Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края
9 минут 5657 1697

Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края

POPSUYKO fotoДорогие друзья, сегодня воспитатели МБДОУ ДС № 116 г. Иркутска Иркутской области Попсуйко Людмила Петровна и Шарифулина Нэля Назывовна с радостью предлагают вашему вниманию статью о воспитании духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от авторов:

"Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше нового и интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Мы уверены, что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, учит его жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь.

Интересного чтения…


Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края

“Пойми живой язык природы -
и скажешь ты: прекрасен мир…»
И.Никитин

Воспитание духовности подрастающего поколения является ключевой проблемой развития современного общества, приоритетной направлением образовательной политики РФ. Определение духовности в отечественной философии опирается на ряд подходов известных ученых и общественных деятелей: Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Д.С. Лихачев, Л.Н. Толстой, Н.Д. Никандров и др., которые в это понятие включают различные аспекты - философский, антропологический, психологический, педагогический, лингвистический. В общем смысле духовность определяется как то, что возвышает личность над физиологическими потребностями и относится к высшим запросам души и духа человека, определяет его основу. Данный подход не противоречит определению духовности, предлагаемого в словаре С.И. Ожегова: "Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными". Нравственность – это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» (С.И. Ожегов).

Для результативного духовно-нравственного воспитания детей необходимо создание единого воспитательного пространства и определение наиболее эффективных средств и способов психолого-педагогического воздействия, проектирование содержание образования с учетом возрастных особенностей воспитанников. Для детей дошкольного возраста воспитание духовности может быть эффективно реализовано в процессе приобщения детей к природе родного края.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Родная природа является источником первых знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Человек всегда и везде, в той или иной форме соприкасается с природой. В духовно-нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Непосредственным условием выживания является совершенствования самого человека: поднятие его духовности и нравственности, цивилизованности и образованности, развитие духовной утонченности и творческой активности. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое образование. Оно предполагает, прежде всего, познание живого и неживого, которое рядом с ребенком, взаимосвязь со средой обитания и выработке на этой основе правильных форм взаимодействия с природой.

 Психолого-педагогические исследования Саморуковой П.К., Кондратьевой Н.Н., Хайдуровой И.А. и др. показали, что дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования экологической культуры каждого ребенка. Огромный интерес дошкольника к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослым делает этот этап в жизни ребенка основополагающим для духовно-нравственного развития.

Проблема воспитания духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края многогранно. В тоже время в своей работе в качестве целевой направленности педагогической деятельности по данной проблеме мы определили формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров к родной природе и к самому себе. В ходе реализации намеченной цели решались задачи:

1) развивать у детей дошкольного возраста экологические представления о природе родного края и правилах поведения в ней;

2) пробуждать чувство ответственности за природу и активизировать личное участие в ее охране;

3) расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.

Для проектирования содержания образования мы использовали программу экологического воспитания дошкольников Николаевой С.Н., ориентировочную региональную программу знаний о растениях и программу ознакомления детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья Горбуновой В.А., Мишариной Л.А., программу воспитания основ экологической культуры в детском саду Коломиной Н.В.

С учетом имеющихся условий, возможностей и интересов своих воспитанников нами был составлен перспективный план по экологическому воспитанию с детьми и намечен план работы с родителями. Особое внимание было уделено созданию экологической среды в группе и проектированию кабинета экологии на базе детского сада.

Содержательный аспект деятельности по воспитанию духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края включал следующие направления:

  • чтение художественной литературы: И. Винокуров «Кто как зимует»; М. Пришвин «Этажи леса»; Н. Сладков «Птичьи столовые»; И. Бунин «Метель»; Е. Благинина «Рябина»; С. Михалков «Прогулка»; В. Бианки «Лесные домишки»; Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Чарушин «Что за зверь»; «Легенда о. Байкале», «Тайга»; пословицы;
  • организация экологических бесед, с использованием мультимедийного оборудования: «Как помочь птицам зимой»; «Живые ли деревья зимой»; «Жемчужина Сибири – о. Байкал»»; «Как живётся диким животным в лесу»; «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»? »; «Природа и человек»; «Правила леса», «Нерпа – рыба или зверь?»;
  •  организация дидактических игр «Чей клюв?», «Планета земля», «Кто кормушке прилетел», «Времена года», «Экологические цепочки» и т.д.
  • создание условий для продуктивной деятельности (рисование «Воробьи и синички», лепка «Хитрая лиса», «Филин», аппликация «Белки на дереве»; ручной труд, создание макетов);
  • прослушивание музыкальных произведений о временах года, звуки природы;
  • организация наблюдение за объектами живой и неживой природы, в частности долгосрочное наблюдение, как «огород на окне», проведение опытов с детьми;
  • создание условий для трудовой деятельности детей в природе (кормление птиц, подсыпание снега к корням деревьев);
  • организация экскурсий в музей природы, Ботанический сад, «Нерпинарий», зоогалерею;
  • проведение праздников и развлечений «Наши меньшие друзья», «День Земли», «Что, где, когда?», экологических акций.

Большое внимание отводилось работе с родителями. С целью преемственности вопросов духовного воспитания детей в условиях семейного воспитания, нами были организованы и проведены: консультации для родителей на тему «Озеро Байкал», «Не быть равнодушными», фотовыставки, выставки семейных рисунков на тему «Природа глазами детей», организованы благотворительные акции «Накормите птиц зимой» и другие мероприятия.

 Благодаря системной работе, дети получили возможность постигать мир ближайшего окружения, у них стали зарождаться сочувствие и сопереживание к миру родной природы, наблюдалось проявление заботливого отношения к тем, кто в этом нуждается. У детей повысился интерес к своей малой родине, возникло желание узнать свои корни, традиции. В перспективе планируется продолжать работу с детьми в этом направлении, включить в содержание знакомство с культурой сибирского края, организовать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.

Список литературы:

  1. Горбунова В.А., Мишарина Л.А. Ориентировочная региональная программа знаний о растениях. – Иркутск, 2002.
  2. Горбунова В.А., Мишарина Л.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья. – Иркутск, 2003.
  3. Иванова А.И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.- М., 2007.
  4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
  5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.,1995.
  6. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
  7. Зенина Т.Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3076 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6921 677