Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Поповой Галиной Александровной, преподавателем высшей квалификационной категории МБОУ ДОД ДШИ г. Ливны Орловской области. Сегодня Галина Александровна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью «Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего школьного возраста» Данный материал будет полезен воспитателям детского сада, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Краткий комментарий к статье от Галины Александровны:
«Годы работы с детьми показали, что по инициативе детей театральные игры возникают редко, а если удается их наблюдать, то с выразительной, эмоциональной стороны они выглядят слабо, часто возникают конфликты в процессе игры, которые дети, порой, не могут разрешить самостоятельно.Театральные игры рассматриваются как совокупность методик, построенных на применении театрализованного искусства, способного переконструировать негативную ситуацию с использованием креативных способностей детей».
Увлекательного чтения...
Каждый год в школу детскую школу искусств приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые, но их всех объединяет, с нашей точки зрения одно - они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интерес их однообразен. Как разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как научить их общаться в этом мире? Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многое не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. А.А. Рояк показала, что неблагоприятные отношения со сверстниками могут способствовать проявлению у ребенка неуверенности в себе недоверчивости к людям, это приводит к неразрешимым конфликтным ситуациям, проявлению агрессивности, враждебности, жестокости.
Не смотря на то, что игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью. Однако, именно игра помогает изменить отношение к окружающим и к самому себе, а взятие на себя роли раскрывает в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам, педагогам, в частности, через театрализованную деятельность, оказывать позитивное влияние на детей, давая им реальную возможность адаптироваться в детском коллективе.
Годы работы с детьми показали, что по инициативе детей театральные игры возникают редко, а если удается их наблюдать, то с выразительной, эмоциональной стороны они выглядит слабо, часто возникают конфликты в процессе игры, которые дети порой не могут разрешить самостоятельно.
Театральные игры рассматриваются как совокупность методик, построенных на применение театрализованного искусства, способного переконструировать негативную ситуацию с использованием креативных способностей детей в своеобразной символической форме, выделив основные ее функции:
- катарсистическую (очищение, освобождение, от негативных состояний);
- регулятивную (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивную (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения).
Театральные игры, как один их методов преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего школьного возраста, включаются следующие разделы: этюды и упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие, направленные на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, игры в кукольный театр, игры представления, народные, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые и режиссёрские игры.
Большинство этих упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
- игрового самочувствия;
- от простого к сложному;
- от элементарного фантазирования к созданию образа.
В любом упражнении и игре рекомендуется, кроме того, выделять и фиксировать трехчастную структуру. Это поможет детям впоследствии освоить основной композиционный закон: начало — середина — конец. На языке драматургии это: завязка — кульминация — развязка. На языке движения: фиксация — откат — посыл. На языке актерского мастерства: увидел — оценил — действую. Эта триада, в идеале, должна войти в привычку, зафиксироваться на уровне подсознания или мышечных реакций. Выполняя любое действие, отдельный актер или весь актерский ансамбль должен проходить эти три стадии последовательно, не пропуская ни одной, как на уровне элементарного физического движения, так и на уровне исполнения целой пьесы.
Наиболее значимыми для преодоления коммуникативной дезадаптации в детском коллективе считаются игры и упражнения на сценическое оправдание, так как они позволяют объяснить, оправдать любую свою позу или действия нафантазированными причинами - предлагаемыми обстоятельствами.
Темы для таких маленьких спектаклей-этюдов близки и понятны детям (Ссора. Обида. Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях, развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство. Просьба. Благодарность. Угощение. Поздравление и пожелание). Спомощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость. Гнев. Грусть. Удивление. Отвращение. Страх). Такого рода упражнения являются эффективным средством социализации школьника.
Уже на первом этапе у детей развивается чувство партнерства. Освоив способы позитивного взаимодействия, они становятся активнее в общении, разговорчивее, постепенно взаимоотношения между детьми строятся на основе доверия, взаимопонимания. Ребенок, осознавая себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; действовать, подчиняя свои действия определенному образу, правилу поведения; учится жить, проживая жизнь своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков, учась на их ошибках. Под воздействием театрального искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, то есть негативные чувства превращаются в положительную эмоцию.
Театральные игры служат важнейшим средством для развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, так как в основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях находить адекватные способы воздействия.
Создание спектакля школьниками стало очень увлекательным и полезным занятием. Именно в спектакле или концерте ребенок непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образ поведения и общения. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть трудности в общении со сверстниками, в то же время, давая возможность другим детям думать о них, сотрудничать с ними. Постепенно утверждается принятая всеми участниками спектакля атмосфера защищенности, самоуважения, нетерпимость к грубым, унижающим человеческое достоинство отношениям.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат народные игры и русские народные сказки, так как они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка. Игры в музыкальном сопровождении «Каравай», «Яблонька» «Галка», «Заинька»; игры народного календаря; весенние игры; святочные игры; колядки; виды весенних хороводов «змейка», «улитка»; игры народов мира, например, музыкальные французские игры-песни «Сорву я розу», «Мы сажали капусту» и др. приобщают детей к игровой копилке традиционной народной культуры, развитию интереса к изучению народных традиций. В свою очередь с социально-педагогической точки зрения сказки выполняют развивающую терапевтическую функцию, поскольку имеют психотерапевтический эффект,
Первым помощником в преодолении коммуникативной дезадаптации ребенка, в период освоения им норм и правил поведения, а так же взаимоотношения в кругу взрослых и детей, могут стать персонажи кукольного театра (куклотерапия). Дети с удовольствием берут их в руки и от их лица рассказывают о своих мыслях, чувствах с помощью куклы они выражают и регулируют собственные переживания, а порой и агрессию. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Занятия по предмету « Театральные игры» строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театральные игры в разных формах, где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, строить взаимоотношения на основе сотрудничества к взаимной договоренности, ощущая общую ответственность за судьбу детского коллектива;
- эмоциональное заключение, которое обеспечивает успешность театрализованной деятельности.
Плодотворная работа с детьми вовлекла и родителей в этот волшебный мир сказок и перевоплощений. Они по-новому взглянули на своего ребенка, его возможности и таланты, общение с ним. Активное участие в выставках «Умелые руки не знают скуки», конкурсе «Театр куклы», постановке спектаклей «Гуси-лебеди». «Как победили Кощея и спасли Красоту», показало, что родители творчески с интересом подходят к данной деятельности.
Такой подход подводит к творческому сотрудничеству, устраняется отчужденность, решаются многие педагогические проблемы, связанные с общением и взаимодействием между родителем, педагогом и ребенком.
Проведенная работа дала возможность проследить тенденцию роста навыков общения ребенка со сверстниками, взрослыми:
- дети научились социальной компетентности, связывающей с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций способов общения и поведения;
- сформировались знания об эмоциональном мире человека;
- у детей развились организаторские умения и навыки, они стали более уверенны в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;
- речь детей стала связной, выразительной, эмоциональной, расширился их словарный запас;
- совершенствовались формы, виды и средства общения, сложились и осознанные непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, что помогло им адаптироваться в коллективе сверстников и создать благоприятную атмосферу для успешной учебной деятельности в школе искусств.
Список литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
- Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.
- Дудина М.Н. Формы и методы контроля за качеством преподавания. // Завуч. – 2001. - №2.
- Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
- Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
- Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.
- Петрусинский В.Д. Игры: обучение, тренинги, досуг. – Новая школа, 2000.
- Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
- Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003.
- Электронная библиотека Мошкова.