Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дополнительное профессиональное образование как составная часть профессионального образования
7 минут 4504 1112

Дополнительное профессиональное образование как составная часть профессионального образования

Дорогие друзья, мы рады представить вам Токареву Наталью Георгиевну, старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад № 47» г. Арзамас Нижегородской области. Сегодня Наталья Георгиевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью на тему «Дополнительное профессиональное образование как составная часть профессионального образования». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Георгиевны:

«Одной из форм профессионального образования является дополнительное профессиональное образование. Специалисты уже обратили внимание на то, что во многих западных странах темпы развития дополнительного профессионального образования превосходят темпы развития традиционной системы учебных заведений, поскольку в сфере дополнительного профессионального образования эффективно действует   один из основных принципов образования: «нужные знания нужным людям в нужное время».

Познавательного чтения…


Дополнительное профессиональное образование как составная часть профессионального образования

Краткая аннотация статьи:

  1. Система образования в Российской Федерации.
  2. Форма профессионального образования – дополнительное профессиональное образование.
  3. Обучение в развитых странах.
  4. Инновационный путь развития России.
  5. Роль дополнительного профессионального образования в России сегодня.

В Российской Федерации практически сложилась система образования – от начального до послевузовского. Существующая система образования представлена в виде сети учреждений общего, профессионального, среднего специального и высшего образования, обеспечивающих основную подготовку, а также структур, действующих параллельно, дополняющих основную форму подготовки (повышение квалификации, переподготовка, общеразвивающие виды обучения).

Каждый индивид имеет личную образовательную траекторию, представляющую собой планомерное или стихийное движение обучающегося в зависимости от склонностей, способностей и требований карьеры. В концепции профессионального образования траектория должна проходить через весь жизненный цикл человека и включать формальное (училища, техникумы, колледжи, университеты), неформальное (на рабочем месте и в домашних условиях) и скрытое (в семье и обществе) обучение. При этом формальное образование поддерживается неформальным, к которому относится и самообразование. Эта поддержка заключается в том, что неформальное и самообразование частично компенсируют «пробелы» формального образования. Формальное и неформальное образование должны являться равноправными участниками процесса и, следовательно, результаты образования, полученные в любых формах как набор индивидуальных компетенций, должны не только учитываться, но и взаимодополнять друг друга.

Чтобы непрерывно учиться в течение всей жизни, каждому человеку необходимо:

  • позитивный опыт приобретения знаний в молодом возрасте;
  • сильные моральные или материальные стимулы;
  • практические возможности для учебы – свободное время, деньги и учреждения, в которых предоставляют образовательные услуги.

Так, в течение жизни у каждого индивида формируется личная образовательная траектория – целенаправленный процесс получения нужного уровня знаний обучающимися, включая формальное, неформальное и самообразование по мере необходимости.

Одной из форм профессионального образования является дополнительное профессиональное образование. Специалисты уже обратили внимание на то, что во многих западных странах темпы развития дополнительного профессионального образования превосходят темпы развития традиционной системы учебных заведений, поскольку в сфере дополнительного профессионального образования эффективно действует   один из основных принципов образования: «нужные знания нужным людям в нужное время».

В развитых странах большинство крупных предприятий и все возрастающее число малых и средних четко формулируют задачи в области обучения и оказывают поддержку корпоративному и организационному развитию. На многих предприятиях обучение на рабочем месте и программы развития персонала становятся неотъемлемой частью корпоративной и организационной стратегии. Это также касается предприятий, производящих продукцию или услуги, имеющие высокую добавленную стоимость.

Россия вступила на инновационный путь развития, поэтому основополагающим ресурсом является человеческий капитал, в составе которого учетными объектами, прежде всего, считается уровень образования и квалификации, а определяющим фактором производства становятся знания. Не случайно в современном обществе профессиональное образование связывается с информационной экономикой, экономикой, основанной на знаниях [2,с.70].

Общество, основанное на знаниях, характеризуется ростом инвестиций в высокие технологии, в развитие высокотехнологичных отраслей и наличием высококвалифицированной рабочей силы. [1,с.70-71].

XXI в. – это новая фаза развития человечества, которую специалисты называют информационной революцией. В этом контексте дополнительное профессиональное образование является необходимым условием поддержания профессионального статуса специалиста. Оно обеспечивает подготовленность человека к выполнению меняющихся профессиональных функций, помогает сохранить конкурентоспособность и не выпасть из активной профессиональной деятельности.

Формирование в стране нового информационного, экономического, социального, правового, политического и культурного пространств вызвало повышенную потребность в целом ряде специальностей и профессий, в постоянном обновлении имеющихся у специалистов профессиональных знаний и умений, в их готовности к переквалификации и усвоению инновационных форм и технологий профессиональной деятельности. Появилась реальная возможность освоения новейших научных достижений в различных отраслях профессиональной деятельности.

Российская действительность сегодня такова, что система дополнительного профессионального образования должна выполнять не только культурную, но и социальную, экономическую миссию.

Развитие дополнительного профессионального образования в нашей стране в настоящее время носит во многом конъюнктурный характер, вызванный кардинальными изменениями, произошедшими за последние годы.

В России насчитывается свыше 3 тыс. образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального образования [3,с.201]

Дальнейшее развитие системы дополнительного профессионального образования невозможно без совершенствования ее нормативно-правового обеспечения, соответствующего новым экономическим и социальным условиям.

В современных условиях, когда лидирующей социальной группой становятся работники умственного труда, в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов возрастает роль вузов, имеющих высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и необходимость для ведения образовательного процесса материально-технического и информационного обеспечения.

Библиографический список

  1. Баева О.Н. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала: Дис. канд. экон. наук: 08.00.07. М.: РГБ, 2003.
  2. Волков Ю.Г. Дополнительное профессиональное образование – новый социальный институт в России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 197–207.
  3. Чурекова Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений / Под. ред. Н.Э. Касаткиной. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 262 с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2183 608