противостоянию бездуховности, популяризации суррогатов молодёжной культуры.
Урок активно направлен на воспитание в духе толерантности (терпимости)
Тип урока — комбинированный, творческий.
( Повторение. Изучение общих теоретических вопросов по видам искусства. Закрепление полученных знаний. Выполнение заданий-тестов.
Просмотр лекции- презентации и ёё конспектирование)
Оборудование
- презентация;
- тестовые задания;
- книги об искусстве, о декоративно-прикладном творчестве и т.д;
- мультимедийные компьютерные средства (ноутбук, проектор, интерактивная доска).
Методы:
- Объяснительно-илюстративный:
- лекция;
- презентация (экранное пособие);
- книги (наглядные пособия).
- исследовательский метод:
- выполнение докладов или презентации с анализом материала, постановкой проблемы и задач.
2. План
- Организованный момент.
- События в мире: политика, экономика, культура, спорт.
- Просмотр презентаций студентов по темам на выбор: молодёжные субкультуры, фольклор и т.д. ( Самостоятельное изучение)
- Индивидуальный опрос тест (3 варианта).
- Подведение итогов по темам: культура и образование. Выставление оценок.
- Просмотр некоторых видов искусства. (искусство рук)
- Тема: Искусство (презентация).
- Закрепление материала.
- Подведение итогов занятия.
- Домашнее задание:
* решить кроссворд по теме «Духовная сфера общества», найти ключевое слово и дать определение термина, используя словари или интернет
* подобрать материалы по видам искусства: фотографии, репродукции, книги.
3. ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМ:
а) внутрипредметные:
- культура и образование;
- культура и мораль;
- культура и религия;
- культура и наука;
- культура и молодёжные субкультуры.
б) межпредметные:
- Музыка;
- Живопись;
- Литература;
- История;
- информационно-коммуникативные технологии.
1. Организационный момент.
- приветствие, проверка списка группы;
- объявление темы урока;
- цель и задачи урока;
2. Проведение мини-политинформации.
приобщение к знаниям и познаниям происходящего в мире: политика, экономика, культура, спорт.
3. Актуализация опорных знаний.(повторение проверка знаний)
1) фронтальный опрос:
1. Вспомните и перечислите четыре сферы общества?
2. Назовите несколько определений культуры.
3. Понятие культура имеет узкое и широкое толкование, охарактеризуйте.
4. На основе всех перечисленных определений, сформулируйте собственное определение культуры.
(комплекс включающий знание, верование, искусство, мораль, законы, обычаи, способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества).
5. Культуру подразделяют на материальную и духовную, охарактеризуйте.
2) индивидуальный опрос (у доски).
1. Расскажите об одной из форм культуры.
а) элитарная;
б) народная;
в) массовая.
Зачитываются подготовленные дома материалы по теме молодёжная культура, молодёжные субкультуры. (смотреть приложение)
* Индивидуальный опрос тест- (3 варианта)
Вопросы к теме « Образование»
* Опрос по цепочке:
- Главная цель образования?
- Что из себя представляет процесс образования?
- Когда возникло образование как институт?
- Первые носители знаний?
- В каких государствах изучали риторику и для чего?
- При ком были созданы первые школы?
- Кем и когда была открыта славяно-греко-латинская академия? (Пётр I в 1687г.)
- Что было открыто в 1755г. (Московский университет).
- Где провозглашено право каждого на образование, источник? (конституция ст.43)
- охарактеризовать уровни образования:
Магистр;
Специалист;
Бакалавр.
-Индивидуальный опрос
- Расскажите о традиционной системе образования.
Тест задание (подписать Ф.И.О.) (см приложение)
5. ИТОГИ ОПРОСА
Подведение итогов. Выставление оценок.
6.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Просмотр современного вида искусства «Искусство рук» (видеоматериал)
- Просмотр урока-презентации, тема «Искусство».
- Закрепление материала (таблицы – опросники и т.д.)
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на доске или раздаточный материал: тесты и кроссворд).
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.
Проанализировав урок, можно сделать вывод, что цель мероприятия, урока достигнута. Задачи поставленные учениками достигнуты, проявив интерес к данной теме, успешно познакомились с духовной жизнью общества.
Полученные знания весьма полезны, т.к. позволяют установить связи между признаками различных форм культуры и рассматривают отдельные аспекты теоретического положения о системном характере общества.
Решая развивающие и воспитательные задачи, активная познавательная деятельность учащихся найдет естественную мотивацию в актуальном характере каждого, опору в опыте и жизненных наблюдениях. Приобщит через призму познания к знаниям о духовной жизни общества, как в широком, так и в узком понимании. Позволит эстетически саморазвиваться, самовоспитываться и формироваться полноценной личностью.
Список литературы.
1.Важенин А.Г. Обществознание : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г Важенин – 4-е изд., стер. - М. - Издательский центр «Академия»,2007.
2.Волкова. Е.В. Этика.10-11 класс. – М.,2001
3.Гуревич П.С. Человек и культура. - М., 2001
4.Ершов П.М. Потребности человека - М.,1999
5.Боровик В.С. Обществознание : учебник для студ. сред. Проф. Учеб. заведений / В.С Боровик, С.С.Боровик. – М., Издательский центр «Академия»,2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Об искусстве
В прекрасном каждый видит то,
Что мыслям и уму подвластно.
По-разному, но все же страстно,
С искусством ты. Весь тлен потом
Один там видит только зло –
Для мира человек потерян.
Другой, он ближе мне, уверен:
«Иметь искусство смысл должно».
Но тот избранник, кто в прекрасном,
Будь то бедняк, чья жизнь ужасна,
Заметит лишь одну черту,
Которая всех в мире выше,
Не громче, но смиренно тише,
Черту святую – красоту.