Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций
19 минут 6752 1563

Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций

NOSOVA foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Носову Лидию Ивановну, старшего воспитателя МБДОУ ДС № 28 города Белгорода Белгородской области. Сегодня Лидия Ивановна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций. Статья будет интересна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Лидии Ивановны:

«Статья рекомендована воспитателям старших групп . В ней даны рекомендации, как через решение проблемной ситуации сформировать умение находить выход, устанавливая связь между тем, что известно, и тем, что нужно узнать, чтобы найти верное (лучшее) решение проблемы».

Полезного чтения…


Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций

Посмотреть статью в полной версии с приложениями

Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, повлекшими за собой гибель людей.

Подобные события возникают, как правило, внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок.

Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.

Из года в год усложняются задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, совершенствуется содержание и методы обучения детей на занятиях. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и в нашем городе в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.

Тревожные статистические данные по детскому дорожному травматизму в Белгороде мало, чем отличаются от показателей по России. В последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, и неожиданных, ситуаций на улицах города. В наше время вряд ли можно удивиться ухудшающимися год от года статистическими данными о детском травматизме на дорогах. И это при том, что в детском саду регулярно проводятся занятия по правилам дорожного движения, различные смотры, конкурсы, КВН и т.д.

Почему так происходит? Мы задали себе такой вопрос. Оказывается, ребенку мало получить конкретные знания. Попадая в сложную ситуацию на дороге, вряд ли он сможет эти знания применить. Необходимо ввести ребенка в проблемную ситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельно находить пути решения из нее.

Цель нашей работы –эффективность использования проблемных ситуаций при формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом.

Актуальность этой темы обусловлена:

  • резким ростом автомобилизации;
  • лидирующим местом травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке;
  • отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.     

Анализ существующих программ обучения детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения показал,
что они являются составной частью общей программы воспитания детей.
Данные анализа свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения системы работы, которая сделает обучение дошкольников правилам дорожного движения   более интересным,   позволит реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения.

Работая   по проблемному обучению, мы используем следующие приемы:

  1. «Стартующая ракета» -алгоритм решения проблемы;
  2. “Источники знаний” ( используем энциклопедии, научную литературу)
  3. Правила “Решаем проблемы вместе”;
  4. «Книга открытий»;
  5. “Сундучок-помощник”.

Наша основная задача: через создание решения проблемной ситуации сформировать умение находить выход, устанавливая связь между тем, что известно, и тем что нужно узнать, чтобы найти верное (лучшее) решение проблемы. Поэтому важно поддерживать у детей интерес к поиску новых знаний, умение анализировать, ставя перед ними проблемные ситуации. Перенося свои знания в игровую, бытовую деятельность, ребенок свободно принимается за дело, сотрудничает с другими, договаривается. У него повышается адаптивность к изменяющимся условиям жизни.

В работу по проблемному обучению   вводили следующие сюжеты: «Приключения автомобильчика» - долгосрочная игра, «Светофорчик в гостях у ребят» - герой игры .Светофорчик ставит перед детьми проблемные ситуации, «Автомобильчик и Светофорчик», «Школа зеленого огонька» - переписка с инспектором ГИБДД.
Роль взрослого, как организатора нестандартных ситуаций, очень важна. Например, переходя дорогу попросить ребенка поменяться ролями (ты – мама, а я – дочка, переведи меня через дорогу).

Мы обращаем внимание на тесное сотрудничество с родителями и их обучение через выпуск совместных речевых газет «Как мы обучаем правилам дорожного движения в семье», фоторепортажа “На улицах города”, развлечений, а также чтение и обсуждение художественных произведений, совместный просмотр фрагментов видеофильмов, мультфильмов, обыгрывание конкретных ситуаций и моделирование выхода из них. В обсуждении проблемных ситуаций, опираемся на опыт родителей наших воспитанников. Организуем групповые дискуссии, театральные постановки. Следует помнить о том, что очень важно педагогу при общении с детьми и родителями быть партнерами.

Таким образом проблемное обучение стимулирует детскую активность, желание найти верный путь в решении сложных заданий, вызывает интеллектуальное напряжение. Оно помогло и помогает нам в работе по формированию ключевых компетентностей дошкольников. Создание музея музей «Дорожная азбука» - совместная деятельность педагогов и детей по созданию музея правил дорожного движения

На первый взгляд легко, надо только познакомить его с основными требованиями правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Большинство родителей каждый день на глазах своих же детей нарушают эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция, в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

  1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников.
  2. Разработка превентивных или предупредительных мер.
  3. Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • Угроза жизни;
  • Возможность нанесения ущерба здоровью;
  • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы воспитанник не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей деятельностью. Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация, которая позволяет выявить глубину знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста. Методика предусматривала выполнение детьми различных заданий. Например, ребенку предлагалась серия картинок, фотографий на которых были изображены различные ситуации поведения людей на улицах нашего города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге, нужно было рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.

Беседы проводилась в ходе НОД, свободное время после НОД, на прогулке, во 2 половину дня, в индивидуальной форме. Применялся принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их происходит тем результативнее, чем активнее ребёнок ими оперирует; овладение знаниями происходит успешнее, если перед детьми ставятся умственные задачи.

Для решения проблемных ситуаций были подобраны и изготовлены игры, сделаны фотографии, презентации по правилам дорожного движения с  улицами нашего города Белгорода.

Сначала дети с большим усилием справлялись с проблемными ситуациями, которые ставил воспитатель, затем на основе полученных знаний перед проблемой быстро находили правильный ответ. На НОД «О ступеньках под землей и полосатой зебре» были представлены иллюстрации , фотографии с изображением людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно было сказать, что люди делают не правильно, и где им нужно было переходить дорогу. Сначала дети не нашли ошибку, но, подумав сразу решили эту проблему и указали где нужно было переходить улицу, не нарушая ПДД.

В игре «Три глаза – три наказа» детям нужно было раскрасить светофоры. Рассказать, почему они стоят рядом, один из них светит зеленым, а другой красным? По какому светофору нужно переходить дорогу? На основе полученных знаний дети справились легко с этим заданием. Рассказали, что дорогу нужно переходить по тому, который смотрит на тебя. Ведь другой светофор смотрит на дорогу, специально для того, чтобы его видели водители. Пока на нашем светофоре – зеленый свет, для автомобилистов горит красный. Мы идем, машины стоят. «Красный свет – движенья нет, желтый будет – подожди, на зеленый свет иди». (Прил. 2)

На НОД «Катание на велосипеде в черте города» организовывалось обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекался личный опыт детей, случаи из жизни. Рассматривались следующие ситуации:

  •  опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора);

Дети отметили, что лучше избегать подобных ситуаций и кататься во дворе и по тротуару, нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора;

  •  опасные для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи);

При обсуждении данного вопроса было отмечено, что катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжать пешеходов);

  • связанные с падением, травмами

В случае ушиба или травмы нужно сразу обратиться к кому-либо из взрослых за оказанием помощи.

На НОД «Игры во дворе» детям предлагалась игра-тренинг, в которой они должны были построить из кубиков дом с аркой. Куклами они изображали мальчиков футболистов или девочек играющих в «классики». В игре принимали участие несколько детей, которые менялись ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки игру в «классики». При этом один ребенок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки. Детям очень понравилась игра, которая перетекла в другие сюжетно-ролевые игры. (Прил. 2)

При проведении настольной игры «Я по улице иду», предлагался большой рисунок, выполненный цветными мелками: перекресток, оборудованный транспортными и пешеходными светофорами; пешеходный переход, несколько машин разного типа; фигурки пешеходов. На транспортном светофоре горит красный свет, а машина движется по пешеходному переходу; пешеходы идут через улицу на красный свет светофора. Дети должны найти ошибки в движении транспорта, пешеходов. Дети справлялись с этими заданиями, задавали вопросы, обдумывали каждую ситуацию.

Игра «Ловкий пешеход» была направлена на усвоение детьми знания обозначения сигналов светофора. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный – выбываешь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз.

В ходе игры «Хозяин перекрестка» дети знакомились с работой инспектора ДПС. В ходе подвижной игры «Перекресток», ведущий ( воспитатель) встает в центре перекрестка – это регулировщик. Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. После сигнала ведущего перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускается нарушение правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя, тот выбывает из игры. Дети с большим удовольствием играли в эту игру, сами создавали проблемные ситуации и сами их решали, благодаря чему хорошо усвоили материал.

На итоговой НОД «Викторина по ПДД» ставилась задача выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни, закрепить знания по правилам дорожного движения.

Оборудования: Письмо от почтальона Печкина, карточки с вопросами к игре-викторине.

Ход:

Детям задавались вопросы по карточкам.

  •  какие цвета светофора вы знаете?
  •  на какой цвет надо переходить дорогу?
  •  почему нельзя отвлекаться при переходе дороги?
  •  почему опасно играть рядом с дорогой?
  •  как надо поступить, если при переходе дороги уронил какой-нибудь предмет? И т.д.

Далее проводилась подвижная игра по Правилам дорожного движения. «Займи свое место»:

Каждый из игроков чертит себе цветными мелками один из кружков (красный, желтый, зеленый) и занимает его. Ведущий находится в центре площадке и говорит: «Раз, два, три! Из светофора выходи!» Все выходят из своих кружков (мест) и разбегаются по площадке. Затем ведущий произносит: «Раз, два, три! В светофор беги!» Играющие стараются как можно быстрее занять свое место (кружок). Тот, кто не успел занять свое место, становится ведущим.

К работе были привлечены родители: им предлагали наблюдать за движением на дорогах города, проводили индивидуальные консультации, объясняя важность оказания помощи ребёнку в овладении знаний о безопасном поведении на дороге, значимости этих знаний для жизни. Предлагались рекомендации для организации игр с ребёнком, что позволяет не только решать задачи формирования знаний о безопасности жизни, но организовывать так не достающее совместное время с собственным ребёнком.

Использование проблемных ситуаций в ходе работе подчинялось следующим правилам:

  • обучение дошкольников решению проблемных ситуаций в знакомых местах родного города;
  • подбор ситуаций должен опираться на опыт детей;
  • действующими лицами в проблемных ситуациях являются сказочные персонажи;
  • разыгрывание проблемных ситуаций в инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх.

Для того чтобы проверить эффективность проведённой педагогической работы по формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста методом проблемной ситуации, был проведен большой праздник по правилам дорожного движения с привлечением сотрудников ГИБДД в августе 2013года. Дети были активными, принимали игровую задачу, принимали ее внутреннее содержание и были озабочены тем, чтобы действительно найти выход из предложенных проблемных ситуаций. Выделился главный момент – ребенок в поставленной перед ним игровой задаче меньше волнуется, отвлекается, так как «захвачен» игрой, ему необходимо было правильно выполнить игровую задачу для получения результата.

Таким образом, проведенная работа показала, что проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста при условии содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровой и проблемной задач, соблюдении определённой последовательности в работе по формированию знаний о безопасности жизни. В проблемных ситуациях повышение продуктивности запоминания правил безопасности жизни объясняется собственной активностью ребенка.

Данную работу мы будем продолжать и дальше.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677