Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Воробьеву Наталью Георгиевну, педагога-психолога МБДОУ № 265 г. Красноярска. Сегодня Наталья Георгиевна с удовольствием поделится своим профессиональным опытом в развитии коммуникативных способностей в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкальных игр . Данный материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, психологам дошкольных образовательных учреждений.
Комментарии к статье от Натальи Георгиевны:
«Развитие коммуникативных способностей, является важной составляющей воспитательного процесса в детском саду. В современном мире, когда электронные средства коммуникации стали преобладать над непосредственным человеческим общением, формирование коммуникативных способностей, в дошкольном возрасте, приобретает особую актуальность, а музыкальные игры являются одним из средств, с помощью которых эти способности развиваются.»
Полезного чтения...
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений —
одна из важных задач воспитания личности
ребёнка дошкольного возраста”
В.А.Сухомлинский.
В настоящее время, когда электронные средства коммуникации стали преобладать над непосредственным общением, особую важность приобретает проблема непосредственного, «живого» общения. Действительно, нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор, компьютер, планшет, телефон, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Всё чаще дети старших групп приносят с собой в детский сад телефоны, планшеты, различные электронные игрушки, играя в которые ребенку не обязательно иметь партнера по игре. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь ребенка, раскрашивает яркими красками сферу его ощущений.
Коммуникативные способности, умение общаться – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённого на познание и оценку самого себя через посредство других людей Развитие ребёнка во многом зависит от общения со взрослыми и сверстниками, оно влияет не только на психическое, но и на физическое, эмоциональное развитие. В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в специально организованную игровую деятельность. Теоретические основы детской игры исследовали ведущие педагоги и психологи: Сухомлинский В.А., Крупская Н.К. ,Макаренко А. С., Выготский Л. С., Запорожец А. В., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б. и многие другие. Учитывая особенности действительности, в нашем детском саду разработана рабочая программа, в которой на ряду с другими играми широко используются музыкальные игры для развития коммуникативных способностей детей.
Среди многообразия методов и технологий, на мой взгляд, музыкальные игры помогают развитию не только музыкальные способностей ребенка, но и способствуют приобретению коммуникативных навыков.
Используя музыкальные игры в работе, у детей развиваются не только музыкально-ритмические способности, чувство музыкальной формы, музыкальная память, но и пластичность, и выразительность движений, ориентация в пространства, память и внимание Целью музыкальных игр является невербальная коммуникация, и происходит это посредством музыкально-ритмического движения. Игры, используемые в занятиях, помогают мне в одних случаях - организовать детей (игры «Паровозик», «Вместе весело шагать», «Раз, два, три, четыре встаньте в круг по шире», и др.), в другом случае - эмоционально положительно настраивают детей («Мои руки хороши», «Вперед 4-е шага» «Арам, зам, зам» и др.), а так же выступают в качестве динамической паузы. Музыкальные игры объединяют детей, развивая компоненты коммуникативных универсальных учебных действий, такие как:
- динамические стороны общения (легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению);
- эмоциональность и выразительность невербальных средств общения;
- позитивное самоощущение (раскрепощенность, уверенность в себе).
Специфика разучивания таких игр такова, что уже во время первого слушания музыкального произведения происходит знакомство с танцевальными элементами и разучивание слов. У детей старшего дошкольного возраста поощряется инициатива, импровизация. Дети могут сами придумывать движения, на их взгляд подходящие для данного фрагмента музыки, позволяет почувствовать ребенку себя автором и исполнителем одновременно. Тактильный контакт играющих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Музыкальные игры очень нравятся детям. С интересом и желанием дети играют в такие игры, как: «Ку-ку», «Лавата», «Дударь», «Тетя весельчак», «Ничего на свете лучше нету…», «Зарядка», «Знакомство», «Каравай», «Имена и ритмы», «Танец утят», «Хоп, хлоп по ладошке», «Птичка, синяя синичка», «Ручеек» и многие другие. Вот пример игры:
Игра «Ку-ку».
Дети стоят в кругу парами, друг против друга. Звучит музыка, дети танцуют и поют:
Я от тебя убегу, убегу (отбегая друг от друга),
Я от тебя убегу, убегу (подбегая друг к другу)
Я от тебя убегу, убегу (вокруг себя)
Спрячусь за дерево и скажу ку-ку (дети приседают, закрывая лицо ладошками, затем встают и открывают лицо, ) проигрыш.
Так дети поют и двигаются со словами: Я от тебя улечу, улечу – 3 раза, (изображая полет), спрячусь за облачко и скажу «ку-ку» ( проигрыш)
Дети, поют и танцуют, со словами: Я от тебя уплыву, уплыву – 3 раза, (изображая пловца отбегая, подбегая и кружась). Спрячусь за лодочку и скажу «Ку-ку», проигрыш.
За последним разом дети повторяют все предыдущие движения и в конце поют: « Я так игра, (подают друг другу руки) я тебя люблю (обнимают друг друга). Проигрыш.
Очень важно, что основа музыкальных игр - это литература хорошего качества, некоторые из них имеют фольклорные истоки. В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все дети являются участниками и создателями игрового действия (Орф-педагогика). Этот исключает процесс оценивания, помогает ребенку раскрепоститься и наделяет самостоятельным смыслом участие детей в танце-игре. Музыкальные игры со сменой партнёров снимают барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в игре чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что эти дети вовсе не плохие, а такие же, как все. Вот пример игры из репертуара фольклорных групп, которую я использую в своих занятиях:
Игра « Дударь».
Дети выбирают водящего (Дударя), идут по кругу и поют:
Дударь, Дударь Дударище,
Дударь старый, старичище
ну, его по колоду, ну, его под сырую,
ну, его под гнилую!
Дударь, Дударь, что болит?
Дударь отвечает, называя любую часть тела. Так продолжается, пока водящий скажет: «Здоров!». Дальше выбирают следующего и игра продолжатся
Практика показывает, что психическое развитие ребенка начинается с общения, это первый вид социальной активности ребенка. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми ребенок общается, являются для него носителями нового опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Я считаю, что музыкальная составляющая коммуникативных занятий будет помогать нам решать проблемы в развитии коммуникативных способностей детей в нашем детском саду, и все новые «электронные игрушки» уступят место непосредственному, живому общению.