Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Лечебное плавание - как средство коррекции нарушения осанки детей дошкольного возраста
9 минут 6416 1417

Лечебное плавание - как средство коррекции нарушения осанки детей дошкольного возраста

BALBUH fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Бальбух Алевтину Валентиновну, инструктора по физкультуре МОУ ДС № 350 города Волгограда Волгоградской области. Сегодня Алевтина Валентиновна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по коррекции нарушения осанки детей дошкольного возраста во время лечебного плавания.

Краткий комментарий к статье от Алевтины Валентиновны:

«Я считаю, что здоровый и развитый ребенок – главная ценность общества. Поэтому основной своей целью считаю привитие интереса к физической культуре, осознанного отношения ребенка к своему здоровью.Занимаясь с дошкольниками, использую разнообразные формы образовательной деятельности с детьми: организую занятия, праздники, соревнования, дискотеки на воде. А проводя диагностику, заполняя документацию, вижу, что за последние годы состояние здоровья детей только ухудшается. Растёт количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, координации движения, деятельности органов дыхания. Одна из причин ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Поэтому, я всегда в поиске новых подходов к содержанию и организации работы».

Интересного чтения…


Лечебное плавание - как средство коррекции нарушения осанки детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – важный период в развитии ребенка, когда закладывается фундамент здоровья и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Актуальность проблемы укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к обучению в школе.

Так, рассматривая проблемы сохранения здоровья детей Б.Б. Егоров [1]отмечает, что до поступления в детский сад выявляется 27,5% детей, имеющих проблемы со здоровьем, в 6 лет – 43,2%, в 7 лет – 58,3% - то есть больше чем в 2 раза. Нарушение осанки наблюдается до поступления в детский сад – 24,5 %, в 6 лет – 66,6%, в 7 лет – 86,4% - то есть в 3,5 раза. Непосредственно перед поступлением в первый класс регистрируются высокие показатели нарушений осанки (92,6%), показатели сколиоза (12,2%).

По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера в России частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %.

Неправильная осанка является одним из наиболее часто встречающихся отклонений у ребенка.Дети, страдающие нарушением осанки и сколиозом, имеют не только задержку двигательных навыков, но и сопутствующие заболевания, отрицательно влияющие как на общее физическое развитие, так и на соматическое состояние ребенка.

Нормальный позвоночник представляет собой волнообразную линию из чере­дующихся волнообразных изгибов: шейного и пояс­ничного, грудного и крестцово-копчикового. Эти изгибы, которые формируются в процессе роста позвоночника, способствуют сохранению равновесия, смягчают тол­чки и сотрясения при движении. Поэтому к позвоночнику нужно быть очень внимательными уже в младшем возрасте, когда он еще гибок и податлив, когда еще не произошел процесс окостенения, и есть возможность провести коррекцию нарушения осанки.

В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать и в детском саду - врач, инструктор ЛФК, медсестра массажа, инструктор по физической культуре, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены.

Я работаю инструктором по физкультуре в дошкольном учреждении. В тесном сотрудничестве с медработниками, инструктором ЛФК мы осуществляем комплексную и своевременную коррекцию осанки у детей.

При начальном профилактическом осмотре врач-ортопед выявляет детей, страдающих нарушением осанки и плоскостопием. Так, в 2012 году при осмотре старших дошкольников были обнаружены следующие результаты: 40% детей имели вялость мышц и, соответственно, ассиметрию осанки; 20% - со сложными диагнозами (левосторонняя ассиметрия, плоскостопие, лордоз в поясничном отделе).

Исправление осанки — кропотливая комплексная работа, которая должна включать в себя целый ряд мероприятий, учи­тывающих индивидуальность случая.

Совместно со специалистами детского сада была разработана технология комплексного воздействия оздоровительных процедур:

  1. индивидуальный массаж, целью которого является укрепление, а иногда и расслабление мышечного корсета (в соответствии с медицинскими показаниями). Его проводит медсестра массажа 2 раза в неделю;
  2. занятия ЛФК;
  3. занятия плаванием.

Всем известно, какое неоценимое значение оказывает плавание, так как только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, способствуя тем самым уменьшению  и стабилизации имеющейся деформации, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.

Занятие лечебным плаванием имеет определенную структуру:

Игровые упражнения «Встань прямо», «Подтянись к цветку (листку)», «Жирафы», «Зеркало» (покажи как я стою) и другие.

Они помогали детям почувствовать напряжение в спине, красоту расправленных плеч, способствовали развитию правильного дыхания. В процессе обучения детей стойке использовались шаблоны для правильной постановки стоп (треугольные деревянные дощечки, расположенные под углом 30*).

  1. Физразминка на суше – перед занятием в бассейне дети делают короткую разминку, состоящую из 5-6 упражнений, в процессе выполнения которых делается акцент на положение тела ребенка. Например, из исходного положения «стоя» - не опускать голову вниз, «лежа» - не допускать прогиба (переразгибания) поясничного отдела.
  2. Физразминка в воде – закрепление коррегирующих упражнений в воде.
  3. Выполнение лечебных и обучающих приемов плаванию детей. При подборе индивидуальных специальных упражнений необходимо учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).
  4. Заключительная часть – игры детей, свободное плавание с надувными игрушками. Положительные эмоции, обычно сопровождающие водные процедуры, оказывают благотворное влияние на психофизическое состояние детей.

Такие занятия лечебным плаванием проводятся систематически не менее двух раз в неделю.

Данный опыт совместной коррекционной работы позволил увидеть следующие результаты системы оздоровительного воздействия на ребенка:

  • добились остановки прогрессирования нарушения осанки;
  • укрепился мышечный корсет; произошла стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;
  • дети приобрели и закрепили ранее полученные навыки плавания и специальных упражнений;
  • выработана правильная осанка; почти полностью исчезли проявления плоскостопия;
  • улучшилась функция дыхания и сердечно-сосудистой системы;
  • повысился общий уровень физического развития детей.

 В заключение хочу сказать, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети России образованы и здоровы: материалы 7 всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009г. – М.:2009. С.233-235.
  2. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: «Просвещение», 1988.
  3. ВолгинаЛ.Н. Физическое состояние школьников с нарушениямиосанкии его коррекция: Автореф. дис. канд. мед. наук.- М.,1986.
  4. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов-на-Дону: «Феникс, 2001.
  5. Лечебное применение плавания и гимнастики в воде: Метод, указ. /Под ред. Ю.К. Миротворцева и М.А. Белой. М.: 1970.
  6. Петренко Г.Г., Полесся Г.В. Лечебное плавание при нарушении осанки. – Киев: Здоровье, 1980.
  7. Халемский Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2937 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6839 677