Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Знакомство дошкольников с традициями и бытом русского народа средствами различных жанров
7 минут 5095 1682

Знакомство дошкольников с традициями и бытом русского народа средствами различных жанров

KOROBOVA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Коробовой Галиной Николаевной, музыкальным руководителем первой квалификационной категории МБДОУ ЦРРДС "Гнёздышко" г. Черногорска Республики Хакасия. Сегодня Галина Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по ознакомлению дошкольников с традициями и бытом русского народа средствами различных жанров. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Галины Николаевны:

«Русский фольклор является тем видом искусства, который может помочь в достижении цели: зажечь искорку любви и интереса у детей к жизни народа и его истории и культуре, дать возможность ощутить себя личностью».

Увлекательного чтения…


Знакомство дошкольников с традициями и бытом русского народа средствами различных жанров

                                                           Никто не может стать сыном                        

своего народа, если он не проникся теми

основными чувствами,

какими живёт народная душа.

В.В. Зеньковский

Каким мы видим наше будущее, зависит от нас и от  тех принципов, которые мы заложим в сознание детей.

 В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 " О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы." Одной из основных задач намечено "формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей высокий уровень гражданственности, патриотичности"….. Без знаний традиций своей Родины, культурного наследия своего народа реализация такой задачи невозможна.

Родная культура - это истина и красота, наполняющие человеческие сердца.

 Перед нами педагогами стоят такие задачи:

  • развивать у детей понимание культурного наследия ;
  • воспитывать уважение к  родной земле, гордость за неё;
  • учить бережно, относиться ко всему, что нас окружает.

Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому  чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, понимание своих национальных особенностей, формированию чувства собственного достоинства, как представителя своего народа. И именно здесь так важен пример взрослых и особенно близких людей.

 Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.

 "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны, забывать о своём культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой  частью души ребёнка, началом, порождающим личность" (Д.С. Лихачёв.)

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Обогащает его духовный мир, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций.

Русский фольклор является тем видом искусства, который может помочь в достижении цели: зажечь искорку любви и интереса у детей к жизни народа и его истории и культуре, дать возможность ощутить себя личностью.

Работа по данному направлению в нашем саду ведётся на протяжении многих лет. Перед всеми педагогами поставлена задача по формированию духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности помогают решать занятия по фольклору. Для более глубоких знаний я обратилась к  педагогическим технологиям:

О.А. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».

Проанализировав содержание этих изданий, я пришла к выводу, что русский фольклор является понятной и доступной областью творчества.

 На музыкальных занятиях по ознакомлению с окружающим бытом и традициями  мною используются тематически  подобранные русские народные игры, такие как: "Мельница", "Чурилки", "Золотые ворота", "Маша варежку надела" и другие.

Потешки, заклички, которые раскрывают особенности тех или иных предметов, явлений: " Падай, падай белый снег!", "Дождик, дождик поливай";  "Эй! Весёлый наш народ!" и другие.

Через многократное повторение текста игр, хороводов, дети быстрее запоминают незнакомые слова, что позволяет развивать их память, в том числе и музыкальную.

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей.

   Начиная с младшей группы, знакомлю детей с колыбельными песнями, которые способны внести разнообразие в любом виде деятельности:  Баю-баю, баиньки…" , "Кач, кач, кач…","Люли, люли, люлиньки"…

В старшем дошкольном возрасте уделяю внимание знакомству детей с хороводами, которые различны по типу, характеру и темпу исполнения, с интересными хореографическими рисунками. Они, как никакой другой жанр взрослого фольклора, наиболее приемлемы  для детей. Это такие как: "Я на камушке сижу"…, " Вейся,  капустка", "Во сыром бору тропина", " Со вьюном, я хожу" и другие.

 В своей практике широко использую хороводные песни, частушки, игровые песенные припевы, что позволяет детям петь свободно и раскованно.

Полученные знания детей о традициях, обычаях, обрядах,  применяются в проведении  обрядовых праздниках. Роли детям выделяются соответственно их возрасту и творческим способностям.

В нашем детском  саду  проводятся такие народные, календарные праздники, как Ярмарка, Осенины, Капустник, Колядки, Масленица, которые имеют свои цели и задачи – это создание у ребёнка радостного настроения и положительного эмоционального настроя, формирование нравственных качеств, художественного вкуса. Усвоение нравственных норм, сплочение взрослых и детей.

Знакомясь, с традициями и бытом русского народа дети с огромным удовольствием поют, русские народные песни, рассказывают потешки, дразнилки, водят хороводы, играют на русских народных музыкальных инструментах, чувствуют себя при этом расковано, подражая взрослым, оставляя в душе положительные  впечатления надолго.

Хочется верить, что знания и умения, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут нашим воспитанникам стать настоящими патриотами Родины и принесут пользу в дальнейшей жизни, награждая любовью и уважением окружающих людей.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2267 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607