Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Савельевой Татьяной Егоровной, воспитателем МБДОУ № 5 «Золотой ключик» п. Актюбинский Республики Татарстан. Сегодня Татьяна Егоровна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию творческих способностей у дошкольников средствами театральной деятельности. Статья будет полезна педагогам ДОУ и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Егоровны:
«Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации, помогая преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, всесторонне развиваться».
Увлекательного чтения..
Развитие творческих способностей у дошкольников средствами театральной деятельности.
Посмотреть статью с фотографиями
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо
начать создание детского театра с детского
возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением
есть у каждого ребенка. Это страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко,
талантливо, вызывает под час недоумение у нас профессиональных артистов.»
К.С.Станиславский
Основная цель моей работы: развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности. Над этой проблемой я работаю три года, потому что отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и н окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Я считаю, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации, помогая преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, всесторонне развиваться.
В своей работе я использую следующую литературу:
- «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Л. Ф. Тихомирова, Ярославль «Академика Доронова Т.Н. Играем в театр. Пособие для воспитателей, Москва. Просвещение.2005 год.
- Куцакова Л.В. , Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка дошкольника» Изд. центр Владос 2004 год.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду ТЦ Сфера 2004 год.
- Петрова Т.И., Сергеева Т.Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.
- Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных занятий» Моска 2004 год.
- Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр Аркти 2004 год.
Программы:
- Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой:
Основные задачи программы: развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества.
- Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович:
Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков поведения в заданных условиях.
- Программа «Театрализованные занятия в детском саду»М.Д. Маханевой:
Программа способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
Театрализованную деятельность в группе я организовываю в утренние часы и вечерние часы- в нерегламентированное время, органично включена в другие области (музыка, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, познание, коммуникации).
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоционально развитию детей.
Каждый педагог понимает, что создание и развитие театрализованной деятельности детей дело не простое – это настольный театр, куклы бибабо, декорации, пальчиковый театр, это костюмы для инсценировок и многое другое. Для решения этих вопросов нужно брать в союзники родителей – важно донести до них значимость для ребенка театрализованной деятельности. Совместно с родителями сделали ширму для театральных постановок, ежегодно пополняются костюмы, маски, декорации, куклы.
Театрализованная деятельность включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов, чтение произведений художественной литературы, слушанье сказок, беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- дикционные упражнения;
- задания на развитие речевой и интонационной выразительности;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- пальчиковый игр тренинг;
- отдельные упражнения по этике во время драматизации;
- подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе свою совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Затронув театрализованную деятельность нельзя не коснуться интонации, ведь интонация это очень интересное явление, одни и те же слова можно произнести по-разному.
Я учу детей моделировать голосом: громче, тише, передавать интонации радость, удивление, испуг. если воспитателю дано читать стихи, рассказывать сказки, забавные истории, значит это будет дано и им.
Известно, что многие дети испытывают огромные трудности при заучивании стихов в театрализованной деятельности ребенка. Есть один замечательный прием заучивания стихов с помощью языка жестов, движения пальцев рук, а иногда всего тела, которые позволяют показать жестом содержание стихотворения.
Есть еще один замечательный способ заучивания стихов, т е схематического содержания стихотворения. Дети под диктовку сами зарисовать стихотворение, результаты ошеломляющие, так как текст стихотворения выучивается гораздо быстрее, а если брать полноту объема текста, то запоминается текст на 80 %.
Для театрализованной деятельности и постановки спектаклей я использую произведения: К. Чуковский «Муха – Цокотуха» ,басни Крылова «Стрекоза и муравей» , С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Теремок», «Сказка о глупом мышонке», Г. Х. Андерсона «Дюймовочка» и т.д. Произведения этих авторов кладезь русского языка, а какое разнообразие героев, характеров, поступков. Они учат сопереживать, сострадать героям, понимать, где добро, а где зло. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовольствия, радости, успешности.