Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Драная А. Ж.
18 минут 6512 1924

Мастера своего дела: Драная А. Ж.

DranayaAZДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Драную Анжелику Жановну, воспитателя высшей квалификационной категории МАДОУ КВ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский. Сегодня Анжелика Жановна с удовольствием поделится методами и приёмами  в работе с дошкольниками, которые развивают самостоятельное творческое мышление,  помогают улучшить монологическую и диалогическую речь. Данный материал будет интересен родителям, воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.

 Комментарии к статье от Анжелики Жановны:

 «Разрешите Вам предложить ознакомиться с различными методами сочинения дошкольниками сказок, в том числе и нашим способом. Использование данных приемов в работе с дошкольниками научит самостоятельно творчески мыслить, записывать задуманное с помощью схем, что поможет улучшить монологическую и диалогическую речь. В статье приводятся доводы, доказывающие большую значимость для развития дошкольников сочинения и обыгрывания сказок»

Увлекательного чтения...



 Сочиняем сказку вместе с детьми.

Скачать презентацию к статье

                                                  «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого

можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» 

так писал В. Сухомлинский. (слайд1)

Сказка.... при этом волшебном слове возникают приятные воспоминания о том, как читала нам ее в детстве мама. Всегда хочется верить в сказку, где добро побеждает зло, где просто решаются даже самые сложные проблемы. Играя в сказку, проще и легче развивать ребенка, совершенствовать речь, обучать его премудростям жизни, воспитывать в нем черты характера, прививать чувство добра и неприятие зла, объяснять ему жизненные истины, учить решать проблемы, эмоционально поддерживать малыша, если это необходимо.

Любая сказка выполняет в развитии ребенка  ряд функций: ознакомительную, коррекционно - развивающую (развивается мышление, воображение, память, внимание ребенка, мелкая моторика и координация движений рук; совершенствуется речь); интеграционную (ребенок включается в социальную среду); логопедическую (развивается фонематический слух, артикуляция моторики). Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому нужно выбирать сказочные темы, подходящие для определенного возраста. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В данном возрасте дети идентифицируют себя с животными и могут легко перевоплощаться в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает отождествлять себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать, пересказывать волшебные сказки. Играя с ребенком, взрослому придется разбудить свою фантазию, напрячь память, вспомнив язык детства, т.е. стать на одну ступеньку с ним и взглянуть на мир его глазами.  

Зная о положительном влиянии сказки на развитие ребенка, я много лет использую ее в работе с малышами. Четыре года назад я предположила, что если научить ребенка его не просто слушать и пересказывать знакомую сказку, а побудить его самостоятельно мыслить, фантазировать, схематизировать придуманное и образно доносить свое произведение до слушателя, используя новые методы и приемы работы, то значительно улучшится монологическая и диалогическая речь. Чтобы ребенок самостоятельно научился сочинять сказки, на первом этапе работы мы активизируем запас известных сказок, учим глубже воспринимать традиционные способы организации сюжета и построения сказки: приём повторности, троекратности, повторения эпизодов, способы цепного построения композиции, структуру появления и движения персонажей: "от большого - к малому", "от малого - к большому", зачины, концовки. На втором этапе мы развиваем фантазию, речь, воображение, компетентность дошкольников с помощью разнообразных приемов. Они постоянно дополняются и совершенствуются. 

 В настоящее время мы играем с детьми в сказку по – особенному. К нам приходят волшебники. Волшебник «Увеличение - уменьшение" может сделать все вокруг большим или крохотным. В сказках детей маленький теремок становится большим и не ломается, когда в него поселяется мишка, а огромный арбуз - маленьким и его легко приносит в свою норку мышка для Дюймовочки. "Преобразование признаков времени" может вернуть нас в прошлое или переместить в будущее: бабушка снова становится маленькой и ходит в детский сад, мальчик становится Ильей Муромцем и сражается со Змеем Горынычем. Волшебник " Деление - объединение" может разделить что-либо на части или объединить разные части в целое: шея у Алисы стала длинной, как змея, а части тела рыбы, и человека объединились, и появилась русалочка. Волшебник "Оживление - окаменение" может оживить ведра с водой у Емели, и превратить злого людоеда в гору. "Специализация – универсализация" помогает ковру-самолету только летать, а роботу и волшебной палочке исполнять любые желания. Волшебник (Слайд2) "Наоборот" день может превратить в ночь, а злого и жадного Бармалея – в доброго и щедрого. Такие упражнения помогают развивать детскую фантазию и являются основой для сочинения будущих сказок. Третий этап направлен на развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: в продумывании собственного замысла сказки, выборе темы, сюжета, героев. Они учатся связно, последовательно, выразительно строить предложения.

Это могут быть:

1. Сочинение по предложенным темам и персонажам совместное с педагогом творчество.            

2. Сочинение сказки с самостоятельным выбором темы, персонажей, сюжета.

Есть много способов как их придумать(методы Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх, Хоменко Н. Н), и мы пользуемся ими в работе с детьми:                                                                                                                                                      Метод Каталога

Помогает научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.   Построение связного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.).                                                                  

Ведущий открывает книгу на любой странице, задаёт вопрос и предлагает одному из детей указать пальчиком на любое слово. Это и будет ответ. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Алгоритм составления сказок Жил-был... Кто? Какой он был? Пошел гулять... Куда? Встретил кого злого? Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Где наши друзья стали жить? Что стали делать? 

  - Воспитатель записывает ответы и схематично изображает сюжет, используя стрелочки. 

  - Затем зачитывается получившийся текст и предлагает детям придумать новое название сказки.

   Морфологический анализ.

Детям предлагается морфологическая таблица. Заполняются вертикальные и горизонтальные оси. Рассматривается их взаимодействие. Проводится с детьми обсуждение полученных вариантов. Затем, придумывается сказка. Автор табличного мышления американский ученый Фридрих Цвикке.                                                                                                                                                       

 Составление сказок морально-этического типа.                                                                     

 Базовый алгоритм                                                                                                                                                               

1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР: кухня.                                                                                                                                   

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой, ведро и веник (не более 7 объектов).                

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: занавеска – равнодушная, плита – злая, посуда – болтливая, веник – труженик, холодильник – мудрый. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.                                                            

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.   

 5. Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова «И вот однажды….»).    

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю.          

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта                          

Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная…», «История, которая произошла там-то…», «Как кто-то учился мудрости».                                                                                                                                                  

Составление сказок описательного типа (сказки-былины)                                                                                                                     

 Базовый алгоритм                                                                                                                                                 

1.Выбор какого-либо героя в детском возрасте.                                                                                                              

2. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.

3. Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.

4. Порча кем-либо дела героя.

5. Решение творческих задач героя.

6. Продолжение главного дела.

7. Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.

8. Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.

Мы рекомендуем попробовать и наш способ придумывать сказки.

1. Предложить детям представить какой-либо объект или несколько объектов (человек, животное, мебель, транспорт и др.)

2. Обсудить объект с обычной точки зрения (признаки, функция, как можно использовать).

3. Предложить пофантазировать (превратиться в данный объект и рассказать о своих чувствах в данный момент, использовать волшебников увеличения, времени и др.).

4.Организовать продуктивную деятельность детей

а) придумать сказку о выбранном персонаже (сначала со взрослым, а после - самостоятельно) по алгоритму: жил-был …где? …кто?...какой он был?.. (по внешности, по характеру, по возрасту)… какая проблема возникла у героя?...как и с помощью чего он ее пытался решать?... Какое решение принял?.. Какие действия делал?.. Что в результате получилось? Вывод. Как назвать сказку? Содержание сказки каждый ребенок записывает  с помощью схем. Затем, выбирает слушателя и рассказывает ему сказку, используя их.                                                                                                                                                           

 Дети любят нарисовать, вылепить или сделать аппликацию по сюжету придуманной сказки, (слайд3,4,5)  сочинять маленькие пьески по ним, а затем рассказывать и показывать их своим друзьям и взрослым. Например, сказка, которую придумала Карина Ш.

Жил – был в одном сказочном лесу слонотоп. Он был разноцветный. У него был хобот и крылья. Он был добрый, веселый и молодой. Однажды он пошел в другой лес и заблудился там. Ходил он, ходил, искал выход из леса, а попал в самую чащу, темную – претемную. Не просто решить ему проблему. Задумался он и начал кричать «ау». Смотрит, а из чащи два зеленых глаза светятся. Хотел убежать уже, как вышел ему навстречу волчок – серый бочок. Рассказал слонотоп ему о своей беде. Махнул волчок волшебной палочкой, и появилась дорожка. Махнул еще раз и слонотоп стал маленьким. Сел он на волчка верхом. Он его из леса и вывел. Смотрит слонотоп, а вдалеке дерево, под которым они с мамой живут. Обрадовался он, что нашел дорогу домой. Сказал спасибо волчонку, и быстро побежал к маме. Сказка называется «Слонотоп и его друг волчок – серый бочок».

 Знакомясь с живописью местных художников в разные времена года, дети нашей группы придумали сказку, иллюстрировали ее своими рисунками и представили дошкольникам других детских садов нашего города в рамках презентации проекта «Знакомство с живописью художников Белоярья». Сказка о Дедушке Годе и его сыновьях Весне, Лете, Осени и Зиме.  Аторы: Кирилл И., Кристина П, Милана Г.).                                                                                     

  Жил – был на планете Земля дедушка Год. И было у него четыре сына: зима, весна, лето и осень. Всех он любил одинаково. Все к нему в гости в свое время ходили друг за дружкой. Характеры у них у всех разные были. Осень часто был плаксой. У него быстро менялось настроение. То он радостный и все рисует в золотых и багряных цветах. Трудится на полях, садах, лесах: собирает для людей да зверей урожай, да на зиму припасы делает. Георгинами, гладиолусами, астрами клумбы украшает. То солнышко за дождливые тучи спрячет, слякотью по дорогам растечется, ветрами холодными задует, птиц на юг, в теплые края, выгонит. Зверям шубки на зимние поменяет, людей в легкие сапоги да пальто оденет. Инеем бочки для полива с водой на дачах покроет, да и все остальное, что по руку попадет. А потом снова как расплачется, и последние листочки с веток на землю сорвет.

            Зима – вторым сынком был. Его звали холодный, суровый, блестящий, сырой, и снежный. Загнал он рыб под толстые льды, медведя в берлогу, а ежика с лягушкой спать в своих норках. Всю землю теплым белым покрывалом из снега покрыл. Зверей да людей в теплые одежды обрядил. Зайка радуется своему наряду, бел на белом снегу ни лисе, ни волку, ни сове с филином не видно.   Как плохое настроение, то снежным бураном кружит, никому на улицу выйти не даст. А когда хорошее - рисует на окнах дивные узоры: бурное море, снежных драконов, кружева и лес, даже свое лицо нарисовал. А еще развлекать людей любит: то елку новогодними игрушками нарядит да Деда Мороза со Снегурочкой пошлет к людям подарки раздавать, желания их исполнять. Идут они по зимнему городу Белоярскому, ночью да луной любуются. На детскую площадку скульпторов позовет - они для ребятишек снежных горок смастерят, фигур ледяных построят. Ходят люди, любуются, зиму благодарят. А еще благодарят за санки, лыжи, снежки, снежную бабу в детском саду. Морозный он – сынок Зима.

            Третий к батюшке Весна сынок идет. Он совсем другой: тающий, веселый, светлый и радостный. Он заставил солнышко показаться из-за туч и согреть землю. Сосульки закапали веселой капелью, а в лужах начали купаться птицы, вернувшиеся из теплых краев. Растопил снега да зеленой травой, листвой всю землю покрыл. Украсил ее подснежниками, нарциссами, тюльпанами, ландышами да сиренью. Разбудил от спячки мишку, ежа да лягушку. Дал белочке, зайчику да людям одежду полегче. Посадил будущий урожай. Всем зверюшкам и птицам детенышей подарил.

            А последний братец – Лето - яркий, солнечный, радостный, жаркий. Украсил людей шоколадным загаром, а все вокруг - тысячью цветов, бабочек, дивным пением птиц. Летом все растет, цветет и развивается. Дети загорают, купаются и строят башни из песка. Братья прежде, чем к батюшке прийти, они по всей земле ходили. Проходили и возле замка, где жили принц и принцесса. Поспорили девочка с мальчиком кто из братьев важнее. Никак решить не могли. Обратились к дедушке Году. А он им и говорит: «Зря вы спорите. Много тысяч лет я Землю обхожу. Каждый из братьев ко мне в свое время является. Если один не придет, то и другого не дождаться. Только на экваторе всегда лето. А вы на Севере живете. Там зима долго задерживается, а весна, лето и осень быстро пробегают». Согласились с дедушкой Годом принц и принцесса. Теперь, какое время года к ним в гости не заходит, всем с тех пор они одинаковый почет и уважение оказывают.    

Конец.

Итак,   сопоставив результаты диагностики развития монологической и диалогической речи старших дошкольников, стало очевидно, что после применения   приема сочинения и обыгрывания детьми сказок, их речь и художественное мышление (воображение) стали более совершенными (на 21%), чем до применения данного приема. Поэтому использование сказки в развитии ребят в нашей практике имеет первостепенное значение. Если Вас, уважаемые коллеги и родители, заинтересовал наш метод сочинения сказок, предлагаем и Вам попробовать его со своими детьми.

                                                      Используемая литература.

1. Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников ,2007г

2. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. «Технологии развития связной речи дошкольников»,2004г.                    

3. Аникин В.П. Русская народная сказка.                                                                                                   

 4.Вульф Р.А., Мухина Г.Б. Творческая речевая деятельность детей на материале русских народных сказок// Художественное творчество в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной.                                  

5 .Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание. - 1994.-№6.                    

6.Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание.- 2000. - №5.                                                                                                                                                                      

7.Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок.// Художественное творчество в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2937 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6839 677