Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Алексеевой Людмилой Васильевной, учителем-дефектологом МБДОУ ДС № 199 города Нижний Новгород Нижегородской области. Сегодня Людмила Васильевна с удовольствием предлагает вашему вниманию конспект итоговой интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Мини-школа». Данный материал будет интересен воспитателям, учителям-логопедам, дефектологам.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Васильевны:
«Форма организации занятия – игра в школу. Она особенно любима детьми 6-7 лет. Дети хотят стать учениками, собирать портфель, проверять у друзей верность решения примеров. Эта форма занятия может быть эффективно использована в работе с детьми с ОВЗ (с задержкой психического развития, нарушением зрения), у которых страдает произвольность внимания, медленно формируется позиция ученика. Почувствовать себя им раньше первого сентября, научиться оценивать свои действия и успехи с помощью фишек, наклеек – все это способствует повышению познавательного интереса».
Увлекательного чтения…
Конспект итоговой интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Мини-школа»
Посмотреть конспект с практическим материалом в полной версии
Занятие проводится в игровой форме, а это основной вид деятельности для дошкольников. Особенно рекомендуется для детей с ОВЗ (в частности, для детей с задержкой психического развития).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Пропедевтическая работа: счетные операции на калькуляторах в играх в магазин, ресторан; измерительные операции в уголке научно-исследовательской деятельности; заучивание стихов на звуки «Ш, Щ, Ж, Р», индивидуальная работа по слоговой таблице «Читаю сам».
Задачи:
Образовательные
- закреплять и обобщать представления детей о последовательности чисел в ряду от 1 до 20;
- закреплять представления о математических знаках, смысле математических действий – сравнения множеств, сложения и вычитания;
- закреплять и уточнять представления о звуках и буквах русского алфавита;
- закреплять умения работы с линейкой и на калькуляторе;
- закреплять навык слогового чтения, выделения и записи «спрятанных» слов.
Коррекционно-развивающие
- развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения,; внимание, память; зрительное, слуховое, пространственное восприятие;
- упражнять в правильном произнесении звуков и слов, развивать фонематический слух, четкую дикцию, связную речь;
- развивать 3-х пальцевой захват, координацию движений, пальцевую моторику;
- развивать познавательный интерес.
Воспитательные
- воспитывать умение работать в коллективе;
- продолжать формировать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь при необходимости;
- формировать положительные эмоции.
Оборудование: Плакаты «Алфавит», «Цифры», указка, цифровая дорожка, 3 набора цифр, знаки сравнения и решения, комплект карточек «Четвертый лишний», слоговые таблицы (ДМ и РМ), линейки, калькуляторы, карточки – множества, канцелярские планшеты с зажимами, простые карандаши, ручки, карточки с заданиями (дифференцированными) формата А4, большой настенный экран, авторская презентация «Пальчиковая гимнастика», персонажи мультфильмов Винни-Пух, Кролик, магнитофон, ноутбук.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Педагог приглашает детей в дошкольный класс. «Дети, вы выросли, многому научились, но я знаю, вы очень любите играть. Предлагаю поиграть в мини-школу. Как вы думаете, почему так называется игра? (Школа в детском саду еще не настоящая, но мы умеем выполнять настоящие школьные задания…)
- Я приготовила для вас интересные, но не простые задания. Справитесь? У меня на подносе много карточек с нарисованными предметами. Возьмите по одной карточке, рассмотрите внимательно. Найдите нужную цифру на большом столе и займите свои места (педагог проверяет правильность выполнения задания, спрашивает, какую цифру взяли и почему. Ответы детей: я взял цифру 8, у меня на карточке 8 рыбок и т.д.)
Игра «Найди свою цифру»
2. Основная часть
- Сегодня в мини-школе 3 урока. Вы будете выполнять задания на карточках, они у вас на планшете. Готовы? (Звонит колокольчик).
«Звонит звонок веселый, зовет детей он в класс, открыты двери мини-школы сегодня лишь для вас». У меня есть для вас подсказка – карточка «Умнилки» (выставляю ее на доску). Вы догадались, что будете делать? (ответы детей: мы будем сравнивать числа, решать примеры и вставлять пропущенные цифры). Верно. У вас есть помощники: плакат «Цифры», линейки, калькуляторы. Выполняйте задание № 1, оно у вас в верхней части оранжевой карточки. (Педагог напоминает, как правильно держать ручку). Будьте внимательны, ведь вы сейчас Умнилки.
Игра «Сравни числа и расставь знаки сравнения» (педагог дает время на выполнение задания, при необходимости помогает словом.) Дети заканчивают работу на сигнал «Стоп». (Поощряет за правильность выполнения).
- Молодцы! Выполняйте задание № 2. Оно находится в середине оранжевой карточки.
Упражнение «Реши примеры». (2 – 3 детей могут выполнять задание у доски). Будьте внимательны, смотрите на математические знаки. Педагог напоминает, что можно использовать линейку либо счетные палочки. Если отдельные дети справились с заданием быстро, педагог предлагает выполнить проверку на калькуляторе. На сигнал «Стоп» дети убирают ручки.
- Вы правильно выполнили задание. Начинаем выполнять задание № 3. Оно у вас в нижней части оранжевой карточки.
Упражнение « Вставь пропущенные цифры». Дети, будьте внимательны, следите за стрелочкой (1 – 2 ребенка выполняют задание у доски). Педагог предлагает проверить правильность выполнения задания, приглашает 2 – 3 детей к доске, просит прочитать полученную дорожку в прямом (обратном) порядке.
- Дети, подскажите, какой урок у нас был? (Верно, математика). Вы настоящие Умнилки! Приглашаю вас на гимнастику.
Физкультминутка. «Зоркий глаз». (Дети выходят из-за столов).
- Вот и отдохнули! (Звонит колокольчик). «Звонит звонок веселый, зовет детей он в класс, открыты двери школы сегодня лишь для вас». Педагог приглашает детей за столы и показывает вторую подсказку – карточку «Объяснялки», ставит ее на доску.
- Начинаем урок чтения. Но нужно не только правильно выполнить задание, но и объяснить его. У вас на планшетах - красные карточки, на них слоговые таблицы. Назовите гласные буквы слева направо. Согласные буквы сверху вниз. Вы знаете все буквы. Почитаем? (дети читают слоговые дорожки, меняя направление: слева направо, сверху вниз и т.д.). (Звучит музыкальный фрагмент из мультфильма «Винни-Пух и его друзья». Появляются персонажи).
- Дети, у нас гости, ваши друзья из мультфильмов. Вы узнали их? (Ответы детей: Это Кролик и Винни Пух). Кролик и Винни приготовили для вас задание. Нужно назвать самое короткое слово.
Задание от Винни и Кролика: «Найди самое короткое слово». Дети читают слова вместе с педагогом по большой слоговой таблице А.Зайцева: поляна, дерево, шар.
- Какое слово самое короткое? (ответы детей: слово «шар» очень короткое, в нем всего 3 буквы). Верно. В нижней части красной карточки нарисуйте шар и напишите нужное слово, прочитайте. (1 ребенок выполняет задание на учебной доске). Все правильно!
- А сейчас задание от Кролика. Дети вместе с педагогом читают еще одну серию слов: тыква, капуста, лук. Дети, какое слово самое короткое? Верно, лук. Нарисуйте на карточке этот предмет и напишите слово Лук. (1 ребенок выполняет задание на доске). Педагог просит прочитать слово, назвать количество букв и их порядок. (Если дети еще не читают, можно дать серию картинок и на слух определять короткое слово). Вы справились с заданием!
Игра «Четвертый лишний». Дети, я знаю, вы любите загадки. Посмотрите внимательно, назовите лишний предмет и объясните, как одним словом назвать остальные предметы.
1 вариант: Яблоко, редис, огурец, свекла. (Ответ детей: лишний предмет – яблоко, это фрукт, а свекла, огурец и редис – овощи).
2 вариант: Шары, виктория, смородина, вишня. (Ответы детей: лишний предмет – шары, это игрушка, остальные предметы – ягоды).
3 вариант: Карандаш, тетрадь, ручка, нож. (Дети называют лишний предмет, определяют обобщающим словом остальные. Количество вариантов можно уменьшить, либо увеличить). Педагог предлагает нарисовать выделенный лишний предмет и подписать нужное слово. Напоминает, что в конце слова Нож пишется буква Ж. (1 ребенок пишет слово на доске).
- Дети, вы правильно выполнили задания Винни и Кролика. Я приглашаю вас в наш кинозал. (Дети выходят из-за столов, подходят к экрану).
Физкультминутка. Упражнение с движениями «Назови предмет, первую букву предмета, расскажи стих».
На экране появляется изображение «Щетки» и буквы Н, Ш, Щ. Дети называют первую букву слова - это буква Щ.
- Верно! Дети, вы умеете рассказывать стихотворение с помощью рук и пальцев. Покажите как? (Дети, глядя на экран, рассказывают стихотворение «Щетки», одновременно выполняя движения руками).
Щетки.
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны!
(Появляется изображение снежинок и букв М, К, С. Педагог предлагает назвать изображение и определить первую букву слова).
- Верно! Расскажите стихотворение «Снежинки», четко проговаривая звуки. (Дети рассказывают стихотворение, глядя на изображение на экране, выполняя одновременно движения руками).
Снежинки.
Стою и снежинки в ладошки ловлю,
Я зиму, и снег, и снежинки люблю!
Но где же снежинки? В ладошках вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
- Молодцы! Как интересно вас слушать! (Раздается звон колокольчика).
- Дети, колокольчик зовет вас в нашу мини-школу, займите свои места. Начинаем урок письма.
- Посмотрите, у нас новые гости. Вы узнали их? (Ответы детей: гусеница, гусеничка, змейка). Верно! Гости принесли вам подсказку (показывает карточку «Загадалки») и слова, но спрятали их, соединили их в кучку.
- Упражнение – игра «Спрятанные слова»
- Найдите спрятанные слова и запишите их на узкой дорожке зеленой карточки. Не забудьте оставлять «окошечко» после каждого слова. На сигнал «Стоп» дети убирают ручки. Педагог предлагает детям прочитать найденные слова, подписать свои карточки и пристегнуть их зажимом на планшете. (Звенит колокольчик).
3. Заключительная часть.
- «Звенит звонок веселый, звенит звонок опять, зовет детей он отдыхать».
- Дети! Уроки в мини-школе закончились.
- Что больше всего сегодня вам понравилось? (Выслушивает ответы детей).
- Что для вас было сегодня трудным? (Выслушивает ответы детей).
- Вы настоящие умницы и умники, справились со всеми заданиями. Спасибо!
- Приглашаю вас в бар: попить травяной чай и попробовать угощение ваших друзей Винни и Кролика. (Дети наводят порядок на столах, прощаются, уходят в бар).