Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Савиной Генриеттой Владимировной, старшим воспитателем МБДОУ ДС № 199 города Нижний Новгород Нижегородской области. Сегодня Генриетта Владимировна любезно поделится своим профессиональным опытом в нравственном воспитании дошкольника через игровую деятельность. Статья будет интересна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Генриетты Владимировны:
«Долгое время игра была оттеснена обучением, и введение ФГТ – это возвращение к разным видам игр, именно игра ведет к более осознанному пониманию, прочному усвоению, внутреннему принятию дошкольниками духовно-нравственных ценностей, расширяет их представления о нравственных качествах и нормах поведения».
Познавательного чтения…
Роль игры в нравственном воспитании дошкольника
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а и с тем как его познает.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Именно участие в играх способствует более осознанному пониманию и прочному усвоению, внутреннему принятию дошкольниками духовно-нравственных ценностей, расширяет их представления о нравственных качествах и нормах поведения.
В игровой форме знакомим детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Так, вместе с детьми и родителями делаем кукол, посуду, мебель, дома, транспорт для построения сюжетных игр: «Дочки – матери», «Хозяюшки», «Мой город» и т.д.
В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.
Особое внимание уделяем играм - драматизациям. Планируем не только драматизации по сказкам, но и учим детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. Каждый месяц дети старшего возраста показывают малышам любимую драматизацию.
Использование народных игр прочно вошло в практику работы нашего детского сада. Используются подвижные народные игры и сюжетные. Перечень подвижных игр для удобства "разбивают" поквартально соответственно возрастным особенностям детей, сезону: «Городки», «Лапта», «Коршун», «Горелки», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Колечко-колечко».
Через русские народные игры дети познают окружающий мир. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры для дошкольников. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом т. д. Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, используем сговорки: Кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь? Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитывать также идёт из быта взрослых.
Пересчету придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались, - стали пересчитываться и дети.
Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным.
В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.
- При помощи игры можно решать самые разные нравственные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.
Следует отметить значение игр с правилами в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Данный вид игры имеет готовый игровой материал и правила игры.Именно игровые правила доносят до сознания детей нравственные и моральные ценности.
Игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку”.
Игры по родному городу помогают формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций: «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?», «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?».
Игры, направлены:
- на развитие способностей детей познавать себя и других людей, на воспитание доброжелательного отношения к сверстнику и близкому человеку: («Волшебные камешки», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу», «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка расскажет обо мне», «Люблю своих близких»)
- на развитие эмоциональной осведомлённости, возможность брать пример с близких людей: ( «Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»)
- на овладение детьми невербальными средствами общения: ( « Угадай кто я», « Зоопарк», « Скульптор», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Магнитизм благодарности»).
- на овладение детьми вербальными средствами общения:
( « Подари цветок», « Молчанка»).
- на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: ( «Разговор по телефону», « Как нам быть» Вкусные слова”, Цветок красивых слов”).
Таким образом, игра, являясь осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается, способствует получению социального опыта, опыта чувств и становится его личным достоянием, которое ребенок может применять в других условиях.