Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Взаимодействие с родителями в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста
11 минут 7760 1581

Взаимодействие с родителями в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста

OSOKINA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Осокину Галину Алексеевну, воспитателя МБДОУ ДС № 116 г. Иркутска Иркутской области. Сегодня Галина Алексеевна любезно поделится своим профессиональным опытом по оказанию помощи родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Галины Алексеевны:

«Рано или поздно, родители начинают задумываться о том, что возникает необходимость отдавать родное чадо в детский сад. Процесс этот чрезвычайно волнительный и трудный. Тяжело переносят его в первую очередь дети. Родителям в этой ситуации следует стать настоящими тактиками и стратегами. Адаптация к детскому саду - это сложный для детского организма и детской психики процесс. Ведь детский сад — это первая обязательная ступень, которую должен перешагнуть ребёнок. Это новый этап в жизни, который поможет ему научиться быть самостоятельным, получить навыки общения с людьми, раскроет его таланты»

Полезного чтения…


Взаимодействие с родителями в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста

Цель проекта – оказание помощи родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:

  • преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста, в период адаптации к детскому саду;
  • формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;
  • способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.

Базовыми средствами работы служат родительские собрания, разнообразные беседы, как групповые, так и индивидуальные, совместные утренники, плановые и внеплановые консультации, наглядные материалы в родительском уголке. Вся эта работа объединяет родителей, задаёт положительный эмоциональный настрой.

Ожидаемый результат:

1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

2. Повышение психолого-педагогических знаний у родителей

3. Развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и сотрудников детского сада.

Сроки реализации – в течение полугода по мере поступления детей.

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать ребенка — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои положительные и отрицательные стороны, определенные не с точки зрения конкретных родителей, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Проблеме адаптации детей к детскому саду уделено много внимания, однако мало кто задумывается над тем, что родителям, а прежде всего мамам, в этот период жизни, тоже необходима помощь. Родители, по сути, отдают своего малыша в чужие руки, сердце разрывается при мысли: «Как там моё солнышко? Плачет? Поел? Спит? ». Мама переживает, малыш волнуется. Духовная, эмоциональная связь матери и дитя давно доказана. И чем крепче эта связь, тем острее испуганный малыш чувствует волнение матери. Тревога, одолевающая родителей вполне понятна и объяснима, они отдают в детский сад самое дорогое. Одной из наиважнейших задач воспитателя в период адаптации является помощь родителям, тесное взаимодействие с ними.

За всю историю человечества сформировалось два направления воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждое из этих направлений, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют этого делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Каковы основные формы сотрудничества ДОУ с семьей? Охарактеризуем главные, которые мы использовали во работы над проектом. Для успешного взаимодействия с родителями нами предварительно был составлен план, с помощью, которого строили работу в период адаптации.

При формировании новой группы, познакомились со всеми родителями. Каждой семье назначалось удобное для индивидуальной беседы время. План первой беседы с родителями примерно одинаков, но в зависимости от ситуации, корректируется. После знакомства с воспитателями, была организована экскурсия по детскому саду, знакомство с родительским уголком. В заключение первой встречи родители заполнили анкеты.

С момента знакомства и в дальнейшем, одной из основных задач воспитателя является, располагающее отношение к родителям. Если они с самого начала сотрудничества с детским садом, будут видеть в воспитателе друга, союзника, помощника, то совместная деятельность будет успешна.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Целесообразно рекомендовать родителям впервые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему легче познакомиться с воспитателями и другими детьми. Задача воспитателя — успокоить, прежде всего, взрослых: вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Ежедневно во время адаптационного периода, считаю важным несколько минут посвящать индивидуальной беседе с каждым родителем. Обладая информацией, как ребенок провел день, родители будут более спокойны, а значит их в уверенность в том, что они сделали верный шаг, приведя, ребенка в детский сад будет расти. Начиная с первого дня, на ребенка оформляется адаптационная карта, которая заполняется в течение 7-8 недель. Анализ карт, позволил сделать вывод: у 69% детей наблюдалась легкая степень адаптации, у 24% -средняя и 7% детей с тяжелой степенью адаптации.

В конце первого адаптационного месяца состоялось родительское собрание, задачами которого, являлось знакомство родителей друг с другом, создание дружного родительского коллектива.

Хотим акцентировать ваше внимание, на том, что традиционно не принято проводить утренники для детей раннего возраста в присутствии родителей. Отойдя от общепринятого мнения нами совместно с музыкальным руководителем, был разработан и проведен праздник «Красавица Осень». Предлагая участие в процессе совместного мероприятия, мы хотели установить тесные отношения между родителями и педагогами нашего детского сада, развить понимание взрослым действий ребенка, его эмоционального состояния, приобрести опыт совместных переживаний. Ведь важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. И такие контакты помогают установить семейные праздники. Применяемые формы работы позволили создать теплую дружественную обстановку. Родители вместе с детьми пели, танцевали, играли в подвижные игры и даже рисовали. Восторженные лица родителей и счастливые малыши лучшее доказательство тому, что решение о совместном утреннике было верным. Такие праздники вносят приятное оживление, создают атмосферу задушевности, заряжают всех хорошим настроением, а в нашем случае существенно облегчает процесс адаптации детей и родителей к детскому саду. Благодаря, опыту первого утренника, мы надеемся, совместные мероприятия станут в нашей группе доброй традицией. Следующим мероприятием была выставка совместного творчества детей и родителей «Дары Природы». Какие удивительные поделки были сделаны нашими родителями с посильным участием детей! Родителям представилась возможность проявить свои творческие способности. По результатам этих мероприятий можно сделать вывод: при надлежащей подготовке и с учетом возрастных особенностей детей (не смотря на сложившиеся стереотипы) совместные мероприятия необходимы для успешной адаптации, как детей, так и родителей.

Положительным является то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Большую роль в этом играет непосредственное участие родителей в совместных мероприятиях. Создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в детском саду и в семье. Работа в группе строилась таким образом, чтобы обеспечить разностороннюю взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса. Налажены доверительные отношения между родителями и воспитателями. Сформирован дружный родительский коллектив. Одним из примеров успешного взаимодействия с родителями можно считать участие во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства "АНГЕЛ ВДОХНОВЕНИЯ".

Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей и родителей к условиям детского сада.

Литература

  1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: [сборник / сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб.: Речь; М. : Сфера, 2011. – 125с.: ил. – (Большая энциклопедия маленького мира).
  2. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - №2. – С.58-60.
  3. Атякшева, Т. Дети могут быть счастливы в детском саду // Воспитание дошкольников. – 2009. – №1. – С. 52-63.
  4. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 100-102.
  5. Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. – С.13-18.
  6. Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2010.- №9. – С. 57-61.
  7. Дорохина, Н. В детский сад идти пора // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С.108-115.
  8. Кузнецова, Г. Группа «Адаптация» - пространство счастливого детства / Г. Кузнецова, Т. Двуреченская, Г. Крысанова, Н. Соболева // Дошкольное воспитание. – 2010. - №9. – С. 46-56.
  9. Лукина, Т.А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей // Ребенок в детском саду. – 2008. - №3. – С. 46-49.
  10. Шайхутдинова, Н. «В детский сад - без слез!» // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.109-110

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2000 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6534 677