Дорогие друзья, мы рады представить вам Чашкину Надежду Викторовну, воспитателя МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Родничок» п. Новохоперский Воронежской области. Сегодня Надежда Викторовна предлагает вашему вниманию несколько конкурсов, которые можно использовать на занятиях, праздниках, развлечениях и других видах детской деятельности. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Надежды Викторовны:
«Викторины и конкурсы могут быть как основной формой проведения календарного праздника, так и входить отдельным мероприятием в кругу разнообразной деятельности, направленной на подготовку к празднику».
Увлекательного чтения...
«Юные художники». Конкурсы и викторины для детей старшего дошкольного возраста
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержание, в которых предполагается участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Радость за свои достижения и ощущение удачи поддерживают хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребёнка. Создают бодрое настроение. Коллективное участие детей в решении познавательных задач раскрепощает ребёнка. Главным становится совместная неформальная деятельность детей и взрослых, проявление детской самостоятельности. Дошкольники накапливают опыт познавательно - игрового общения и взаимодействии с партнерами, приобретают навык руководства и подчинения правилам игры и требованиям участников.
Викторины и конкурсы в основном используются в старшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что использование данных форм подразумевает наличие у ребенка определённого социального опыта взаимодействия со сверстником и взрослыми. Именно в старшем дошкольном возрасте значимую роль в жизни ребенка начинают играть потребности в общении и взаимодействии со сверстниками и расширении своих познавательных возможностей. Поэтому такие формы познавательной деятельности, как викторины и конкурсы, наиболее эффективны именно в 5-7 лет.
Викторины и конкурсы предлагают, с одной стороны продуманную подготовку, а с другой стороны, создание непринужденной обстановки в момент их проведения, чуткое реагирование на возникающие ситуации и быстрое изменение продолжительности мероприятия в случае необходимости
Конкурс «Волшебная палитра»
Социализация, Художественное творчество, Познание, Коммуникация
Цель: развитие продуктивной деятельности, приобщение детей к изобразительном искусству.
Материалы: репродукция картин, призы, 2 листа ватмана, карандаши, краски, мелки, фломастеры, музыкальный проигрыватель, запись детских песен.
Стихи детей :
1 Этот ветер выдумали листья
Захотелось им пошелестеть
Эти лужи выдумали тучи
Чтоб с земли на небо посмотреть.
2 Это солнце выдумали птиц
Им запеть хотелось поскорей
Выдумали радугу на небе
Семь моих цветных карандашей.
Дети делятся на две команды, придумывают названия команд, выбирают капитанов. Их задача- успешно справиться с двумя заданиями.
Дети поют песню «Если видишь на картине…»
Задание «Если видишь на картине…»
На двух столах разложены вперемешку репродукции знакомых и незнакомых детям картин. Например, И.Шишкин:»Сосновый бор», «Сосны, освещённые солнцем», «Вчера», «Дубы», «Рожь» ; И.Левитан: «Март», «Золотая осень», и»Сумерки», «Белая сирень», «Одуванчики»; И.Репин: «Яблоня»,»Плутовка». И др.
Необходимо найти и отложить в сторону все натюрморты! По сигналу дети подбегают к столам и выполняют задание. Во время выполнения задания звучит песня-под –сказка на слова А.Кушнера «О картинах».
Победившая в первом задании команда получает приз.
Дети поют русскую –народную песню « Яблонька»
Задание «Мы рисуем пейзаж».
Командам предлагается создать коллективную картину. Воспитатель называет тему конкурса – «Мы рисуем пейзаж», уточняет у детей ещё раз, что такое пейзаж, какие пейзажи им знакомы. Одна команда получает задание нарисовать пейзаж «Осенняя полянка», другая «Летняя полянка». Лучше всего давать задание каждой команде тих (по секрету). Тогда по завершении рисования дети могут угадать, какое время года хотели изобразить соперники. После того как картины готовы, воспитатель обращает внимание на то, как хорошо ребятам удалось нарисовать осень (они использовали желтые, красные краски) и лето (дети нарисовали яркое солнышко, зверей и насекомых). Все маленькие художники награждаются призами, картины вывешиваются на стене.
Конкурс «Фиеричные пейзажи»
Социализация, Художественное творчество, Коммуникация
Цель: развития воображения, абстрактно-образного мышления.
Материалы: для выполнения монотипии: картон или ватман – лист формата А3 или А4 (зависит от формата работы); гуашь; кисти № 6 (белка, колонок); для формата А3 или А4 (зависит от формата картинки) ; клеящий карандаш.
Описание
Дети делятся на две команды и каждая команда выполняет создание чудо-картины. Для выполнения монотипии необходимо нанести в хаотичном порядке на картон кистью или стекой гуашь. Ребёнок сам выбирает цвета мазков, он использовать два цвета, а может использовать всю цветовую палитру, если иное не оговорено в задании, так как картины могут выполнять в определённой цветовой гамме (например. При изображении сезонных картин). При нанесении гуашь педагог обращает внимание детей на то, что мазки должны быть сочными, т.е. гуаши должно быть много, иначе картина не будет яркой. После того как мазки нанесены на картон, его поверхность слегка смачивают водой (брызгая на поверхность кистью или из пульверизатора). Затем листов ватмана формата А3 или А4 (формат листа зависит от формата картона, он должен быть чуть больше) закрывают картон и плотно прижимают лист, а затем осторожно за краешек поднимают его. В процессе прижатия листа к листу гуашь смешивается между собой, образуя причудливый образы. Затем картины необходимо просушить (гуашь сохнет достаточно быстро) и после этого их можно оформить в рамы, а так же дорисовать образы. Готовые картины предлагает детям внимательно рассмотреть, придумать название картин и составить по этой картине рассказ. Выигрывает та команда, чьи названия и рассказы будут наиболее интересными.
Конкурс «Оживающие картины»
Социализация, Художественное творчество, Коммуникация
Цель: развитие воображения, креативного мышления, умения невербально, пантомимически передавать идею произведения изобразительно искусства.
Материалы: Любые репродукции картин известных художников, изображающие сцены из жизни людей.
Описание
Конкурс проводится по типу театрализации дети делятся на команды по 3-4 человека в каждой. Перед началом конкурса педагог демонстрирует детям репродукции картин известных художников, изображающие сцены из жизни людей. Педагог разбирает с детьми сюжеты, изображённые на репродукциях, знакомит их с авторами, проговаривает названия картин.
Методом жеребьёвки определяется последовательность выступления каждой команды, в каждой команде выбирается капитан который в соответствии с номером, полученным при жеребьёвки, подходит к педагогу и выбирает картину для театрализации. Репродукцию нельзя показывать другим командам, так как они должны угадать, что изображают дети. В процессе подготовки к театрализации педагог оказывает детям посильную помощь.
Конкурс оценивается по следующим критериям: скорость угадывания произведения; оригинальность театрализации сюжета репродукции.
Таким образом, говоря о конкурсах в дошкольном возрасте нельзя не сказать об эмоциональной стороне, которая влияет на возникновение образов в сознании ребёнка. От этого зависит результат изобразительной деятельности детей.
Участие в конкурсах продолжает развивать партнерское взаимодействие детей, способствует совершенствованию их коммуникативных умений. Однако конкурсы всегда связаны не только с привлекательной активностью участников, радостью победы, но и с горечью, разочарованием от проигрыша. Любой конкурс – это социальная ситуация, которая учит ребенка культуре победы и культуре проигрывания. Поэтому при планировании и проведении конкурсов, необходимо очень тактично и деликатно продумывать эти моменты, чтобы не разрушать ( а укреплять) сложившиеся отношения в группе.