Дорогие друзья, мы рады представить вам Путилину Лилию Александровну, воспитателя МБДОУ ДС № 124 г. Челябинск Челябинской области. Сегодня Лилия Александровна с радостью предлагает вашему вниманию статью «Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Лилии Александровны:
«Художественно-эстетическое воспитание личности является одним из важных социокультурных задач современного общества, т.к. предполагает развитие внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Эстетическое восприятие действительности позволяет эмоционально окрасить чувства и переживания, передавать их, творчески комбинируя свои знания и представления».
Увлекательного чтения…
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического
воспитания детей старшего дошкольного возраста
Художественно-эстетическое воспитание личности является одним из важных социокультурных задач современного общества, т.к. предполагает развитие внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Эстетическое восприятие действительности позволяет эмоционально окрасить чувства и переживания, передавать их, творчески комбинируя свои знания и представления.
Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Поэтому главной задачей педагога в дошкольном учреждении является формирование творческой развивающей среды, способствующей гармонизации отношения ребёнка с окружающим миром, воспитанию думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового проявить себя в любой сфере.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии окружающего мира через образы, является театрализованная деятельность. Средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, процесс игрового взаимодействия актёров.
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (добро, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр уже в дошкольном возрасте учит видеть прекрасное в жизни и в людях, побуждает самому нести в жизнь светлое и доброе. Таким образом, театр помогает ребёнку развиваться эмоционально и духовно.
Дети в любом возрасте любят перевоплощение в любимых героев. Играя, они «примеряют» на себя профессии, социальные роли. Игра для ребёнка – способ воспроизведения полученной из окружения информации, подлинная социальная практика. Надевая костюмы, ребёнок, следуя требованиям роли, приобретает способность представлять себя на месте своего героя в воображаемой ситуации, учится согласовывать свои действия с партнёрами по игре. Отсюда следует, что именно театральное искусство в силу своей игровой формы очень близко и понятно детям, через него формируется опыт социальных навыков поведения. Любимые герои становятся образцом для подражания, ребёнок с помощью сказки познаёт мир. Способность ребёнка идентифицировать себя с любимым героем позволяет педагогу оказывать положительное влияние на детей с помощью театрализованной деятельности.
Поэтому целью в реализации проекта «Театральный сезон», было дать моим воспитанникам возможность для импровизации, что позволит им самим стать авторами своих постановок. В процессе подготовки незаметно пополнялся словарный запас детей, совершенствовалась культура речи, её интонация, развивались и формировались творческие способности ребят.
Работа над проектом началась в старшей группе нашего детского сада. Проект получился долгосрочным, творческим, смешанным и растянулся на весь период учебного года. Мною была поставлена цель, определены задачи, составлен перспективный план работы, вовлечены социокультурные институты города.
Город Челябинск по праву считается культурной столицей Южного Урала. Здесь расположены исторические памятники архитектуры, различные виды театров: драматический, оперный, камерный, кукольный и другие. Знакомство с театрами мы начали с посещения Молодёжного театра. Но наша экскурсия была не совсем обычной: мы заглянули в тайные уголки этого волшебного мира, стали свидетелями превращения обычных вещей в замки, дворцы, избушки сказочных персонажей. Узнали, как оживают герои на сцене, откуда возникают захватывающие дух всех мальчишек мечи, сабли, пушки и другое бутафорское оружие, а девчонки не могли оторвать глаз от чудесных нарядов и украшений. Легенда о театральных крысах, которые в давние времена были постоянными зрителями всех постановок и не пропускали ни одной пьесы, потрясла всех. Ещё в театре есть особенное место, находящееся под сценой, где готовятся самые интересные и таинственные вещи: внезапные исчезновения или, наоборот, появления на сцене героев, новых сюжетных картин. Оказывается, здесь тоже живет своё привидение, но оно совсем не страшное, даже милое и очень дружелюбное.
Так, получив практический опыт и огромную заинтересованность после такой экскурсии, дети стали инициаторами развёртывания в группе различных сюжетно-ролевых игр: «Актерская мастерская», «Маленький театр», «Цех декораций», «На сцене» и др. А необходимые атрибуты для игры изготавливали и шили вместе с родителями.
Рассматривая фотографии нашей экскурсии, дети сами предложили рассказать о театре младшим сверстникам и устроить для них виртуальную прогулку. Для решения этой части проекта мы с ребятами перевоплотились в режиссёров и кинооператоров. Мы выбрали ведущих и снова отправились в театр. Полученные ранее знания позволили нам снять на видеокамеру познавательный репортаж о работе театра, его секретах, людях, которые трудятся за сценой, и актёрах. Дети получили огромное удовольствие, «примерив» на себя взрослые профессии, а также получили возможность проявить творческую активность, выбрав для себя понравившуюся роль.
Перейдя в подготовительную группу, дети не потеряли интерес к театру. Мы с детьми пополнили наш театральный уголок театром на магнитах, теневыми фигурами, новыми костюмами. Работа над проектом продолжается, в ближайшее время мы планируем посещение еще двух театров: Театра кукол и Академического театра драмы. К реализации этой части проекта подключатся родители наших воспитанников, которые изъявили желание посетить один из театров вместе с детьми, где родители выступят не как пассивные наблюдатели педагогического процесса, а станут его активными участниками. Ведь самое сложное в работе педагога – это работа с родителями. Дети сами пробудили интерес родителей к театральной деятельности, наша фотовыставка и заснятый видеоматериал, который был представлен родителям, произвели на них должное впечатление.
Как известно, совместная деятельность детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, что оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Совместная деятельность – это увлекательное и интересное времяпрепровождение, которое сближает детей и родителей.
Успешно реализовав проект, мы можем подвести небольшой итог проделанной работы:
1. У детей повысился интерес к театральному искусству;
2. Дети пополнили словарный запас новыми словами, связанными с театром;
3. Познакомились с окружающим миром – через сказки, образы героев и т.д;
4. Сформированы способности анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок;
5. Дети научились применять в спектаклях полученные знания об эмоциональных состояниях и характерах героев, использовать различные средства выразительности речи;
6. Сюжетно-ролевая игра пополнилась новыми театральными профессиями;
7. У детей возникло желание продолжить знакомство с театрами Челябинска;
8. Проведённые мероприятия побудили родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.
Работа в данном направлении даёт самые положительные результаты, так как полученные знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, приобретают прочный и осознанный характер. Именно театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств и эмоциональных открытий, способом приобщения к духовному богатству человечества. В результате ребёнок познаёт мир, выражает своё отношение к происходящему, учится давать определение событиям, познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В своей работе я достигла таких результатов благодаря совместной работе с родителями, которые принимали активное участие в пополнении нашего театра, организации экскурсии и в своём желании продолжать взаимодействовать с детским садом. Надеюсь, что полученные в детском саду знания помогут ребятам в их дальнейшей жизни, полной побед и свершений.
Литература:
1. Бабаева Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г Гогобиридзе, З.А Михалкова и др. – СПБ. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
2. Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008. – 144 с.
3. Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно – эстетического воспитания./ Под ред. О.В. Гончаровой. – МТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
4. Лебедев Ю.А. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. Рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
5. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 48 с.
6. Сорокина Н. Куклы и дети. Кукольный театр и театрализ. игры для детей от 3 до 5 [метод. изд] / Н. Сорокина, Л.Миланович. – М. Обруч, 2012.- 240 с.
7. Шуть Н.Н. Волшебные ключи игромастера / Шуть Н.Н. – Спб.: Образовательные проекты; М.: Обруч, 2013. – 176 с.