Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Проектная деятельность в детском саду
22 минуты 5879 1459

Проектная деятельность в детском саду

RyabcevaOA copyДорогие друзья, мы рады представить вам Рябцеву Ольгу Александровну, педагога дополнительного образования структурного подразделения детский сад общеразвивающего вида «Буратино» ГБОУ СОШ № 2 п.г.т.Усть-Кинельский. Сегодня Ольга Александровна представляет  метод проектной деятельности в детском саду нашему вниманию. Статья будет интересна педагогам ДОУ, родителям, педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Ольги Александровны:

 «Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.  Основа метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь».

 Полезного чтения...


Проектная деятельность в детском саду

Посмотреть презентацию к статье

Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.  Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Внедрение проектного метода в нашем детском саду началось несколько лет назад. Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в обучении и воспитании детей.

Проектная деятельность в нашем детском саду стала частью учебного процесса. Ниже кратко рассмотрим проведенные экологические проекты в нашем детском саду.

Экологический проект «Во саду ли в огороде»

Осенью проводился экологический проект «Во саду ли в огороде». С ребятами в рамках проекта была проведена тематическая организованная непосредственная образовательная деятельность «Сад и огород», «Дары осени», что способствует уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу; закреплению представлений о значении свежих плодов для здоровья людей.

На экологическом кружке «Зеленая планета» была проведена викторина «Загадки на грядке», где ребята наперебой соревновались в отгадывании тематических загадок. За участие ребята получили сладкие призы. (Фото 1)

С воспитанниками мы прочитали экологическую сказку «Сад и огород», после прослушивания которой, дети рисовали рисунки на темы сказки.

Дети с участием музыкального руководителя Фадеевой О.О., воспитателя Бурановой О.А, педагога-эколога Рябцевой О.А. показали минисценку «Урожай собирай». (Фото 2)

На территории детского сада имеется огород.

Дети - прирождённые огородники, потому что они любопытные, любят учиться на практике и играть в грязи.

Работая в саду или на огороде, ребёнок испытывает удовлетворение и радость из-за того, что может за чем-то ухаживать, а также наблюдать за жизненным циклом растений непосредственно на личном опыте. Работа в огороде даёт детям возможность овладеть необходимыми практическими жизненными умениями и навыками, которым не учат в современной школе. С помощью огородничества к детям приходит осознание необходимости охраны окружающей среды. Ещё один важный аспект: если детские усилия приносят результаты, то вместе с ростом растений растёт и детская самооценка. (Фото3)

Чтобы маленькие огородники получили от процесса работы в огороде побольше удовольствия и не устали от ожидания, нужно подобрать для посадки такие растения, которые быстро растут (детям хочется побыстрее увидеть результаты своих трудов!), с плодами, которые потом можно будет собрать и употребить в пищу. Чтобы ребёнок чувствовал свою ответственность за посаженные растения, под каждую группу выделяется отдельный участок земли под огород. И дети знают, что если они не польют растения, то кроме них никто этого не сделает, и они погибнут. Вместе с ребятами на огороде мы весь год выращивали урожай. Ранней весной в детском саду проходил экологический конкурс «Огород на подоконнике» (Фото 6), в рамках которого мы с детьми посадили рассаду помидоры, перца, капусты, цветов и др. В городе сажаем: лук, морковь, свеклу, огурцы, чеснок, кабачки, капусту, помидору, кукурузу и др. Летом внимательно следили за растениями, знакомились с фазами роста растений, ухаживали за ними, поливая, пропалывая от сорняков. Осенью собрали урожай, сделав небольшие запасы на зиму.(Фото 4) На обед дети кушали морковку, помидору, огурцы, редис которые сами сорвали в огороде. И даже зимой мы не остаемся без выращенных собственными руками полезным продуктов. (Фото 5) Вместе с детьми зимой устраиваем «Огород на окне»: в ящик сажаем лук-репку. Пророщенный лук , можно использовать как витаминную добавку к обеду. «Огород на окне» может существенно обогатить педагогический процесс, позволяет познакомить детей с особенностями выращивания некоторых овощных культур, получить витаминную зелень. Материал опыта способствует воспитанию у детей, прежде всего их интереса к окружающему миру, правильному отношению к здоровью. Наблюдения за ростом лука – это ознакомление детей с ростом и развитием растения, его взаимосвязью с внешней средой. Постановка несложных опытов, регулярные наблюдения помогают дошкольникам укрепить понимание зависимости растущего растения от комплекса условий, в которых оно находится.

В рамках экологического проекта с успехом прошла фотовыставка «Во саду ли в огороде». Ребята с родителями активно участвовали в ней, принося необычные фотографии с овощами, фруктами и др.

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Очень часто мы не задумываемся о том,  как   проводят   зиму   наши   пернатые  друзья. Каково им, беззащитным, бездомным существам, в лютые зимние дни?

Большинство птиц улетают на зимовку в тёплые страны, но значительное количество их остаются в наших краях. Во время  зимы  они подвергаются климатическим воздействиям, затрудняющим добывание пищи. Обильные снегопады и метели, покрывающие тонкой пеленой льда ветви и стволы деревьев, вызывают массовую гибель мелких птиц из-за недостатка пищи. И в данной ситуации именно человек, который называет себя «царём природы» должен помочь птицам и позаботиться о них.

Ни для кого не секрет, что птицы приносят человеку огромную пользу. Синицы, например, круглый год уничтожают вредителей лесов и садов. А благотворная работа дятла- санитара леса - известна каждому с детства.В нашем детском саду все группы помогают птицам пережить суровую зиму, родители воспитанников группы «Солнышко» своими руками сделали кормушки для птиц и принесли корм для птиц. Дети выходя на прогулку вместе с воспитателем подкармливают птиц (Фото 8,9).

В старшей и подготовительной группах были проведены тематическая образовательная деятельность. Воспитанники вместе с родителями готовили «Зимний пирог для птиц»: Зимний "пирог" для птиц.

Ребята на образовательной деятельности рисовали птиц, делали птиц на аппликации, разукрашивали, составляя свои минивыставки.

В рамках акции «Покормите птиц зимой» проходил тематический конкурс рисунков. Дети вместе с родителями активно участвовали в конкурсе. Затем мы с воспитанниками по нашему поселку развешивали листовки, которые изготовили собственными руками, призывая жителей поддержать нас и не бросать птиц в трудный для них момент. (Фото 10)

По итогам конкурса «На лучший рисунок про зимующих птиц», победители были награждены дипломами победителей и участников, а также сладкими призами. (Фото 11,11а)

Итогом проекта «Покормите птиц зимой» стал праздник «Птицы -  наши соседи на Земле».

Целью которого стало: воспитание любви и бережного отношения к птицам; активизировать и обогащать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей; создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей; учить замечать красоту зимнего леса, формировать эмоциональное отношение к природе.

Проект «Домашние любимцы» (проведен воспитателем Калугиной Татьяной Аркадьевной)

Задачи этого проекта:

1. Развивать умения всматриваться и любоваться домашними любимцами, проявлять наблюдательность и заботливое отношение к ним.

2. Поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность детей

3. Формировать у детей элементарные формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

4. Развивать речь детей.

5. Воспитывать бережное отношение к животным, живущим рядом с нами (кошка, собака, попугайчики, аквариумные рыбки и др.)

6. Познакомить с отличительными особенностями и потребностями животных, живущих у нас дома и в уголке природы, научить элементарным правилам ухода за ними.

Со всеми поставленными задачами педагоги детского сад справились

Проект «Дикие животные» (проведен воспитателем Калугиной Татьяной Аркадьевной)

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.Сухомлинский.

   В современной системе образования все чаще используется интегрированный подход, при котором ребенок получает единое и комплексное обучение уже с детского сада и до окончания школы. Экологический проект в детском саду являются одной из новейших практик, всесторонне развивающих личность ребенка. Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей данной возрастной группы. Во-вторых, каждый экологический проект в детском саду ребенок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует правильному формированию его социальной адаптивности. В-третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность.

"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.

Знакомство с природой будет неполным, если не рассказывать ребенку о диких животных. Без животных природа мертва. Самый маленький ребенок знает, что в лесу живут звери. Дети искренне сочувствуют зайчишке, за которым охотится лиса, им нравится веселая белочка, а как все они не любят злого, жадного волка!

Цель проекта -знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям животного мира. Дети с большим удовольствием принимали участие в интегрированных занятиях, играли в дидактические, сюжетно ролевые, театрализованные, настольные, подвижные, музыкальные игры. Слушали литературные произведения о диких животных писателей-натуралистов В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, М.М. Пришвина, народные и авторские сказки. Организовали выставку детских работ «Дикие животные», выполненных в совместной деятельности с родителями дома. Изготовили в разной технике «животных» для создания настенного панно. Во время проекта дети получили конкретные познавательные навыки: учились наблюдать, рассуждать, планировать работу, учились прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивали познавательные способности. И это не последний наш экологический проект, но об этом читайте уже в следующем выпуске газеты.

В результате реализации проекта «Дикие животные» был получен хороший результат и мы добились того, что ожидали от проекта, то есть:

Ребёнок знает: диких животных, их повадки, внешний вид, место обитания, образ жизни.

создали необходимые условия по ознакомлению с творчеством В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, М.М.Пришвина, авторских и народных сказок;

пополнили библиотеку произведениями о диких животных;

создали уголок развивающих игр по ознакомлению детей с животным миром и природой;

оформили выставку панно «Дикие животные в лесу»;

оформили выставку детских работ совместно с родителями «Дикие животные»;

выпустили «Лесную газету» – 1 номер;

активно приняли участие родители в реализации проекта – 75%;

дети стали бережнее относиться к живому миру природы.

Муз. Руководитель Фадеева О.Н. Провела музыкальные игры «Лиса», «Медведи в лесу».

Во время игр дети стали оказывать помощь друг другу и стали более доброжелательными.

Среднесрочный проект: «От зернышка до каравая» 

Цель проекта: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

В нашей стране относились к хлебу всегда по особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: «Думает, что булки на деревьях растут». Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки и проследить весь путь хлеба – от зернышка до каравая.

И работа закипела: первым делом, мы посеяли семена яровых культур: пшеницы, ячменя и овса. Сеяли мы не просто так, а по совету опытного агронома, по 100 – 110 зерен на 1 м. Ребята самостоятельно считали зерна для посева. Все лето мы с воспитанниками ухаживали за всходами, поливали, пололи, наблюдая за образованием колосьев.

В начале учебного года мы начали образовательную деятельность: проводили НОД «Хлеб – всему голова», «Откуда хлеб пришёл», беседы «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?», «Пшеница», «Рожь», «Военный хлеб», «Почему надо беречь хлеб?», играли в различные дидактические и подвижные игры и т.д.

Большое значение мы уделяли экспериментальной деятельности. Мы с ребятами решили путем исследования проверить, как влияет температура на поднятие теста и, следовательно, на готовый хлебобулочный продукт. В первую очередь мы замесили 2 клубочка теста из одинакового количества продуктов: положили муку, воду, сахар, масло растительное и, конечно, дрожжи. Затем одну часть получившегося тесто поставили в теплое место, а другую в холодильник. И через 2 часа посмотрели результат: тесто, стоявшее в холодильнике, не поднялось, а тесто, стоявшее в теплом месте, увеличилось в 2 раза. Затем мы испекли булочки из обоих видов теста и, конечно, попробовали. Мягкая булочка из теста, стоявшего в тепле, легко резалась, не крошилась, чего нельзя сказать о другой булочке. Она крошилась и резать её было очень проблематично, приходилось применять усилие. Вот как повлияла температура на наши булочки.

Но так как мы с ребятами не специалисты, то решили посетить Поволжский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства им. П. Н. Константинова и узнать, как и какое зерно попадает к нам на стол в виде хлеба и хлебобулочных изделий. Целью экскурсии было познакомить детей с профессией селекционера, технолога, т.е. человека изучающего качество выросшего на поле зерна; посмотреть технологию изучения качества зерна. И специалисты института нам подробно объяснили, что делают с зерном прежде чем оно попадет к нам на стол: как из колоска забирают зерно, как потом его перемалывают, очищают муку от примесей, проверяют клейковину, и как она оказывается похожа на жвачку. И, вот ведь что интересно, не все зерно, выросшее на поле подходит для хлеба. (Фото 13)

Затем мы отправились на пекарню, посмотреть, что же дальше происходит с тем зернышком, которое прошло строгий контроль. С огромным вниманием дети наблюдали процесс изготовления хлеба от просеивания муки, замешивания теста до готовой продукции, развозимой на  прилавки магазинов нашего села. (Фото 14)

Дети увидели, как тесто в печи превращается в хлеб с ароматной хрустящей корочкой. Увидели, насколько тяжела работа хлебопека и как важно беречь их труд. Самое приятное для малышей в этой встрече было угощение от пекарей: сладкая ароматная  булочка!

С детьми мы посетили пищеблок детского сада, и посмотрели, как же повара детского сада пекут ребятам булочки и пирожки, которыми мы с большим удовольствием ужинаем. Ну и, конечно, нам стало интересен дальнейший путь нашего зернышка. И мы отправились в след за ним в хлебный магазин.

В магазине у ребят «разбежались глаза», вот, оказывается, столько продукции можно испечь из нашего зернышка: тут и хлеб пшеничный, и хлеб отрубной, и лаваш, и различные булочки, и хлебцы, и макароны, и сушки, и баранки, и еще много, много чего.

И в заключение экскурсий дети сделали вывод о том, что хлеб и все хлебобулочные изделия являются одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют много людей.

И вот, наконец-то, после стольких экскурсий, прогулок, экспериментов, игр и т.д. мы решили самостоятельно испечь хлеб с помощью хлебопечки. Все ингредиенты мы положили в хлебопечку и стали наблюдать, что же будет происходить… Мы наблюдали: сначала тесто поднималось, потом снова крутилось, вертелось, а потом опять поднималось и только потом стал выпекаться хлеб, в групповой комнате запахло ароматным запахом хлеба. И вот, наконец то, пришло время посмотреть результат и, конечно, попробовать свежеиспеченный хлеб. Оказался он самым вкусным, так как пекли мы его сами. (Фото 15)

В начале и в конце проекта с ребятами был проведен мониторинг знаний о хлебе. Дети отвечали на вопросы педагога. И, подводя итог, можно смело сказать, что за время проведения проекта, уровень знаний детей о хлебе увеличился на 80 – 90 %.

Участие в проектах помогает детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником. У ребят появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.

На новый учебный год у нас уже много планов по проведению новых проектов с дошкольниками: в работе проект «Времена года» в рамках которого, с воспитанниками мы проводим экскурсионные походы в лес в разные времена года; знакомимся с жизнью животных, насекомых и конечно человека зимой, весной, осенью и летом; играем, проводим образовательную деятельность, после проведения которой стремимся увидеть все на практике, по возможности посещая кафедры Самарской государственной сельскохозяйственной академии.

Ведь когда видно результат и работать в удовольствие.

Список используемой литературы:

1.​ Бобылева Л. Береги природу! // Дошкольное воспитание. – 2002. - N 7. - С. 9-17.

3.​ Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение , 1993. - 128 с.

4.​ Ворошилова В. М. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания // Педагогическое образование. - 2009. - № 2. - С. 13-29.

6.​ Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.

7.​ Корзун А. В. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 4. - С. 28-35.

8.​ Масютина А. В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 49-50.

11.​ От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

13.​ Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.

14.​ Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. - 160с.

16.​ Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2011. - 52с.

19.​ Щербо Е. В. Интегрированный метод обучения в экологическом воспитании дошкольников // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1. - С. 144-145.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607