Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Приобщение детей к здоровому образу жизни
8 минут 6321 1561

Приобщение детей к здоровому образу жизни

SAGAYDACHNIKOVA fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики «Мастера своего дела» Сагайдачникова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 75 города Белгорода Белгородской области, с радостью делится с нами своим профессиональным опытом приобщения детей к здоровому образу жизни. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Николаевны:

«Потребность в движениях свойственна маленькому ребенку. Окружающие его взрослые должны всеми доступными и разнообразными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых усилий при овладении какими-либо из них – промчаться на лыжах, коньках, научиться свободно владеть мячом и т. д. Сформированноес детских лет положительное отношение к физическим упражнениям, уверенное их выполнение развивает способность преодолевать препятствия, прикладывая для этого необходимые волевые усилия».

Полезного чтения…


Приобщение детей к здоровому образу жизни

Посмотреть статью с фотографиями

Что такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма».

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось

 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т.Я. Чертюк, З. С. Макаровой М. Н. Беловой и др.)

Современные семьи не всегда ведут здоровый образ жизни, нет сознательного отношения к своему здоровью, не задумываются о том, что здоровье ребенка - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, дарований и природных способностей. У здорового ребенка быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые к нему требования.

Проблемы оздоровления и закаливания ребенка в семье характеризуются тем, что не у всех родителей хватает терпения, выдержки, настойчивости, чтобы систематически закаливать детей. Воспитание ребенка в тепличных условиях свойственно многим семьям. Родителям не хватает теоретических знаний и практических умений по вопросу оздоровления ребенка.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером - демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.    

Наш кружок «Здоровячок» начал функционирование со второй младшей группы. В своей работе по закаливанию мы используем советы П. К. Иванова, элементы программы «Остров здоровья» Е. Ю. Александровой.

Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как игровой массаж (автор А. Уманская и К. Динейки). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка. («Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками».)             

 Наряду с традиционными формами работы мы проводим с детьми точечный массаж (по А. Уманской) от простуды. Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать не сложно. Дети слегка надавливают на точку и считают до 5.

 Ежедневно в нашей группе проводится закаливание «Босохождение». Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

 Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используются тренажеры.  

 Дети, проснувшись, выполняют корригирующую гимнастику после сна, затем проходят по ребристой дорожке, по коврикам с пуговицами, шнуровками, камешками, крупой. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.

 Наши дети должны быть здоровыми, для этого надо не так уж и много:

  • систематичность выполнения;
  • привычку;
  • удовольствие в выполнении упражнений.

В течении дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянутся к окошку, повалятся как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-двигательной системы ребенка.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  •  регулярные прогулки на свежем воздухе;
  •  солнечные и воздушные ванны;
  •  водные процедуры;
  •  витаминотерапия;
  •  закаливание и др.

 Г.А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находится на улице не менее 3-х часов. И мы в своей работе с детьми старались как можно дольше находится на улице.

 Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

 Коррекционные физминутки – для укрепления зрения, проводятся на занятиях, так как необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения фантазии («Жук», «Прогулка в зимнем лесу», «Самолет», «Цветы», «Ладошки»).

 Часто используем минутки покоя:

  •  посидим молча с закрытыми глазами;
  •  посидим и полюбуемся на горящую свечу;
  •  ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
  •  помечтаем под эту прекрасную музыку.

 Занятия познавательного цикла о здоровье мы строим с учетом потребности детей в саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта.

 Для родителей оформляем рекомендации, советы:

  •  предлагаем папки передвижки;
  •  приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок;

 Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одно цель – воспитывать здоровых детей.

Список литературы:

1.Александрова Е. А. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья».- Волгоград: Учитель, 2006.

2.Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.,2007.

3. Васичкин В.И. Справочник по массажу. - СПб., 1996.

4. Бирюков А.А. Массаж в борьбе с недугами. - М., 1991.

5. Бирюков А.А. Массаж - спутник здоровья. - М., 1992.

6. Кольцова Н.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. - М., 1973.

7. Дубровский В.Н. Энциклопедия массажа. - М., 1998.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2574 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2438 608