Дорогие друзья, мы рады представить вам Некипелову Ларису Викторовну, учителя - логопеда МБДОУ ДС № 46 города Белгорода Белгородской области. Сегодня Лариса Викторовна с удовольствием познакомит нас с приёмами, направленными на устранение предпосылок оптических нарушений письма у старших дошкольников. Статья буде интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Ларисы Викторовны:
«Начальная школа сегодня предъявляет повышенные требования к общей подготовке детей к обучению. Ребёнок, переступивший порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успешности».
Познавательного чтения...
Приёмы, направленные на устранение предпосылок оптических нарушений письма у старших дошкольников
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется.
Письмо начинается с замысла. Нужно мысленно создать план письменного высказывания, определить общую последовательность мыслей и постоянно удерживать ее. Каждое предложение, которое необходимо записать, надо разделить на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. На начальных этапах овладения письмом важно проговорить каждое слово. Проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее) помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.
Следующая операция – выделенную из слова фонему нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы. Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости. По своим начертаниям любая буква может быть очень разной: большой и маленькой, заостренной, округлой, кривой. Буква не похожа на себя в зависимости от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Чтобы научиться писать и читать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. По аналогии с фонематическим слухом буквенное зрение правомерно было бы назвать графематическим. Именно это зрение вычленяет из букв спрятанные в них устойчивые признаки, элементы, которые отличают одну букву от другой. Анализ и сравнение буквы сложная задача для первоклассника.
Затем ребёнок должен воспроизвести с помощью движений руки зрительный образ буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. В начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»). Каждый элемент на этом этапе выписывается отдельно, даже если в школе требуют писать слитно всю букву или несколько букв сразу. Ребенок постоянно контролирует то, что делает, и думает, что и как нужно делать дальше. На осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.
Несформированность любой операции, обеспечивающей процесс письма может привести к определенным трудностям при обучении грамоте, вызвать дисграфию. Причины нарушения письма являются сходными. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дисграфий. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает. В истории человечества буквы приобрели такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, выделилась специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З - Э, Р - Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л - Д, З - В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н – П – И, Т – Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок. К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении.
Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
• недописывание элементов букв (связано с недоучётом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
• добавление лишних элементов;
• пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
• зеркальное написание букв.
Оптическая дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по её устранению должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребёнка грамоте. Важно учитывать, что оптическую дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма. Это зрительное восприятие, зрительная память, мыслительная деятельность, пространственные ориентировки. Существуют приёмы, направленные на формирование той или иной психической функции.
Приёмы, направленные на развитие зрительного гнозиса.
Узнавание, различение и называние предметов по величине
- Расположение карточек в порядке постепенного увеличения (или уменьшения) изображений на них.
- Распределение картонных фигур на группы в зависимости от их величины.
- Раскрашивание или обведение по контуру изображений, которыебольше, меньше или соответствуют заданному рисунку по величине (нахождение птенцов, которые могли вылупиться из яйцаопределённой величины и т.д.).
- Узнавание, различение и называние предметов по форме
- Расположение картинок в определённом порядке (в зависимости от изменения формы изображений).
- Группировка изображений по форме.
- Подбор заданных в образце фигур с называнием соответствующих геометрических форм.
- Дополнение симметричных контурных изображений.
- Дорисовывание предметов с использованием заданной формы.
- Завершение незаконченных изображений с опорой на образец изображение недостающей фигуры в ряду.
- Дополнение изображений необходимыми элементами путём выбора из имеющихся деталей.
- Раскрашивание фигур или изображений в ряду аналогичных рисунков (вариант - раскрашивание одинаковых изображений, расположенных подряд).
- Раскрашивание нужным цветом частей одного предмета среди комбинированных изображений.
- Вычёркивание заданной формы из ряда фигур.
- Подсчёт количества геометрических фигур, составляющих изображение.
- Нахождение заданной формы в ряду других («Помоги повару найти печенье нужной формы» и т.д.).
- Выбор предмета с опорой на форму его элементов («В каком доме живёт котёнок?» и т.д.).
- Группировка изображений по геометрической основе.
- Выделение изображений из зашумлённого рисунка с их последующим обведением или изображением.
- Подбор к рисунку недостающего элемента из ряда возможных.
- Узнавание предмета по их теневому силуэту.
- Опознание изображений, имеющих сходство с реальными предметами («На что похожи кляксы?» и т.д.).
- Копирование фигур с соблюдением величины и направления штрихов (самостоятельное или по готовой геометрической основе), сложных узоров (рисунка на крыльях бабочки и т.д.) с опорой на образец.
Узнавание, различение и называние предметов по цвету.
- Называние добавившегося или исчезнувшего цвета в ряду, нахождение заданных цветов среди других.
- Группировка предметов по цвету.
- Подбор к рисунку подходящих по цвету элементов.
- Расположение картинок в нужной последовательности с опорой на их окраску (переход от одного оттенка к другому, от одной тональности к другой и т.д.).
- Раскладывание разноцветных карточек в заданном порядке («Продолжи узор» и т.д.).
- Раскрашивание изображений или их элементов в определенной цветовой гамме (тёплой или холодной).
- Вычёркивание заданных цветов из цветовой колонки (вариант -вычёркивание фигуры или буквы определённого цвета).
- 2. Приёмы, направленные на развитие мыслительных операций (на оптическом материале).
- Нахождение парных изображений среди теневых силуэтов и выделение лишнего изображения.
- Восстановление недостающего изображения в ряду.
- Размещение изображений или фигур в соответствующих клетках таблицы.
- Различение деталей фигур и их целостного облика.
- Анализ сложных фигур с большим количеством элементов.
- Операции анализа, синтеза, обобщения графического материала (сравнение, сопоставление, противопоставление, выявление сходства и различия графических изображений)
3. Приёмы, направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия.
- Размещение или изображение предметов на листе бумаги в соответствии с инструкцией.
- Дополнение недостающих элементов изображений, по-разному повёрнутых в пространстве, в соответствии с образцом.
- Рисование недостающей половины изображения (правой или левой), отражений фигур в «зеркале» или в «реке».
- Продолжение или построение по собственному замыслу геометрических орнаментов разной степени сложности по клеточкам или на чистом листе.
- Нахождение и объяснение пространственных ошибок художника в композиции.
- Узнавание фигуры, заданной в образце (трафарете), среди аналогичных, которые могли быть повернуты в пространстве.
- Направлении; опознание на рисунке правой и левой варежки (ботинка и т.д.) с учётом имевшегося на них узора.
- Нахождение заданного в образце сочетания фигур или букв.
- Раскрашивание заданных изображений среди других, наложенных друг на друга.
- Раскрашивание рисунка, на котором пространственное расположние предметов соответствовало инструкции.
- Нарисовать овал (круг) и поставить точки в названных его частях -посередине, сверху, снизу, справа, слева.
- Изобразить квадрат и, следуя инструкции, поставить по два кружка сверху и снизу, по одному кружку справа и слева, располагая их симметрично по отношению к квадрату.
4. Приёмы, направленные на развитие зрительной и зрительно-моторной памяти
- На столе перед ребёнком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, ёлочка и т.д.), ребёнка просят внимательно посмотреть на фигуру в течение 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребёнку предлагается повторить её изображение, сложить также.
- Ребёнку предлагают запомнить цифровой ряд (ряд геометрических фигур), написанный на карточке, и повторить его в той же последовательности.
- Постепенно количество элементов ряда увеличивается начиная с 3-4 и к концу обучения достигает 7-9 (что соответствует объеёму кратковременной памяти).
- Ребёнку в течение 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр), просят внимательно рассмотреть и запомнить их, далее предъявляют другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, и просят показать все изображения с первого рисунка.
- Ребёнку на определённое время предъявляется сюжетная картинка и предлагается внимательно рассмотреть её, составить рассказ-описание, а потом запомнить всё, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребёнок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание.
- Запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10.
- Запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек..
- Разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись.
- Что изменилось или чего не стало (на материале картинок, фигур, букв).
5. Приёмы, направленные на развитие зрительного внимания
-
- Нахождение «спрятанных» в рисунке изображений.
- Выделение фрагмента по образцу в ряду знаков или объектов.
- Рисование недостающих деталей изображения.
- Определение несоответствия рисунка реальности.
- Раскрашивание или соединение линиями одинаковых изображений в ряду.
- Подбор соответствующих друг другу изображений (варежек, чашек и т.д.).
- Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры, слога, слова) или их сочетания в ряду.
- Установление этапов изображения графического объекта.
- Дополнение рисунка недостающим изображением из ряда предложенных.
- Дописывание недостающих букв или цифр в заданные сочетания с опорой на образец.
- Обведение на рисунках с повторяющимися изображениями предметов, встретившихся на одном или на каждом рисунке.
- Проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от её начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими.
- Найти определённое число различий в изображении предметов.