Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики «Мастера своего дела» Сагайдачникова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 75 города Белгорода Белгородской области, с радостью делится с нами своим профессиональным опытом приобщения детей к здоровому образу жизни. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Николаевны:
«Потребность в движениях свойственна маленькому ребенку. Окружающие его взрослые должны всеми доступными и разнообразными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых усилий при овладении какими-либо из них – промчаться на лыжах, коньках, научиться свободно владеть мячом и т. д. Сформированноес детских лет положительное отношение к физическим упражнениям, уверенное их выполнение развивает способность преодолевать препятствия, прикладывая для этого необходимые волевые усилия».
Полезного чтения…
Приобщение детей к здоровому образу жизни
Посмотреть статью с фотографиями
Что такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма».
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось
20-25 % ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т.Я. Чертюк, З. С. Макаровой М. Н. Беловой и др.)
Современные семьи не всегда ведут здоровый образ жизни, нет сознательного отношения к своему здоровью, не задумываются о том, что здоровье ребенка - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, дарований и природных способностей. У здорового ребенка быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые к нему требования.
Проблемы оздоровления и закаливания ребенка в семье характеризуются тем, что не у всех родителей хватает терпения, выдержки, настойчивости, чтобы систематически закаливать детей. Воспитание ребенка в тепличных условиях свойственно многим семьям. Родителям не хватает теоретических знаний и практических умений по вопросу оздоровления ребенка.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером - демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.
Наш кружок «Здоровячок» начал функционирование со второй младшей группы. В своей работе по закаливанию мы используем советы П. К. Иванова, элементы программы «Остров здоровья» Е. Ю. Александровой.
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как игровой массаж (автор А. Уманская и К. Динейки). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка. («Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками».)
Наряду с традиционными формами работы мы проводим с детьми точечный массаж (по А. Уманской) от простуды. Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать не сложно. Дети слегка надавливают на точку и считают до 5.
Ежедневно в нашей группе проводится закаливание «Босохождение». Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используются тренажеры.
Дети, проснувшись, выполняют корригирующую гимнастику после сна, затем проходят по ребристой дорожке, по коврикам с пуговицами, шнуровками, камешками, крупой. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.
Наши дети должны быть здоровыми, для этого надо не так уж и много:
- систематичность выполнения;
- привычку;
- удовольствие в выполнении упражнений.
В течении дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянутся к окошку, повалятся как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-двигательной системы ребенка.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:
- регулярные прогулки на свежем воздухе;
- солнечные и воздушные ванны;
- водные процедуры;
- витаминотерапия;
- закаливание и др.
Г.А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находится на улице не менее 3-х часов. И мы в своей работе с детьми старались как можно дольше находится на улице.
Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Коррекционные физминутки – для укрепления зрения, проводятся на занятиях, так как необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения фантазии («Жук», «Прогулка в зимнем лесу», «Самолет», «Цветы», «Ладошки»).
Часто используем минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами;
- посидим и полюбуемся на горящую свечу;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
Занятия познавательного цикла о здоровье мы строим с учетом потребности детей в саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта.
Для родителей оформляем рекомендации, советы:
- предлагаем папки передвижки;
- приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок;
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одно цель – воспитывать здоровых детей.
Список литературы:
1.Александрова Е. А. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья».- Волгоград: Учитель, 2006.
2.Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.,2007.
3. Васичкин В.И. Справочник по массажу. - СПб., 1996.
4. Бирюков А.А. Массаж в борьбе с недугами. - М., 1991.
5. Бирюков А.А. Массаж - спутник здоровья. - М., 1992.
6. Кольцова Н.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. - М., 1973.
7. Дубровский В.Н. Энциклопедия массажа. - М., 1998.