Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дергачевой Светланой Егоровной, педагогом дополнительного образования НРМОБУ ДОД «ЦРТДиЮ» п. Пойковский Тюменской области. Сегодня Светлана Егоровна с удовольствием предлагает вашему вниманию конспект музыкального занятия «Путешествие в королевство веселых песен». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и дополнительного образования.
Краткий комментарий к статье от Светланы Егоровны:
«Данное занятие предназначено для детей 6-7 лет. Цель занятия: воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыку разного жанра – песня, танец. Познакомить с ладовыми названиями «мажор», «минор». Закрепить знания о нотах».
Увлекательного чтения…
«Путешествие в королевство веселых песен»
Педагог:Здравствуйте ребята!
У нас сегодня по истине счастливый день. В нашем классе на занятии много гостей, поприветствуем их. Именно сегодня проведет его с нами Фея музыки, которая сделает наше занятие необычным, интересным и сказочным. А кого мы называем Феей музыки? (ответы), а за что? (ответ). Да вот она уже с нами. (дети приветствуют). Подходите поближе к инструменту.
Фея: (поет) — Здравствуйте, дети!
Дети:Здравствуйте!
Фея:Как поживаете?
Дети:Хорошо!
Фея:Спасибо ребята, вы сегодня постарались спеть попевочку легко и чисто. Продолжаем занятие знакомством песенкой, которую вы должны узнать по мелодии, а я сыграю ее, послушайте.
( звучит мелодия песни «Разноцветный хоровод» )
Фея: Узнали? Как она называется? О чем говорится в ней? Сколько частей в песне? Как нужно исполнять эту песенку? (ответы детей )
Фея:Обратите внимание на дыхание, не рвите слова, допевайте музыкальные. Давайте пропоем мелодию на слог «ля» с хлопками в конце фраз. Молодцы! А теперь будьте внимательны, я играю вступление, а вы одновременно начинаете петь.
Фея: Спасибо, вы очень старались, правильно отвечали на вопросы, пели. За это я поведу сейчас вас в удивительную страну веселых песен. Да-да, я не оговорилась. У меня даже «Пригласительный билет» есть. Вот он (читает) «Милостивые сеньоры и дамы, прекраснейшая Фея музыки, приглашаю Вас в свой дворец. Королева »
Это ребята, необычная страна и живут в ней удивительно добрые и веселые люди. Они умеют сочинять такую музыку, такие песни, что слава о них идет по всему миру. В этой стране не бывает ссор и драк, а любимое блюдо людей, живущих в этой стране «фасоль».
Они берут «фа» добавляют «соль» и получается отличное лакомство. Здесь можно познакомиться с пажами королевы Мажор и Минор.
Паж Мажор — всегда веселый, никогда не вешает нос, а вот паж Минор — частенько расстраивается по пустякам и плачет.
Живут там веселые нотки и даже есть Королева. (фея смотрит на часы). Ах, ребята, я, кажется заговорилась! Время подошло. Если вы хотите попасть в эту страну, то уже пора, а то будет поздно, мы упустим волшебные минутки. Ну так что? Побываем в Стране веселых песен? Тогда готовимся. Поможет нам вот эта музыкальная табакерка. И так, вы готовы? Закрыли глаза.... 1,2,3,......
(звучит музыкальная табакерка, дети открывают глаза оглядываясь)
Дети:Вот это да! Как здорово! (перед ними Королева и ее помощники Мажор и Минор.)
Королева: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады встретить вас в нашем королевстве. Прошу вас будьте нашими гостями.
Мажор и Минор:Ваше Величество, разрешите нам сказать?
Королева:Пожалуйста, говорите.
Мажор: Ребята, а знаете где вы очутились?
Дети: В стране веселых песен.
Минор:И вы знаете хотя бы одну из них?
Дети:Знаем.
Королева:Ах, как здорово! Так повеселите нас!
(звучит песня «Солнышко»)
Королева (хлопает): Прекрасно!
Мажор:Как весело! (обращается к Минору) А у тебя почему такая мина, Минор, взбодрись!
Минор:Не хочу, сколько не бодрись, все равно останется по-прежнему. (вздыхает)
Мажор: Да что ты, друг, смотри какие веселые гости у нас, как весело и красиво поют.
Минор: Красота? Где она? И вообще я устал.
Мажор:Да нет же, смотри какие у нас чудесные золотые гирлянды!
Дети: Дорогая Королева! Мы привезли вам в подарок эти осенние гирлянды и сейчас станцуем с ними.
Королева: Ах, как здорово! Вальс!
(танец с гирляндами)
Королева: Какие милые ребята! Спасибо вам, мы всегда будем помнить о вас, потому что украсили ими свое королевство.
Мажор хлопает.
Минор:Что ты хлопаешь? Опять все закончилось. Опять грустно.
Мажор: Да что ты! Нужно обязательно похлопать, поблагодарить.
Минор: Не люблю я эти церемонии. И вообще, у меня нога болит (хватается за сердце). Сердце колит. (хватается за ногу). Помогите, дайте таблетку!
Мажор:Вот притвора. По-моему не таблетка тебе нужна, а веселая песенка.
Королева: Какая же музыка может поднять настроение?
(ответ детей)
Фея: Я догадалась. У нас есть в запасе такая.
Дети; Под нас даже двигаться можно. Это песня-марш «Вместе весело шагать».
Королева:Так давайте весело шагать.
(звучит песня)
Минор сидит, чуть не плачет, трет глаза.
Фея: Значит нужна другая, шутливая песня.
Мажор:Частушка!
Фея: Давайте споем!
(дети исполняют частушки)
Королева:Ах, как здорово! Дорогие сеньоры, приглашайте ребят, будем «Польку» танцевать!
(танец)
Мажор к Минору: Правда красивый танец получился! Веселый, радостный. Вот что значит мажорная музыка!
Минор: Ничего особенного.
Королева:Сеньор Мажор, сеньор Минор чтоэто вы все время спорите?
Мажор:Пустяки, я доказываю, что мажорные мелодии веселые и радостные.
Минор:Я доказываю, что ничего особенного. Мои лучше- тише, спокойнее. А то скачет и скачет да и рот разрывается от улыбок.
(спорят, Королева их останавливает)
Королева: К счастью вы оба правы, друзья мои. В каждом жанре есть свои прелести. Прошу вас больше не ссориться.
Фея: Простите, что вмешиваюсь, но мы тоже знаем, что музыка бывает веселой и грустной.
Королева: А еще о ней говорят именами моих сеньор. Мажорная — значит веселая, минорная — значит грустная. Запомните, ребята.
Фея:Давайте повторим: мажор- весёлая, минор- грустная.
Дети:А ещё мы знаем, что музыку пишут композиторы.
Королева:Правильно. И все они живут в моем королевстве. Вы с ними знакомы.
(ответы: 1. Римский- Корсаков написал музыку к сказке «Снегурочка», «Сказка о царе Султане», Чайковский написал знаменитый балет «Лебединое озеро»
2. А я знаю современных композиторов песенников.......
3. А я знаю, что все они записывают свою музыку нотами.
Королева: Правильно. А вы и ноты знаете? Что же давайте поиграем, у меня есть нотный стан, на котором записывают ноты. А вы разберите нотки и мы начнем.
Фея: Есть у каждой ноты дом, где живешь ты, нота « До»?
Дети: Здесь на маленькой скамейке, На добавочной линейке.
Королева: Нота «Ре», где ты живешь? Где ты песенки поешь?
Дети: Внизу под первою линейкой я прячу песенку свою, А если надо, я спою.
Дети: Мне высоко не надо лезть, мне хорошо на первой, здесь.
Смотри, запомни и пойми, я нота « Ми «.
Фея: Между первой и второй « Фа « глядит в окошко, хоть тесно ей немножко.
Дети: На второй линейке « Соль « с нотой « Фа « встречаются,
Если скажешь « Фа « и « Соль « , получается « ФаСоль » слово получается.
Фея:Между второй и третьей пою я песни детям
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, это песенка моя.
Дети: На линейке третьей « Си «, на самой серединке,
Поет всегда нам и везде, звонко, без запинки.
Фея: Под четвертой, выше третьей, ноту « До» мы снова встретим
« До » и «До » - октава.
Все: Малышам забава!
Фея: А теперь споем по нотам (звукоряд)
А теперь со словами:
Ты по ступенькам поднимись, потом обратно вниз спустись.
(матрешка двигается по фланелеграфу)
«По дорожке Петя шел и горошину нашел.
А горошина упала, покатилась и пропала.
Ох, ох, ох где-то вырастет горох».
Королева:Спасибо, милые певцы, я вас хвалю, вы молодцы! ( хлопает). За это я вам дарю на память музыкальный кубик как только он взлетит вверх тут же зазвучит песня. (звучит финальная песня)
(Звучит финальная песня)
Литература:
А. Лобова «мир звуков»
Т. Тютюнникова « Игры звуками»
О. В. Кацер «Обучение детей пению». Игровая методика.
«Музыкальная палитра» №3 2006г.