Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Организация развивающего пространства по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
11 минут 7965 2295

Организация развивающего пространства по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

GIMADEEVA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Гимадееву Лилию Хамитовну, старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад № 253» г. Казань Республики Татарстан. Сегодня Лилия Хамитовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом в организации развивающего пространства по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Статья будет интересна воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Лилии Хамитовны:

«В статье представлен обобщенный опыт работы дошкольного учреждения по созданию развивающего пространства по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом национально-регионального компонента общеобразовательной программы, предложены составляющие компоненты мини-центра краеведения в групповом помещении в соответствии с программными и возрастными требованиями».

Познавательного чтения…


Организация развивающего пространства по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Организация пространства должна обеспечить воспитаннику возможность выбора занятий по интересу, их чередования в течение дня, педагогу – возможность эффективно построить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

 Бесспорно, начиная работу по реализации любого направления развития личности дошкольника, педагог прежде всего как необходимое условие, должен создать развивающее пространство, наполненное воспитательным и тематическим смыслом.

Актуальным для сегодняшнего времени является реализация национально-регионального компонента содержания дошкольного образования средствами краеведения . Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды (изостудия, мини-музей, центры краеведения), специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения. Изучая и обобщая опыт российских детских садов, я сделала вывод, что многие дошкольные учреждения разработали и внедряют систему организации центров краеведения. Выделено три типа элементов развивающей предметной среды: центры краеведения в группах, отдельный центр краеведения всего детского сада и центр краеведения на территории. Работа в центрах, дает возможность дошкольникам применять на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в лес, парк, на предприятия, по городу, в беседах с жителями их родного города.

Анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов городов России позволил выявить методы и формы работы, наиболее точно отвечающие целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

  • приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
  • создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
  • практические действия с предметами;
  • использование ассоциативных связей;
  • музыкально-театрализованная деятельность;
  • самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
  • проведение экскурсий самими детьми.                                            

 Какими основными принципами должен руководствоваться педагог, формируя центр краеведения?

1. Культурологический принцип.(Ребенок присваивает критерии морального выбора в процессе освоения культурного опыта, что определяет значение отбора содержания образования, которое транслирует развивающая среда, особенно учитывая противоречивость компонентов и пластов современной культуры.)

2.Принцип личностно-ориентированного подхода.

3.Принцип развивающего характера образования.

4.Принцип единства аффективных (эмоциональных) и интеллектуальных процессов.(Познавательный материал должен вызывать эмоциональный отклик у ребенка.)

Основное требование к организации культурно-образовательной среды, призванной обеспечить нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию;

а также центр краеведения в детском саду должен соответствовать таким  требованиям, как:

  • хорошая освещенность в дневное и вечернее время
  • целесообразность размещения “экспонатов”,
  • доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
  • возможное объединение уголка изобразительной деятельности и центра краеведения.

 Каждый детский сад, исходя из своих возможностей, формирует свое развивающее пространство. В нашем детском саду из-за ограниченности площадей в каждой дошкольной группе созданы мини-центры краеведения, в стратегию развития нашего ДОУ включена задача создания центра краеведения «Деревенское подворье» на территории детского сада, где в процессе игровой, театрализованной, двигательной, трудовой деятельности дети имели бы возможность усваивать культурно-исторический опыт своего народа.                

 Мини-центр краеведения является важной составляющей образовательной системы нашего учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, что актуально в нашем поликультурном регионе, каковым является Татарстан. Центры, уголки краеведения есть в каждой группе детского сада. Приставка «мини» напоминает, что они занимают в групповом помещении очень небольшое пространство, но в зависимости от содержания могут решать широкий спектр педагогических задач. Цель создания центров – всестороннее изучение окружающей местности, родного города, края, своего региона, России.        

 Мини-центр краеведения является надежным помощником воспитателя при решении следующих задач:

  • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
    пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
  • воспитывать уважение к культуре своего и других народов (обычаям, традициям), готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
  • формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
    пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.      

Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному городу, краю, России.              

Мини-центры краеведения в группах.

Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.

Младший возраст (4-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, , “Наш детский сад”,“Мой город”, “Праздники дома и в детском саду”.

Художественная литература: стихи о родном городе, народные сказки, потешки, скороговорки.

Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Татарстана”, “Наш город во все времена года”.

Подвижные народные игры народов Поволжья, дидактические игры “Оденем куклу на прогулку”, “Познай себя”.

Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.

Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах”.

Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала.

Образцы декоративно-прикладного искусства.

Куклы в русских и татарских костюмах.

Средний возраст (5-й год жизни).

Альбомы: все вышеперечисленные, плюс альбом “Моя Россия” (города Поволжья).

Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов Поволжья, рассказы и стихотворения о городе Казани, о Татарстане, о России в целом.

Папки - передвижки: “Я живу в Казани”, “Раифский заповедник” (о животном и растительном мире), “Город Казань в разные времена года”.

Подвижные игры народов Поволжья и всей России: игры и листки активности “Мое настроение”, “Мой город”, “Моя улица”, “Моя семья” и другие, разработанные воспитателем.

Картинки – иллюстрации, аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием.

Элементы одежды, посуда народов Поволжья.

Игрушки народов Поволжья (дымка, матрешки и т.д.).

Атрибуты музыкально-театрализованной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки, гармошки и т.д.).

Аудио- и видеокассеты о природе родного края.

Куклы в русских и татарских костюмах.

Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Декоративно прикладное искусство народов Поволжья (игрушки).

Старший возраст (6-7-й годы жизни).

Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, промышленность), “Наша Республика” (медицина, спорт, промышленность, культура, образование), “Народы Поволжья”, “Россия” .

Предметы искусства народов Поволжья, других регионов России .

Предметы одежды и быта народов Поволжья.

Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).

Традиции, обычаи, фольклор народов Татарстана, народов Поволжья, других регионов России (описания, иллюстрации).

Флаг, гербы и другая символика городов Москвы, Казани, Поволжья, России.

Макеты: “Казанский Кремль ”, “Башня Сююмбике” (объемные), план “Детский сад”.

Аудио- и видеокассеты “Моя Родина”, “Город Казань”, “Волжское раздолье” и другие.

Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

Куклы в национальных костюмах (чувашский, мордовский, марийский, русский, татарский).

Альбом одежды (“всех времен и народов”).

Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Татарстане”, “Моя Родина Россия”.

Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.

Рекомендуемая литература

  1. Алешкина. Знакомим дошкольников с родным городом. М., 1999
  2. Детская энциклопедия. Росмэн, 1994
  3. Дитрих Ф. Почемучка. М., 1994
  4. Князева О.Л. Как жили люди на Руси. СПб., 1998
  5. Музееведение. Ребенок в музее. М., 1993
  6. Никитин А.М. Сделай музей своими руками. Л., 1990
  7. Пантелеева Л.В. Музей и дети. Москва, 2000
  8. Решетников Н.Н. Музейная педагогика как теоретическая проблема. М., 1991
  9. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. М., 1979.
  10. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994
  11. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997
  12. Шаповалов И.В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1990

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3098 47

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6928 677