Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Рябовой Марией Николаевной, педагогом – психологом первой квалификационной категории ГБОУ ДС № 1516 г. Москвы. Сегодня Мария Николаевна любезно познакомит вас с теоретическими основами конфликтных ситуаций, которые имеют место в рамках педагогического процесса. Статья предназначена для педагогических работников образовательных учреждений.
Краткий комментарий к статье от Марии Николаевны:
«В настоящее время в обществе сложилась специфическая социальная ситуация, в которой присутствует острая психологическая напряжённость во всех сферам современной общественной жизни. Она затронула семью, школу и всю систему образования. Данная социально – психологическая обстановка порождает особого рода конфликтогенность - наличие тех или иных объективных условий деятельности, которые способствуют возникновению конфликтов. Конфликты стали частью повседневной жизни. Умение разрешать их является важным и необходимым. А разрешить конфликт можно лишь, имея информацию о его природе и причинах».
Полезного чтения…
Разрешение конфликтов в образовательном учреждении
В настоящее время в обществе сложилась специфическая социальная ситуация, в которой присутствует острая психологическая напряжённость во всех сферам современной общественной жизни. Она затронула семью, школу и всю систему образования. Данная социально – психологическая обстановка порождает особого рода конфликтогенность - наличие тех или иных объективных условий деятельности, которые способствуют возникновению конфликтов. Конфликты стали частью повседневной жизни. Умение разрешать их является важным и необходимым. А разрешить конфликт можно лишь, имея информацию о его природе и причинах.
Под натиском негативных явлений нашей жизни личность современного ребёнка подвергается перегрузкам и травмам. Социологическими факторами, усиливающими детскую травматизацию, являются дестабилизация семейных отношений, особенности воспитания (например, чрезмерные требования или игнорирование), увеличение образов насилия в средствах массовой информации, современные военные действия и др.
Конфликтные ситуации – это ситуации, которые представляют собой серьёзное испытание для человека, и которые в некоторой степени превышают его внутренние ресурсы.
М.М.Ященко («Конфликтные ситуации в жизни старшеклассников»), исследуя конфликтные ситуации в процессе обучения и воспитания, к факторам, определяющим уровень напряжения в конфликтной ситуации, относит природу конфликта, его содержание, силу потребности личности и уровень препятствия, сознание ближайших и отдалённых, неизбежных и вероятных последствий, альтернативность и многоплановость выбора решения, круг лиц, участвующих в конфликте, мнение референтных лиц, степень неожиданности конфликта для его участников, длительность протекания конфликта. Этот исследователь считает, что любая сложная ситуация содержит в себе предпосылки для формирования как положительных, так и отрицательных нравственных качеств и свойств. Дело не в самой трудности и не в самой сложности ситуации, а в направленности её преодоления личностью.
Отметим, что М.М.Ященко – один из немногих исследователей в психолого-педагогической литературе, которые убеждают нас, что сложная конфликтная ситуация – педагогически целесообразное и закономерное следствие и даже необходимый этап воспитательного процесса. Она может и должна выступать как активное средство выявления зрелости личности школьника, в частности, его нравственной направленности, в формировании личностных свойств.
Дети особенно остро и болезненно реагируют на конфликтогенную обстановку. В этой ситуации им нужна особая социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако приходится констатировать, что педагог, призванный оказать такую помощь ребёнку в его личностном становлении, зачастую не обладает серьёзной подготовкой, которая бы позволяла ему, вскрывая сущность конфликта, видеть его истоки, содержание, ход развития, последствия и возможные способы разрешения, оказать необходимую помощь ученику. К тому же некоторые учителя стараются избегать конфликтов, негативно относясь к любому социально – психологическому противоречию, возникающему в педагогической реальности. Поэтому так необходимы исследования именно в данной проблеме.
Функциональное значение конфликтных ситуаций состоит в выявлении «узких мест» в структуре педагогического взаимодействия, в личности педагога и личности воспитанников, в представлении возможности кардинального изменения ранее сложившихся, но актуально уже демонстрирующих свою несостоятельность способов поведения и реагирования, а также в открытии возможности выхода на более совершенное качество саморегуляции и управления процессом формирования личности воспитанника. Эмоциональная включённость в конфликт способствует более адекватному его разрешению, но это происходит в том случае, когда переживаемые негативные эмоции не переносятся, не отреагируются на партнёре в конфликте, даже если этот партнёр объективно был «стимулятором» конфликта. В этом случае эмоциональные компоненты выполняют активизирующую и мобилизирующую роль. Разрешимый конфликт позволяет выйти его участникам на новый, более продуктивный уровень взаимодействия.
Подводя итог, можно выделить конкретные конфликтные ситуации, которые имеют место в рамках педагогического процесса. Под конфликтными ситуациями понимается следующее:
- рассогласование между целью, способом и условиями действий (например, существующая необходимость действовать по-другому);
- препятствие к достижению цели (например, запрет учителя или другого взрослого);
- несовместимость индивидуальных особенностей (характера, культурных и духовных ценностей, установок и т.д.).
- конфронтация с условиями, которые предъявляют человеку чрезмерные требования.
К негативным факторам, провоцирующим конфликты, относятся: неблагоприятная оценка какого-либо вида деятельности; расширение объема оценки – переход на оценку личности, что ведёт к снижению адаптивных возможностей организма и психики; сравнение ребёнка с другими; дефицит родительской любви, отсутствие эмоционального контакта с матерью; чрезмерные требования, предъявляемые ребёнку.
Возникающие у детей школьного возраста проблемы связанные с поступлением в школу, принятием или непринятием её норм, общением с одноклассниками, несомненно, влияют на их поведение. В результате взрослые наблюдают отклоняющееся поведение и невозможность таким детям разрешить конфликтную ситуацию. В связи с этим встала проблема рассмотрения конфликтных ситуаций в образовательном процессе для возможности их преодоления и придания им конструктивного характера.
Из практики известно: требуется величайшая деликатность, когда вы сталкиваетесь с жизнью ребёнка. Конфликт требует очень внимательного анализа, так как негативные реакции часто возникают там, где применение силы исключается. В действительности же конфликты в жизни ребёнка желательны. Цель изучения и работы над конфликтом состоит не том, чтобы совсем избавиться от него, а в том, чтобы научить ребёнка решать его творчески, придать ему конструктивный характер.
Наше общество пронизано насилием. В школах, где напряжённость возрастает, и конфликты остаются без разрешения, агрессивная обстановка является привычной. Конфликты стали частью повседневной жизни. Умение разрешать их является важным и необходимым. Разрешить конфликт можно лишь, имея информацию о его природе и причинах.
Дети, в это непростое стремительное, спешащее за прогрессом время, оказались под ударом больше, чем кто-либо, так как ещё не обладают тем запасом сил и прочности, необходимым для противостояния стрессам. Дети – наше будущее, а будущее – это прогресс, это сильные, морально устойчивые люди, которые не боятся пробовать новые способы деятельности.
Мы должны учить детей конструктивному решению конфликтов. Это будет первым шагом к формированию стойкой, уверенной в себе личности, способной в бесконечно меняющихся условиях сохранить способность развиваться и изменять действительность.