Дорогие друзья, мы рады представить вам Воробьева Василия Викторовича, учителя физики и информатики высшей категории МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области. Сегодня Василий Викторович любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере формирования у обучающихся информационно-коммуникативных компетенций на уроках физики. Статья будет интересна педагогам СОШ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Василия Викторовича:
«Информационно-коммуникативная компетентность обучающегося школы - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении и умелом использовании информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими правильно выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию. Личность, обладающая информационно-коммуникативной компетентностью, — это целостная личность, способная к активному формированию концептов как единиц ментальных ресурсов сознания и информационной структуры, отражающей знание и опыт человека».
Познавательного чтения…
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Посмотреть презентацию к статье
Основополагающим принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Необходимость реализации этой задачи привела к разработке Федеральных образовательных стандартов второго поколения.
В Концепции модернизации российского образования отмечается важность подготовки конкурентоспособного выпускника школы, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Как известно, в основе правильного выбора учащимся своего вектора ближайшего развития лежит компетентностный подход, который предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
Информационно-коммуникативная компетентность обучающегося школы - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении и умелом использовании информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими правильно выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию. Личность, обладающая информационно-коммуникативной компетентностью, — это целостная личность, способная к активному формированию концептов как единиц ментальных ресурсов сознания и информационной структуры, отражающей знание и опыт человека.
Особую значимость приобретает развитие информационно-коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возрастает необходимость развития умений адаптироваться в информационном обществе. Здесь выделяются две прямо противоположные проблемы: неготовность значительной части обучающихся использовать новые информационные технологии или, наоборот, чрезмерная увлеченность компьютерными средствами в ущерб другим видам и типам коммуникаций, что ведет к акоммуникативности.
Физика как наука построена на использовании многочисленных моделей, изучение которых позволяет выводить физические законы, строить физические теории, проводить реальные и виртуальные физические эксперименты. Формирование информационно-коммуникативных компетентностей на уроках физики позволяет учащимся строить свои модели ответов по различным темам и разделам в форме слайд-презентаций.
Суть формирования информационных компетенций на уроках состоит в самой сути физики как науки, которая строится на системе физических теорий, принципа соответствия и границ применимости таких теорий. То есть речь идет о построении системы для каждого из изучаемых разделов на основе уже изученных ранее физических теорий и законов, а также причинно-следственных связей в них. Создавая собственную модель какой-либо физической темы в форме слайд-презентации, обучающийся не только повышает свои знания по предмету, начинает осознавать метод научного познания физики как науки, но идет еще глубже – он учится работать с информационными потоками из самых разных источников, причем делает это системно (метод научного познания физики помогает это сделать).
Информационная образовательная среда, сформировавшаяся в нашей школе позволяет формировать информационные компетенции для каждого обучающегося в равной степени. Основная проблема здесь одна – наличие компьютерной техники, программного обеспечения, телекоммуникаций, позволяющее работать свободно каждому обучающемуся за своим АРМ. При создании соответствующих условий на уроках физики появляются совершенно новые и эффективные возможности в освоении метода научного познания, умении работать с информацией: создавать, искать, выбирать, редактировать, анализировать, преподносить оппоненту.
Практически работа на уроках физики по формированию информационно-коммуникативных компетенций заключается в следующем. Изучив базовый теоретический материал по какой-либо теме и закрепив основные положения, учитель раздает обучающимся темы слайд - презентаций, которые являются частью изученных или даже выходят за их рамки, например, «Энергетические процессы в свободных колебательных системах», «Автоколебания», «Волновые процессы в жидкостях» по изученной теме «Механические колебания и волны» и в течение нескольких уроков с использованием мультимедийных средств, ЦОР, материалов сети Интернет, отсканированных книжных материалов, готовят на своем АРМ слайд-презентацию. Подготовив план презентации, обучающийся начинает искать материалы: текстовые, графические, звуковые, 3D объекты, из которых затем выбирает нужные и компонует слайды, соблюдая основные принципы построения: системность, доступность, информативность, формируя тем самым имидж своей презентации. Созданная презентация сохраняется на школьном сервере и на отдельном уроке представляется самим учеником с помощью интерактивного аппаратно-программного комплекса. После освещения учитель делает замечания, пожелания, которые учитываются при создании уже другой презентации.
В данной ситуации учитель уже не выступает как источник и накопитель знаний по физике, а как направляющая сила, формирующая навыки системной работы с информацией, ее правильного отбора, обработки и представления публике, а также умение грамотно моделировать ситуации физических явлений. А это один из основных принципов формирования информационно-коммуникативных компетентностей у обучающихся, которые можно в дальнейшем распространять на другие элементы образовательного процесса в общем случае не связанные с физикой, как наукой.
Как показывает опыт проведения уроков физики по формированию информационно-коммуникативных компетентностей, школьники на таких уроках не только добывают необходимую информацию по заданной теме, но и учатся ее систематизировать, выбирать главное, анализировать, строить эффективные модели физических процессов и явлений с использованием мультимедийной и компьютерной техники. Эти уроки позволяют применять сформированные компетенции по другим школьным предметам, прежде всего, естественно-математического цикла: химии, биологии, географии, математики.
Современные изменения, связанные с процессами информатизации, технологизации, виртуализации и медиатизации культурного пространства, расширяя способы передачи социокультурного опыта, одновременно исключают ряд традиционных для становления личности социокультурных технологий, что направляет поиск в новое русло и ведет не только к решению задач адаптации человека к новым жизненным ситуациям, но, прежде всего, — к новому пониманию мира и выстраиванию собственных перспектив творческой самореализации в контексте происходящих изменений, в том числе информационно-коммуникативной компетентности.