Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование интегративных качеств у детей раннего возраста в процессе работы с тестом
16 минут 6478 1430

Формирование интегративных качеств у детей раннего возраста в процессе работы с тестом

MILECKAYA fotoДорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики "Мастера своего дела" Милецкая Оксана Николаевна (воспитатель) и Кропивницкая Юлия Петровна (заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе) МБДОУ ДС № 45 п. Росляково Мурманской области, с радостью делятся с нами своим профессиональным опытом по формированию интегративных качеств у детей раннего возраста в процессе работы с тестом. Статья рекомендуется воспитателям групп раннего возраста.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«Интерес к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для его проявления и совершенствования, изобразительная деятельность станет отличным средством способствующим развитию ребенка. В нашей стране все более популярным становится использования теста в изобразительной деятельности детей, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином».

Познавательного действия...


Формирование интегративных качеств у детей раннего возраста в процессе работы с тестом.

Интерес к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для его проявления и совершенствования, изобразительная деятельность станет отличным средством способствующим развитию ребенка. В нашей стране все более популярным становится использования теста в изобразительной деятельности детей, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников. Тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. «Процесс социально-культурного роста развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга”, - писал М. Горький.

Работа с тестом нацеливает педагога на формирование интегративных

качеств у детей раннего возраста в процессе работа с тестом.

Для реализации этой цели выделяется ряд задач:

Образовательные:

  • формировать познавательно-речевую активность
  • приобщить детей к художественно-эстетической деятельности
  • учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами.

Развивающие:

  • развивать творческие способности, конструкторские умения и навыки у детей в процессе выполнения практических работ
  • развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Как же решаются задачи по познавательно - речевому и художественно-эстетическому направлениях в процессе работы с тестом?

В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями, содержание образования детей должно быть не узкопредметным, а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие.

Познавательно-речевое направление. Образовательная область «Познание»

 У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. В работе с тестом данные действия имеют ярко выраженную сенсорную основу. У детей развивается: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление к творческой и познавательно-речевой деятельности.

Образовательная область «Коммуникация »

Занятия с тестом одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластичным материалом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует и речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия с тестом - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Образовательная область «Чтение художественной литературы »

Используя в работе с тестом песенки, потешки, сказки-первые литературные произведения дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям, нуждающимся в их поддержке: лепить печенье для голодного котенка, рисовать зернышки для птичек и т.д.

Художественно-эстетическое направление. Образовательная область «Художественное творчество».

В процессе занятий с пластичным материалом дети овладевают разнообразными приемами лепки: раскатывают, скатывают, сплющивают комочки, делают углубления, отщипывают кусочки и прилепляют детали, создавая плоские и объемные формы, разнообразные фигурки. Дети знакомятся с элементарными способами изготовления аппликаций, коллажей, панно из нескольких элементов, используя природный и бросовый материал (семена, пуговицы, пробки и т. д.)

Образовательная область «"Музыка"

Музыка в раннем возрасте - это самое доступное средство воздействия на ребенка. Музыка, окружающий мир, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном возрасте. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринимаемую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями с близкими. У детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Работа проводится поэтапно.

На первом этапедети знакомятся с тестом как художественным материалом, процессом изготовления теста, его качествами (мягкое, липнет, рвется), происходит спонтанное экспериментирование. На этом этапе ребенку дается возможность поиграть с тестом столько, сколько он хочет. Дети, осваивая художественный материал, самостоятельно делают «открытия»: тесто не похоже на бумагу, оно как «комочек» (объемно), но его можно изменить. Для этого его нужно смять, раскатать, вытянуть или сделать что-нибудь еще. На нем можно оставить след пальчиком, палочкой и т.д. Отпечатки (следы) дали детям первое наглядное представление о том, что некоторые вещества и материалы могут сохранить образ как определенную информацию. Дети изучали и сравнивали различные отпечатки. «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес детей: «Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой по тесту? Отпечатки разных предметов: пуговиц, коробочек, колпачков, крышек вызывают желание угадывать и загадывать загадки для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

Второй этап направлен на отработку техники по созданию образов. Здесь используются приемы: рисование пальчиком (хеппинг), ладошкой, вдавливание, выкладывание узоров из природного и бросового материала и др. При печатании ладошкой у детей получаются изображения солнышка, птичек, ёжика, цветов, бабочек. Пальчиком можно нарисовать дождик, снег, зёрнышки, падающие листья. Вдавливание - получение готового образа. Детям предлагается отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой - пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки и другие предметы. Также получаются интересные темы при использовании формочек для печенья: «Машина едет по дороге», «Уточка плавает в пруду», «Рыбки в аквариуме» и др. Выкладывание узоров из природного и бросового материала развивает эстетическое чувство, у детей формируется понимание ритма рисунка, приобретаются умения ориентироваться на плоскости. Темы могут быть разными: «Украшение для торта», « Цветы на поляне» и т.д. Раскрашивать красками можно рисунок на тесте, сухую поделку, можно покрасить пищевой краской тесто, скатать шарики, колбаски, колечки и   раскрасить рисунок, прилепив элементы к заготовке. Любые поделки, которые дети лепим из пластилина или глины можно лепить из теста. Малыши облепливают тестом разнообразные объемные формы: бутылочки, баночки. Детям необходимо сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы - цветы, грибы, шляпки, природный и бросовый материал. Ребенок с удовольствием лепит, любовно украшая сувениры для своих родных и близких.

Третий этап - создание образов по ассоциациям со знакомыми объектами. В момент манипулирования с художественным материалом (тестом) у детей возникают ассоциации. Ребенок по форме может узнавать предметы в отпечатках. Дети третьего года жизни могут самостоятельно интегрировать экспериментирование с художественным материалом (тестом), в свободную деятельность. Понятно, что взрослый принимает здесь косвенное участие: для этого нужно создать условия и держать в поле зрения всех детей и материал.

Для решения задач познавательно-речевого и художественно-эстетического направления на этих этапах подбираются наиболее эффективные, соответствующие возрасту методы и приемы.

Методы и приёмы, способствующие созданию мотивации к познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности в процессе работы с тестом:

  • игровая ситуация. Очень важно эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательную игру. В увлекательной игре, находясь на пике эмоций, ребенок способен усвоить много новых слов и выражений, способов и приемов изобразительной деятельности.
  • педагогическая драматургия. Используется драматизация сюжетов знакомых сказок, потешек. путешествия в реальные места: в лес, поле.
  • художественное слово. Чтение стихов, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Методы и приёмы, направленные на подготовку руки (информационно-рецептивные).

Игры-имитации, пальчиковые игры и гимнастика для рук способствуют подготовке руки к художественному творчеству, развитию чувства ритма, формообразующих движений.

Методы и приемы по освоению детьми изобразительной техники:

  • показ способов действий
  • совместная работа «рука в руке» или метод пассивных действий

Применяя эту технику рисования, учитываются половые особенности и предпочтения детей. Так, например: мальчикам интересна динамика движений, они с удовольствием выкладывают дорогу для зайчика; прокатывают машинку, оставляя следы. Мальчикам интересен процесс оттиска самого действия, они больше экспериментируют. Девочкам интересно создание самого образа. Они с удовольствием выкладывают украшение для пирога, цветочки на поляне, красивые узоры из бросового и природного материала.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Для этого нужно оборудовать центр художественного творчества. В нем размещены: тесто, иллюстрации, игрушки, формочки, палочки, кубики, пробки, пуговицы, семечки, горох, фасоль, пластиковые вилки, ложки, колпачки фломастеров, мозаика, детали лего-конструктора, силуэтные фигурки, плоскостные формы, клеенка, термосалфетки, бумажные салфетки, формы для оформления работ.

Поскольку этим занимаются дети раннего возраста, в уголке находятся только те предметы, которые нужны в данный момент. Материал постоянно пополняться, но единственное требование - это безопасность для здоровья детей. Рецепт теста: 300грамм воды; 300 грамм муки; 1 столовая ложка масла;1 чайная ложка соли. Количество порций зависит от количества детей и от поставленной задачи. Занятия с тестом можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах (2-4 человека). Длительность занятий с детьми второго года жизни составляет 7-10 минут, третьего года жизни - 10-15 минут.

Мой опыт работы с тестом, как художественным материалом, достаточно убедительно показал его эффективность в работе с детьми раннего возраста.           В процессе освоения теста, как художественного материала, дети приобретают интегративные качества по познавательно-речевому и художественно-эстетическому направлениях:

  • Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства;
  • Используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • У детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
  • Умеют работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Любознательны;
  • Активны;
  • Интересуются новым, неизвестным в окружающем мире;
  • Принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Необходимо, чтобы в раннем возрасте мир ребенка был наполнен красками, радостью и светом. Для этого нужно разбудить в нем способности, развить познавательную и творческую активность. А сделать это можно на занятиях изобразительным искусством в процессе работы с тестом.        

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007.-149с.
  2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. -144с.
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М.: «КАРАПУЗ», 2009.-144с.
  4. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М: Мозайка-Синтез, 2007.-80с.

Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.-64с.

Копцева Т.А. Как рисуют малыши?// Дошкольное образование.-2011.-№15-С.54-57.

Черняева А. Нет пластилина лучше, чем у мамы!// Дошкольное образование.-2013.-№5-С. 18–19.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1987 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6526 677