Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего школьного возраста
12 минут 4611 1141

Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего школьного возраста

POPOVA fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Поповой Галиной Александровной, преподавателем высшей квалификационной категории МБОУ ДОД ДШИ г. Ливны Орловской области. Сегодня Галина Александровна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью «Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего школьного возраста» Данный материал будет полезен воспитателям детского сада, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Галины Александровны:

«Годы работы с детьми показали, что по инициативе детей театральные игры возникают редко, а если удается их наблюдать, то с выразительной, эмоциональной стороны они выглядят слабо, часто возникают конфликты в процессе игры, которые дети, порой, не могут разрешить самостоятельно.Театральные игры рассматриваются как совокупность методик, построенных на применении театрализованного искусства, способного переконструировать негативную ситуацию с использованием креативных способностей детей».

Увлекательного чтения...


Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего школьного возраста

Каждый год в школу детскую школу искусств приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые, но их всех объединяет, с нашей точки зрения одно - они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интерес их однообра­зен. Как разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как научить их общаться в этом мире? Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многое не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нор­мы, ведут себя неадекватно. А.А. Рояк показала, что неблагоприятные отношения со сверстниками могут способствовать проявлению у ребенка неуверенности в себе недоверчивости к людям, это приводит к неразрешимым конфликтным ситуациям, проявлению агрессивности, враждебности, жестокости.

Не смотря на то, что игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью. Однако, именно игра по­могает изменить отношение к окружающим и к самому себе, а взятие на себя роли раскрывает в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые ге­рои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам, педаго­гам, в частности, через театрализованную деятельность, оказывать позитивное влияние на детей, давая им реальную возможность адаптироваться в детском кол­лективе.

Годы работы с детьми показали, что по инициативе детей театральные игры возникают редко, а если удается их наблюдать, то с выразительной, эмо­циональной стороны они выглядит слабо, часто возникают конфликты в процессе игры, которые дети порой не могут разрешить самостоятельно.

Театральные игры рассматриваются как совокупность методик, построенных на применение театрализованного искусства, способного переконст­руировать негативную ситуацию с использованием креативных способностей детей в своеобразной символической форме, выделив основные ее функции:

  • катарсистическую (очищение, освобождение, от негативных состояний);
  • регулятивную (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психо­соматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального со­стояния);
  • коммуникативно-рефлексивную (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения).

Театральные игры, как один их методов преодоления коммуника­тивной дезадаптации у детей младшего школьного возраста, включаются следую­щие разделы: этюды и упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие, направленные на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, игры в кукольный театр, иг­ры представления, народные, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые и режиссёрские игры.

Большинство этих упражнений выполняется коллектив­но, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким прин­ципам:

  • игрового самочувствия;
  • от простого к сложному;
  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

В любом упражнении и игре рекомендуется, кроме того, выделять и фиксировать трехчастную структуру. Это поможет детям впоследствии освоить основной композиционный закон: нача­ло — середина — конец. На языке драматургии это: завязка — кульминация — развязка. На языке движения: фиксация — от­кат — посыл. На языке актерского мастерства: увидел — оце­нил — действую. Эта триада, в идеале, должна войти в привыч­ку, зафиксироваться на уровне подсознания или мышечных реакций. Выполняя любое действие, отдельный актер или весь актерский ансамбль должен проходить эти три стадии после­довательно, не пропуская ни одной, как на уровне элементар­ного физического движения, так и на уровне исполнения це­лой пьесы.

Наиболее значимыми для преодоления коммуникативной дезадаптации в детском коллективе считаются игры и упражнения на сценическое оправдание, так как они позволяют объяснить, оправдать любую свою позу или действия нафантазирован­ными причинами - предлагаемыми обстоятельствами.

Темы для таких маленьких спектаклей-этюдов близки и понятны детям (Ссора. Обида. Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях, развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство. Просьба. Благодарность. Угощение. Поздравление и пожелание). Спомощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость. Гнев. Грусть. Удивление. Отвращение. Страх). Такого рода упражнения являются эффективным средством социализации школьника.

Уже на первом этапе у детей развивается чувство партнерства. Освоив способы позитивного взаимодействия, они становятся активнее в общении, разговорчивее, постепенно взаимоотношения между детьми строятся на основе доверия, взаимопонимания. Ребенок, осознавая себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; действовать, подчиняя свои действия определенному образу, правилу поведения; учится жить, проживая жизнь своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступ­ков, учась на их ошибках. Под воздействием театрального искусства появляется эс­тетическая реакция, изменяющая действие аффекта, то есть негативные чувства превращаются в положительную эмоцию.

Театральные игры служат важнейшим средством для развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, так как в основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние че­ловека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях находить адекватные способы воздействия.

Создание спектакля школьниками стало очень увлекательным и полезным за­нятием. Именно в спектакле или концерте ребенок непринужденно усваивает бога­тейший опыт взрослых, перенимая образ поведения и общения. Совместная творче­ская деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных де­тей, помогает им преодолеть трудности в общении со сверстниками, в то же время, давая возможность другим детям думать о них, сотрудничать с ними. Постепенно утверждается принятая всеми участниками спектакля атмосфера защищенности, са­моуважения, нетерпимость к грубым, унижающим человеческое достоинство отно­шениям.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат народные игры и русские на­родные сказки, так как они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка. Игры в музыкальном сопровождении «Каравай», «Яблонька» «Галка», «Заинька»; игры народного календаря; весенние игры; святочные игры; колядки; виды весенних хороводов «змейка», «улитка»; игры народов мира, например, музыкальные французские игры-песни «Сорву я розу», «Мы сажали капусту» и др. приобщают детей к игровой копилке традиционной народной культуры, развитию интереса к изучению народных традиций. В свою очередь с социально-педагогической точ­ки зрения сказки выполняют развивающую терапевтическую функцию, поскольку имеют психотерапевтический эффект,

Первым помощником в преодолении коммуникативной дезадаптации ребенка, в период освоения им норм и правил поведения, а так же взаимоотношения в кругу взрослых и детей, могут стать персонажи кукольного театра (куклотерапия). Дети с удовольствием берут их в руки и от их лица рассказывают о своих мыслях, чувствах с помощью куклы они выражают и регулируют собственные переживания, а порой и агрессию. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стиму­лирующим фактором для развития диалогической речи.

Занятия по предмету « Театральные игры» строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театральные игры в разных формах, где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, строить взаимоотношения на основе сотрудничества к взаимной договоренности, ощущая общую ответственность за судьбу детского коллектива;
  • эмоциональное заключение, которое обеспечивает успешность театрализованной деятельности.

Плодотворная работа с детьми вовлекла и родителей в этот волшебный мир сказок и перевоплощений. Они по-новому взглянули на своего ребенка, его возможности и таланты, общение с ним. Активное участие в выставках «Умелые руки не знают скуки», конкурсе «Театр куклы», постановке спектаклей «Гуси-лебеди». «Как победили Кощея и спасли Красоту», показало, что родители творчески с интересом подходят к данной деятельности.

Такой подход подводит к творческому сотрудничеству, устраняется отчужденность, решаются многие педагогические проблемы, связанные с общением и взаи­модействием между родителем, педагогом и ребенком.

Проведенная работа дала возможность проследить тенденцию роста навыков общения ребенка со сверстниками, взрослыми:

  • дети научились социальной компетентности, связывающей с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций способов общения и поведения;
  • сформировались знания об эмоциональном мире человека;
  • у детей развились организаторские умения и навыки, они стали более уверенны в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;
  • речь детей стала связной, выразительной, эмоциональной, расширился их словарный запас;
  • совершенствовались формы, виды и средства общения, сложились и осознанные непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, что помогло им адаптиро­ваться в коллективе сверстников и создать благоприятную атмосферу для успешной учебной дея­тельности в школе искусств.

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
  3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
  4. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.
  5. Дудина М.Н. Формы и методы контроля за качеством преподавания. // Завуч. – 2001. - №2.
  6. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
  7. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
  8. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.
  9. Петрусинский В.Д. Игры: обучение, тренинги, досуг. – Новая школа, 2000.
  10. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
  11. Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978
  12. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003.
  13. Электронная библиотека Мошкова.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2345 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2184 608