Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Специфика произведений живописи и графики
10 минут 6346 1870

Специфика произведений живописи и графики

YAKUBOVICH foto 2Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Якубович Виктория Валерьевна, старший воспитатель ГБОУ ДС № 792 ЮЗАО г. Москвы с радостью познакомит нас со спецификой произведений живописи и графики. Данный материал будет полезен педагогам  и родителям.

Краткий комментарий к статье от Виктории Валерьевны:

«Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека. Обобщенное отражение жизни через типические явления – одна из главных черт художественного образа. Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах».

Познавательного чтения…       


     Специфика произведений живописи и графики

Посмотреть презентацию к статье

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека.

Обобщенное отражение жизни через типические явления – одна из главных черт художественного образа.

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах

Виды искусства

Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство – виды изобразительного искусства, отличающиеся и общими чертами, и специфическими изобразительными средствами

Живопись

Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Цвет – главное средство живописи.

Живопись характеризуется богатством жанров

• Картины, посвященные историческим событиям, изображающие жизнь и быт людей прошедших эпох, принадлежат к историческому жанру.

• В, Суриков, И, Репин, В, Серов и другие художники обращались к изображению событий и образов русской истории

Исторический жанр

Большую часть продольной стены во втором академическом зале Государственного Русского музея занимает огромное полотно. Площадь полотна без малого 30 кв.метров. Сюжетом картины послужила страшная трагедия, разыгравшаяся почти 2000 лет назад – внезапное извержение вулкана Везувий в Южной Италии, после которого г.Помпеи исчез под землей. В 1833году исторический живописец завершил работу над картиной «Последний день Помпеи».

Разновидностью исторического жанра является батальный жанр – изображение битв и других эпизодов войны.

• Один из наиболее известных русских художников-баталистов – В, Верещагин. В своих произведениях он показывает ужасы войны, создает образ простого русского солдата.

• Мастерское владение цветом наглядно видно в портрете гусара Давыдова(1809,-ГРМ). Портрет необычайно красочен, весь портрет выдержан в напряженном сочетании ярко-алого, белого и темно-коричневого. В бумагах Кипренского она названа «Портрет Гусарского полковника Давыдова». Этот портрет стал одним из тех, которые принесли Кипренскому звание «назначенного» академика.

• В Тропинин также работал в историческом жанре, написал картину «Старый солдат».

• Раскрывает патриотический дух гражданской и Великой Отечественной войн, когда весь народ боролся за свободу и независимость своей Родины. Первым советским художником0-баталистом был М. Греков.

Советский батальный жанр

Интерес к жизни простых людей характеризует художников всех эпох. В настенных росписях Древнего Египта, на греческих вазах, на полотнах голландских мастеров, картинах русских художников 19 века изображена повседневная жизнь людей во всем многообразии ее явлений, человеческих характеров и отношений.

Бытовой жанр приобрел социальную заостренность в русском искусстве 19 века. Это свойственно произведениям П. Федотова «Сватовство майора», В. Перова « Тройка», И. Репина « Бурлаки на Волге».

В советском искусстве бытовой жанр характеризуют большая широта и разносторонность. В произведениях А. Дейнеки, А. Пластова, Т. Яблонской отображена жизнь советских людей, их труд, быт, отдых

Мифологический жанр

Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжеты легенд, былин, сказок, относятся к мифологическому жанру. В сказочных т былинных образах, навеянных народной поэзией, В. Васнецов создал поэтический и героический образ России («Три богатыря», «Аленушка» и др.). А также такие художники, как И. Билибин, А.Моравов, Б.Парилов, И.Кузнецов и другие работали в мифологическом жанре.

Пейзаж

Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает о знакомых нам и много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы.

Природа всей нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, неожиданно и ярко освещенные солнцем.
Можно увидеть красоту в ломкой линии прибрежных скал, окруженных бесконечным морем.
Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.
Но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, знает свои места как родного человека.

И.Левитан, И.Шишкин, К.Коровин, И Грабарь, В.Борисов-Мусатов – певцы русской природы

Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека

Импрессионизм в живописи

В 1874г. В одном из парижских салонов открылась выставка совсем неизвестных тогда еще художников. Их звали Эдуард Мане, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и др.

Одна из картин К. Моне называлась «Впечатление. Восход солнца». После этой выставки кто-то из журналистов презрительно отозвался о ее участниках как об «импрессионистах», потому что их картины якобы фиксировали лишь первое впечатление от увиденного
(«импрессьон» по-французски означает «впечатление»). Художникам это слово понравилось, и они стали называть себя импрессионистами. Так возникло название нового направления в искусстве.

Художники-импрессионисты совершили величайший переворот в живописи. Новый подход состоял в том, чтобы работать, не согласуясь с правилами и принципами академической школы. В отличие от художников-академистов, создававших произведения по библейским, историческим и мифологическим мотивам, импрессионисты стремились отображать реальную жизнь, запечатлеть на своих полотнах бытовые сценки. Они вышли писать свои полотна на природу (пленэр), т.е. на открытый воздух

Новым в искусстве импрессионизма стали техника мазка, передача света, цвета, композиции. Художники наносили на полотно чистые краски, не смешивая их на палитре, поэтому издали картины поражали своей многоцветностью и как бы оживали. Например, при ближайшем рассмотрении «Белых кувшинок» К.Моне хорошо видно, что они написаны в густо-розовых, голубых и даже терракотовых тонах. Яркие краски передают не только белизну кувшинок, но и, как кажется, даже их запах

Картины Ренуара привлекают безмятежностью, радостным настроением. Его не зря называют художником счастья. На «Портрете Жанны Самари» изображена актриса парижского театра «Комеди Франсез». Цвет в картине как будто вибрирует. Художниику удалось передать смену настроений у своей героини.

Натюрморт

Своеобразным жанром живописи является натюрморт – изображение предметов обихода, овощей, фруктов, цветов. В одном произведении художник соединяет несколько предметов, руководствуясь смысловым содержанием, а также сочетанием цвета, формы, фактуры тканей, ваз, фруктов и пр.

Портретный жанр

Человек всегда был основным объектом изображения. Его мы встречаем почти во всех жанрах. Но только портретный жанр ставит своей главной задачей передачу внешнего облика человека. Портрет может изображать одного человека или группу людей

Художники всех эпох создавали портреты, раскрывающие характеры и внутренний мир их современников. Русский портрет всегда отличала глубина психологической характеристики. Великолепны по мастер-ству портреты художников 18 века: Ф.Рокотова, Д.Левицкого, Б.Боровиков-ского. Силу ума, сосредоточенность мысли русских ученых, артистов, писателей, че-ловеческую красоту простых людей пока-зали в своих лучших портретах И. Крам-ской, И.Репин, В.Серов

Леонардо да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор, естествоиспытатель, архитектор, военный инженер, изобретатель машин. Его картины – вели-чайшее сокровище человечества. Он создал знаме-нитый портрет Моны Лизы («Джоконда»), «Благовещение», «Богородица с младенцем» и мн. Др

«Живопись» значит живое письмо. Живое оно в ощущениях художника и зрителя, потому что краски, смешиваясь на картине, передают как бы дыхание жизни и красоты мира.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2340 37

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6598 677