Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Кукла народная, театральная, авторская» (Краткий курс программы)
8 минут 5248 1197

«Кукла народная, театральная, авторская» (Краткий курс программы)

CAREVA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Царёву Анну Николаевну, преподавателя МБОУ ДОД «Детская художественная школа» города Саянска Иркутской области. Сегодня Анна Николаевна с радостью предлагает вашему вниманию авторскую программу по прикладной композиции «Кукла народная, театральная, авторская». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Анны Николаевны:

«Актуальность данной темы существует всегда, и особенно в наше время, так как сейчас существуют куклы – игрушки и куклы для украшения интерьера, сувенирные, рекламные, театральные и многие другие. Открываются школы - студии кукольного дизайна, где кукла произведение искусства. Буду рада поделиться с вами опытом работы и пожелать вам новых идей и замыслов!»

Увлекательного чтения…


«Кукла народная, театральная, авторская» (Краткий курс программы)

Посмотреть статью с фотографиями

Пояснительная записка

Данная программа «Кукла народная, театральная, авторская » разработана для преподавания прикладной композиции в ДХШ, рассчитана на детей в возрасте 10-15 лет со сроком обучения 4 года. Направлена на изучение декоративно-прикладного искусства, различных видов кукол, освоение технологических особенностей создания образа.

Целью курса является приобщение детей к прикладному искусству, развитие их творческих способностей, фантазии, формирование художественного вкуса ребенка.

Задачи программы:

  • Создание условий для развития детского воображения, фантазии, художественной наблюдательности, чувства стиля.
  • Развитие у учащихся образного мышления, умения обобщать, стилизовать.
  • Важным компонентом является трудовое обучение детей, приобретение навыков конструирования, шитья, развитие глазомера, объемного мышление.
  • Обучение основам технологической системы в создании куклы.
  • Воспитание чувств гармонического восприятия действительности.
  • Воспитание любви к прикладному искусству, умения ценить и понимать искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость (в соответствии с возрастными особенностями).

Данная тема является актуальной для сегодняшнего дня, так как сейчас существуют и куклы-игрушки, и куклы для украшения интерьера, сувенирные, рекламные, театральные и многие другие. Открываются школы-студии кукольного дизайна, где кукла – произведение искусства.

Весь курс программы делится на беседы и творческо-практическую работу. Основное учебное время курса отводится практической работе для создания образа куклы. Занятие носит групповой характер.

В 1-м классе – основой учебной деятельности являются простейшие азы конструирования кукол из подручного материала (ткань, бумага, капрон, бросовый материал и т.д.). Знакомство с русской тряпичной куклой (куклы -закрутки).

Во 2-м классе – продолжать знакомство с русской тряпичной куклой. Изучение и изготовление театральных кукол (перчаточные, вертепные).

В 3-м классе –   изготовление кукол на жёстком и проволочном каркасе, знакомство с новым материалом – паперклэем.

В 4-м классе – авторская кукла.

Разнообразные виды и техники, изученные за 3 года, позволяют каждому ребенку на 4-м году обучения самостоятельно выбрать решение итоговой работы (изготовление авторской куклы).

Требования к учащимся повышаются постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных способностей.

Программа способствует:

  • Расширению знаний по прикладной композиции.
  • Реализации творческих возможностей учащихся.
  • Куклы можно использовать для игровых приемов на занятиях.

Подведение итогов проходит в виде просмотров работ учащихся (поурочных, полугодовых, годовых, экзаменационных), а также участия в выставках детского творчества (городских, областных).

Содержание предмета.

1 класс.

В первом классе учащиеся знакомятся с особенностями прикладной композиции. Создание кукол - это занятие исключительно творческое, способное побуждать и развивать детскую фантазию. Учащиеся приобретают новый образ мышления, конструирование, шитья, развивают глазомер, формируется художественный вкус ребенка.

На данном этапе основой прикладной композиции являются простейшие азы конструирования кукол из подручного материала (капрон, синтепон, ткань, бумага, опилки и т.п.).

Второе полугодие посвящено знакомству с русской тряпичной куклой-закруткой. Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Тряпичная кукла – это игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми.

В первом классе необходимо решать задачи, которые будут базовыми для всего периода обучения прикладной композиции.

Содержание предмета.

2 класс.

Во втором классе закрепляются и углубляются навыки работы по прикладной композиции. Работы учащихся становятся более аккуратными и качественными. Сохраняется последовательность заданий – от простого к сложному.

В первом полугодии продолжаем знакомство с русской тряпичной куклой, её особенностями и традициями.

Основной темой второго полугодия является знакомство с кукольным театром.

Основные задачи 2-го класса.

  1. Закрепление пройденного материала по русской тряпичной кукле.
  2. Понятие: масштабность, симметричность.
  3. Умение создать художественный образ перчаточных и вертепных кукол.
  4. Последовательность выполнения работы.

Содержание предмета.

3 класс.

В третьем классе повторяются и закрепляются знания, полученные в первом и втором классах. Задачи прикладной композиции:

  • Задания углубляются и усложняются, исполнение становится более качественным.
  • Усложняется работа по конструированию и технологическим особенностям создания куклы на основе эскиза.
  • Учащиеся смелее передают характер кукол, подбирают цветовые гармонии тканей и других материалов.
  • Изучение новых приёмов работы с материалом.

Содержание предмета.

4 класс.

В выпускном классе уделяется особое внимание индивидуальным способностям учащихся. Ребята уже владеют средствами выражения, знают особенности конструирования, изготовления кукол и используют их в раскрытии заданной темы.

Умеют образно мыслить, стилизовать изображение, подбирать тот или иной материал, колорит, техники.

На основе полученных знаний во 2-м полугодии выполняют итоговые задания. Работа ведется самостоятельно, последовательно – от цветового эскиза до готового изделия.

Методические рекомендации.

Программа «Кукла тряпичная, театральная, авторская » рассчитана на

4 летний курс обучения.

Весь курс программы составляет около 272 часа.

Количественный состав класса: 10-14 человек.

В первый класс поступают дети в возрасте 10-13 лет. Соответственно заканчивают свое обучение в 14-17 лет.

Реализация программы осуществляется по следующим этапам:

1 класс   I полугодие (32часа) – 7 заданий.

              II полугодие (36 часов) – 4 задания.

2 класс   I полугодие (32 часа)– 5 заданий.

               II полугодие (36 часов) – 2 задания.

3 класс   I полугодие (32 часа)– 2 задания.

               II полугодие (36 часов) – 2 задания.

4 класс   I полугодие (32 часа)– 1 задание

               II полугодие (36 часов) – 1 задание (итоговое, экзаменационное).

Методическое оснащение учебного процесса:

  • Наглядные пособия.
  • Фонд работ учащихся.
  • Периодические издания: журналы «Кукольный мастер», «Юный художник», «Детское творчество», «Искусство», альбомы и книги о куклах.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677