Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование профессиональной компетентности выпускника
6 минут 5213 1611

Формирование профессиональной компетентности выпускника

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Петровым Романом Александровичем, инженером по промышленной безопасности и охране окружающей среды ЗАО «Арзамасский хлеб» г. Арзамас Нижегородской области. Сегодня Роман Александрович с радостью предлагает вашему вниманию статью «Формирование профессиональной компетентности выпускника». Статья будет интересна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Романа Александровича:

«Основной целью профессионального образования сегодня является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях знаний, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности».

Познавательного тения...


Формирование профессиональной компетентности выпускника.

Краткая аннотация статьи:

  1. Цель профессионального образования сегодня.
  2. Профессиональный портрет современного выпускника.
  3. Информационная компетентность специалиста.
  4. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного.

Основной целью профессионального образования сегодня является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях знаний, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Выпускник учебного заведения должен быть компетентным в своей области, способным самостоятельно принимать грамотные и ответственные   решения.   Помимо   высокой   профессиональной   компетентности специалист ХХІ века должен непрерывно повышать свою квалификацию, поскольку знания в современном обществе быстро устаревают. Поэтому одна из глобальных задач формирования информационной компетентности специалиста это формирование умений и навыков ориентирования в огромном потоке информации, быстро перестраивать свою деятельность, согласно требованиям в условиях информатизации.

Сегодня ясно, что приоритетом национальной системы образования является не механическая передача знаний, умений и навыков, а формирование личности, которая самостоятельно добывает знания, анализирует и использует информационно-интеллектуальные ресурсы, генерирует идеи, развивается и успешно самореализовывается в условиях быстроизменяющегося мира.

Однако образовательная система, призванная формировать новую личность с универсальными способностями и эффективной поведенческой моделью, не обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития вышеназванных качеств выпускника профессионального образовательного учреждения. Таким образом, становится необходимым включение в образовательную систему компонента, обеспечивающего формирование личности, способной грамотно ориентироваться в условиях постоянного многократного прироста информации и применять ее для решения возникающих задач и непрерывного самообразования. Таким компонентом должна стать информационная компетентность специалистов. Следовательно, общественная потребность очевидна, а разработка методики формирования информационной компетентности студентов становится необходимой. Решение этой важной задачи профессиональной подготовки связано:

  • с объективными потребностями общества в специалистах, владеющих информационной компетентностью, и отсутствием методики формирования информационной компетентности у студентов;
  • с необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов и недостаточным использованием компетентностно-ориентированного подхода в образовании;
  • с основополагающим значением информационной компетентности для специалистов, живущих в современном информационном обществе, и недостаточной разработанностью педагогической сущности этого важного понятия.

Компетентность специалиста с высшим образованием определяется как «проявленные им на практике стремления и способность (готовность) реализовать собственный потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования.

По мнению Б.Д. Эльконина, компетентность – это мера включенности человека в деятельность. Важно возможность использования того, что есть. Компетентность: - способность делать что-либо хорошо или эффективно; - способность удовлетворять требованиям к выполнению определенных рабочих функций.

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не просто обладает определенным уровнем знаний, навыков и умений, но способен выйти за рамки предмета своей профессии, устремлен в будущее.

Одна из проблем, стоящих перед образованием подготовка человека к жизнедеятельности в информационном обществе, формирование информационно-компетентной личности специалиста всех отраслей знания. Будущий специалист должен быть готов активно жить и действовать в обществе, насыщенном средствами хранения, переработкии передачи информации; осмысленно, культурно использовать все возможности, предоставляемые новыми информационными технологиями, влиять на процессы информатизации общества. Процесс формирования информационной компетентности будущего специалиста должен быть естественным и осуществляться на протяжении всего периода обучения в Вузе.

Библиографический список

  1. Зимняя И.А. Ключевая компетенция – новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня, 2003, №5.
  2. Оценка качества профессионального об¬разования /Под ред. В.И. Байденко, Дж, ван Занворта. - М., 2001.
  3. Материалы семинара «Современные подходы к компетентностно-ориен тированному образованию», М., 2003.
  4. Третьяков П.И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования. Педагогическое образование и наука, 2004, №2.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2688 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6695 677