Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мультимедийные презентации как средства реализации образовательной программы в современном дошкольном образовании
12 минут 5427 1649

Мультимедийные презентации как средства реализации образовательной программы в современном дошкольном образовании

GAVRILOVA fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Гаврилову Светлану Николаевну, воспитателя МКДОУ ДС № 14 ОВ города Нововоронеж Воронежской области. Сегодня Светлана Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по реализации образовательной программы в современном дошкольном образовании посредством мультимедийных презентаций. Данная статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Николаевны:

«Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. В настоящее время технологии все больше и больше внедряются в образовательный процесс. Появляется множество компьютерных средств, направленных на разностороннее развитие психических функций ребёнка. Например таких как, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление. Разрабатывается огромное количество простых и весьма сложных компьютерных программ для применения в области образования. Поэтому современному педагогу необходимо самому изучать их и учить работать с ними ребёнка».

Познавательного чтения…


Мультимедийные презентации как средства реализации образовательной программы в современном дошкольном образовании

Посмотреть презентацию к статье

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Использование информационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в ДОУ позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние умения.

В этом учебном году в нашем учреждении мы начали проводить занятия с использованием интегрированного комплекса интерактивного оборудования Mimio Classroom для трех возрастных групп:

  •  Средней
  •  Старшей
  • Подготовительной.

Занятия длятся от 15 до 30 минут в соответствии с САНПиН и проводятся в подгруппах для 5-10 человек. Основная их цель - активизировать познавательную деятельность детей и повысить эффективность усвоения материала посредством использования интерактивных и мультимедийных средств. Для этого был специально оборудован кабинет мультимедии, выполняющий следующие задачи:

  •  обучение детей при помощи новейших образовательных технологий;
  •  служит развлекательным и игровым центром;
  •  обладает максимальным удобством работы, как для детей, так и для педагога;
  •  знакомит детей с возможностями и навыками компьютерных технологий.

Опыт российских педагогов в создании и использовании интерактивного оборудования в детских садах говорит о том, что оборудование нужно использовать для:

  • интенсификации процесса обучения;
  •  развития творческих способностей у детей;
  • просмотра видеофильмов и передач.
  • активного вовлечения детей в учебный процесс путём использования систем тестирования.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

В своей работе мы активно используем мультимедийные презентации,   различные интерактивные обучающие программы, гипертекст, аудио и видеофрагменты.

Термин «мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении». Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Гипермедиа – это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.

Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

«Презентация» - это обучающий мини-мультик, это электронная книжка с красивыми картинками, это отличное пособие, чтобы рассказать ребенку об окружающем мире. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Применение ИКТ во время занятий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. 

В презентациях используются приемы оценки правильности ответов, доступные детям дошкольного возраста, которые представлены звуковыми и анимационными эффектами, графическими символами.

Каждая презентация озвучена, сопровождается музыкой, включает поэтические и музыкальные загадки, репродукции картин, разноракурсные фотографии рассматриваемых объектов города, авторские фотоколлажи. Мультимедийные презентации имеют сквозных персонажей, например — Винни-Пуха и Пятачка. Для закрепления визуального ряда используются фильмы с музыкальным сопровождением, соответствующим изучаемой теме. Презентации выполняются в программах Mimio Блокнот и Power Point, фильмы к презентациям — в программе Windows Movie Maker, фотоколлажи — Adobe Photoshop CS5, Фотошоу.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности ИКТ позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, с детьми один и тот же программный материал мы повторяем многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

  •  презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов;
  •  позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
  • позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей;
  • осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации воспитанников, созданию актуальной настройки на обучение.

В нашей работе главный успех - это интерес детей, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать занятия, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к обучению.

Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Например, как растет цветок, процесс выпечки хлеба.

В нашем учреждении разрабатывается авторская рабочая программа в соответствии с образовательной программой и комплексно-тематическим планированием, на основе которых разрабатываются мультимединые презентации в соответствии с темой недели группы. Это позволяет закрепить, уточнить представления детей о теме недели.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс с учётом особенностей возраста, внимания, памяти, мыслительной деятельности. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.

В своей работе практически на каждом занятии активно используются интерактивные дидактические игры, целью которых является развитие внимания, памяти, мышления, речи, личности, навыков учебной деятельности  посредством игры.

Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивные дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло.

Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.

На занятиях используются различные виды игр. Можно выделить: игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребёнку необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях. 

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), что ведет к повышению творческих способностей детей.

Таким образом, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно интересным и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности образования.

Список используемой литературы:

  1. Аренова А.Х. Интернет-технологии в процессе обучения. Начальная школа, 2003, № 3.
  2. Байгушева К.М. Компьютерный урок по математике. Начальная школа, 2003, № 8.
  3. Горвиц Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании.
  4. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования.
  5. Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр. Детский сад и семья, 2002, № 5.
  6. Левченко И.В. Обучение младших школьников в работе с программным обеспечением. Информатика и образование, 2000, № 10.
  7. Минькович Т.В. Информатика в играх и задачах. Логомиры, творчество. Информатика и образование, 2000, № 10.
  8. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8.
  9. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
  10. Привалова С.М. Информатика в начальных классах. Начальная школа, 2003, № 3.
  11. http://www.petropavl.kz/skoipkppk/page6/rpr/7.shtml
  12. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1587-2012-03-17-10-05-06
  13. http://edu-lider.ru/category/ikt-kompetentnyj-uchitel/multimedia-po-predmetam/
  14. http://teremok.rusedu.net/category/2982/9934
  15. http://for-teacher.ru/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html
  16. http://moi-mummi.ru/publ/doshkolnoe_obrazovanie/kruzhkovaja_rabota/multimedia_v_proektnoj_dejatelnosti_starshikh_doshkolnikov/9-1-0-69
  17. http://detsad.clan.su/index/ispolzovanie_interaktivnykh_tekhnologij/0-33

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677