Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Нетылько Ю.В.
7 минут 5608 1395

Мастера своего дела: Нетылько Ю.В.

NETLKO foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Нетылько Юлией Владимировной, воспитателем МБДОУ ДС № 60 г. Белгород Белгородской области. Сегодня Юлия Владимировна любезно поделится своим взглядом на решение такой проблемы как детские драки. Статья будет интересна воспитателям, психологам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Юлии Владимировны:

«Взрослые иногда совершают над детьми действия, которые квалифицируются как физическое или психологическое насилие. К ним относят физическое и словесное оскорбление, публичное унижение, коллективное осуждение с унижением достоинства, шантаж, наказание трудом. В статье 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» записано, что «применение методов физического или психологического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается». Это касается взрослых. А вот закона, запрещающего младшим школьникам наносить друг другу физические оскорбления, драться, не существует. Считается, что детские драки не влекут за собой тяжелых последствий. Это не всегда так, и если это явление присутствует в жизни, то воспитателю необходимо знать, как поступать в таких ситуациях».

Полезного чтения...


 

Маленькие драчуны

Посмотреть статью с картинками

Понятие «детская драка» означает способ разрешения детьми межличностных конфликтов с помощью физической силы. Участниками драк преимущественно бывают мальчики. Особенностью конфликтов, вызывающих детские драки в штатных ситуациях, является их относительная простота: несогласие, разногласие, иногда – противодействие. В младшем школьном возрасте активно формируется личность, многие качества, как положительные, так и отрицательные, возникшие в этот период, будут развиваться и в последующие годы. В детской межличностной драке один выступает в роли победителя, другой оказывается в роли побежденного. Если побежденный испытывает унижение, страх или озлобление, то победитель – чувство удовлетворения от победы над своим противником. И в том и в другом случаях закрепление подобных личностных качеств нежелательно. (Однако в случаях когда физическая сила была использована для защиты слабого или для самозащиты, такое разрешение конфликта вызывает положительные эмоции от сознания честно выполненного долга, и в известной мере подобные столкновения между детьми даже полезны.)

Рассмотрим конкретную ситуацию и найдем выход.

Ситуация « Не угодил»

(пример ситуации приведен из опыта работы с детьми старшей группы)

Ребята нашей группы любят поиграть в футбол. Егор берет на себя роль вратаря, он хорошо справляется с этой задачей. Отбивает ловко мячи один за одним. Но Егору, какой уже раз чем-то не угодил партнер по игре Миша. Егор несколько раз больно его ударил. Миша расстроился, обиделся и ушел. Игра прекратилась.

Решение:

У Егора завышенная самооценка. Он считает, что ему все дозволено, даже ударить своего товарища.

Я, как Воспитатель не могла выступать в качестве наблюдателя, когда дети дерутся. В мои обязанности входит остановить драку, развести дерущихся в разные стороны. После того, как они успокоились, я поговорила с драчунами, выяснила причину драки и посоветовала, как надо было поступить в такой ситуации.

Так же оказала психологическую поддержку пострадавшему, а с победителем провела индивидуальную беседу о вреде применения силы.

Так как свидетелями драки стала вся группа, то мне необходимо объяснить, как следует детям обращаться друг с другом.

Что бы было легче разговаривать с детьми, я использовала следующие методы, приемы и средства воспитания.

Прочитала с детьми художественно произведение и обсудила, как следует общаться между собой

ДВА КОЗЛА

Однажды на лужайке
Подрались два козла, 
Подрались для забавы, 
Не то чтобы со зла.

Один из них тихонько 
Приятеля боднул, 
Другой из них легонько 
Приятеля лягнул.

Один боднул приятеля 
Немножко посильней. 
Другой лягнул приятеля 
Немножко побольней.

Один разгорячился, 
Боднул что было сил! 
Другой его рогами 
Под брюхо подцепил!

Кто прав, а кто виновен 
Запутанный вопрос, 
Но уж козлы дерутся 
Не в шутку, а всерьез...

Я вспомнил эту драку, 
Когда передо мной 
На школьной перемене 
Такой же вспыхнул бой.

(В. Лифшиц)

Вопросы:

ПОВЕРЬ МНЕ!

Кричат на меня:
– Драчун! Забияка! 
И сам не пойму, 
Почему все же драка 
Не может нигде 
Обойтись без меня? 
Бегут без оглядки, 
Как от огня, 
Собаки и кошки, 
Где ни пройду. 
А палки и камни, 
Как на беду, 
Лежат на виду
Повсюду вокруг...
Ах, если б ты знал,
Как нужен мне друг,
Который бы мне 
Поверил во всем!
Собак мы бы с ним
Кормили вдвоем,
Ласкали бы вместе
Пушистых котят...
Мне очень обидно,
Когда не хотят
Мальчишки
Доверить мне дело!
Ты знаешь,
Как мне надоело,
Что все так боятся
Моих кулаков,
Скажи,
Ну зачем мне
Столько врагов?
Я всюду один...
И мне плохо теперь.
Как нужен мне друг!
Ты мне веришь?
Поверь...

(Н. Юркова)

Вопросы:

Обратилась к народной мудрости:

О чем говорят пословицы?

  1. Дракою прав не будешь
  2. Куда не придет ссору заведет
  3. Ссора до добра не доводит

Предложила детям рассмотреть рисунки «Драка», где очень хорошо рассказывается о том, как взрослые люди подрались, и после просмотра обсудила данные ситуации.

 Обсудила, что легче – ссориться или мириться? Хотели бы вы научиться мириться, разрешать спорные вопросы, сохраняя хорошее отношение

 Педагогическое мастерство воспитателя проявляется в умении не только выслушать детей, но и побудить их к размышлению и самостоятельному принятию верного решения, научить правильно общаться.

 

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607