Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Маринцевой Надеждой Анатольевной, учителем начальных классов высшей квалификационной категории МКОУ ООШ № 7 г. Приволжска Ивановской области . Сегодня Надежда Анатольевна любезно поделится своими размышлениями о ФГОС начального образования. Статья будет интересна педагогам ООШ.
Краткий комментарий к статье от Надежды Анатольевны:
«Современный уровень развития общества диктует кардинально-новые требования к организации учебного процесса. Появился существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы. Возникла необходимость оптимизации начального образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться».
Интересного чтения…
Эссе о ФГОС начального образования
Всемирная история доказывает, что каждое государство выстраивает свою систему образования, согласно тем требованиям, которые возникают у него на данном этапе развития общества. На протяжении многих лет целью нашей педагогики было - воспитать всесторонне развитую личность, передать ученику знания, умения и навыки. В 90-е годы был сформирован идеал свободной в своем определении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Современный уровень развития общества диктует кардинально-новые требования к организации учебного процесса. Появился существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы. Возникла необходимость оптимизации начального образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Государство выдвигает новые требования к своему гражданину. Его современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее нашей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, а так же человек конкурентоспособный, с развитым потенциалом.
Изменились требования семьи к образовательной системе государства. В интересах семьи стало – воспитать человека, с сформированной личностной, социальной и профессиональной успешностью.
Свои требования выдвигает и общество – это безопасность и здоровье, свобода и ответственность, социальная справедливость, благосостояние его членов.
В связи с этим было принято решение о разработке нового образовательного стандарта, в основе которого встает системно-деятельный подход. Главным фактором стандарта становятся планируемые результаты. Стандарты должны обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Стандарт – это общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.
Еще Ян Амос Коменский в своей «Великой Дидактике» писал: «Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха». Поэтому главной фигурой в учебном процессе выступает ученик . В процессе обучения он должен овладеть пятью ключевыми компетентностями: - образовательной; - коммуникативной; - информационной; - социальной и толерантностью. Овладение компетентностями происходит на основе формирования УУД.
Как уже упоминалось выше, главным фактором новых стандартов образования являются планируемые результаты. Они в свою очередь делятся на предметные, метапредметные и личностные. Особое внимание государство уделяет личностным результатам, т.к. именно они наиболее полно отвечают новым требованиям государства и общества на данном этапе.
Введение нового образовательного стандарта в Российскую систему образования, на мой взгляд, дает новые возможности учителю использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на уроке. Стандарт устанавливает новую форму организации урока, что позволяет ребенку формировать в себе те качества, которые ожидает от него государство и общество. Все это в совокупности поднимает Российскую систему образования на новый, более высокий уровень, соответствующий мировым стандартам.