Дорогие друзья, мы рады представить вам Климентьеву Тамару Ивановну, воспитателя МБДОУ «Орленок» города Куйбышева Новосибирской области. Сегодня Тамара Ивановна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере гендерных особенностей воспитания дошкольников в разнообразных видах деятельности. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Тамары Ивановны:
«Проблема полового воспитания дошкольников является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации ребёнка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте и требует продолжение и на других этапах развития личности ребёнка».
Полезного чтения…
Гендерные особенности воспитания дошкольников в разнообразных видах деятельности
Опыт работы в детском саду показывает, что современная педагогическая практика чаще всего не учитывает пол как важную характеристику ребёнка. Анализ комплексных программ воспитания и обучения в детском саду показал что, дифференцированный подход в воспитании к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате характер детей воспитывается с отсутствием специфических мужских и женских черт. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с очень давних времён. Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи Т.П.Хризман, Т.А.Репина. По их утверждениям, под влиянием половых различий формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце. Но уже через некоторое время девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии и быстрее начинают ходить, говорить, больше сопротивляемость к заболеваниям. У мальчиков же чаще случаются задержки физического и умственного развития. Но до сих пор, к сожалению, результаты научных педагогических исследований не были востребованы практикой в полной мере.
Для меня толчком исследовать на практике гендерную особенность воспитания детей дошкольного возраста послужили познавательные и научно обоснованные лекции доцента кафедры теории и методики дошкольного образования Сигимовой М.Н. по теме «Человековедение». Из её утверждений следует, что под влиянием взрослых у детей формируются и развиваются два типа человека разными законами развития речи и мышления, эмоций и психики. Очень важно, чтобы основа благополучия в семье закладывалась в раннем возрасте у ребёнка, иначе ,став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.
Это и определило содержание моей педагогической деятельности по дифференцированному подходу в воспитании детей группы. Основными целями работы в данном направлении являются
- формирование начал мужественности и женственности у дошкольников;
- создание эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли.
Учитывая актуальность данного направления, поставлены следующие задачи:
- изучить анатомо-физиологические, психологические и другие особенности девочек и мальчиков;
- установить особенности содержания игровых стилей у мальчиков и девочек;
- определить эффективность работы по формированию полоролевого поведения дошкольника в разнообразных видах деятельности.
Педагогическая деятельность по этой теме предусматривает разнообразные методы и формы воспитания и обучения детей, которые обеспечивают всесторонне личностное развитие.
Истинный знаток детской души В.А.Сухомлинский писал, что «побуждая у каждого человека стремление к выражению себя, педагогу следует направлять творческие силы своих воспитанников так, чтобы каждый маленький человечек был, прежде всего, воспитателем самого себя». И ведь действительно, ребёнок как развивающее существо постоянно стремиться к выстраиванию самого себя, и каждое явление, в нём наблюдаемое находится в процессе становления.
Взрослея, ребёнок самостоятельно формирует в своём сознании отношение к себе как физическому, духовному и социальному существу. На протяжении дошкольного возраста формируется система «Я»- система представлений о себе самом, складывающая на основе его взаимодействий с окружающим миром, с взрослыми и сверстниками. Исследуя поведение мальчиков и девочек, я пришла к выводу, что девочки более активны, чем мальчики. Мальчики более застенчивы, замкнуты, ведут себя не уверенно. Девочки быстрее приспосабливаются и адаптируются в обществе незнакомых детей. Именно дошкольный период детства -тот период, в процессе которого родители и воспитатели должны понять и помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему от природы.
Все эти положения определили содержание разработанного и реализованного проекта « Я– это чудо!», основанного на дифферицированном подходе к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта дети делают интересные «открытия» :
- кто я: мальчик или девочка
- из чего сделаны мальчики? девочки?
- для чего мне нужен нос?
- мой необыкновенный «фотоаппарат»
- пальчики-узнавальчики,
- что важнее и нужнее (функции внешних и внутренних органов),
- учимся любить себя,
- чего нельзя делать?
- солнце воздух и вода, наши лучшие друзья!
Работа в рамках проекта была организована таким образом, чтобы:
- каждый ребёнок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал свободу выбора своих действий;
- дети чувствовали значимость того, что они делают;
- поддерживался естественный интерес ребёнка к окружающему, его любознательность;
- в процессе исследований и наблюдений были задействованы все органы чувств: зрение, обоняние, слух и осязание;
- помогать ребёнку видеть необыкновенное в повседневном;
- использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Дети в занимательной игровой форме знакомились со своим организмом, его возможностями, чувствуя себя действительно удивительной личностью.
Основываясь на актуальности дифференцированного воспитания дошкольников, использовала в работе с детьми:
- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Я папа, мама» и другие;
- беседы с использованием иллюстраций и художественной литературы;
- проблемные ситуации с этическим содержанием;
- изготовление подарков для мам, пап, бабушек, дедушек, сверстников;
- дидактические игры «Кто, чем любит заниматься?», «Что кому?», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика», «Одень девочку» и другие.
В работе для формирования представлений о мужественности и женственности широко использовались произведения устного народного творчества и художественной литературы. Так, из сказок, произведений на основе былин «Богатырская застава» (текст В.И.Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В.Суворове из книги А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают о мужественности, как смелость, ответственность, стойкость и готовность помочь слабым, рыцарство присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».С помощью сказок и стихов на мой взгляд, формируются представления заботливости, мира любви, терпимости к недостаткам других: волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная королева» воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из сказок – воспитательный шедевр, гимн творческой любви.
Результатом реализации данного проекта стали:
- альбом «Это – Я»;
- книга «Моя бабушка и дедушка снова жених и невеста»;
- организация картинной галереи «Моя семья», « Всё обо мне»;
- выставка репродукций картин о материнстве;
- фото-выставка по теме проекта.
Проблема полового воспитания дошкольников является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации ребёнка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте и требует продолжение и на других этапах развития личности ребёнка.